Использование метода проектов на уроках литературы
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На своих уроках я часто использую метод проектов, тк это отличный способ поработать с информацией и обработать полученную информацию, которой теперь предостаточно в интернете и уже такие формы как доклад и реферат утратили свою практическую ценность, потому что это превращается просто в копирование и пересказ
Я использую метод проектов чаще на уроках литературы в основном на уроках внеклассного чтения
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта
Учебное проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».
Формы продукта могут быть разные:
Сценарий
Экскурсия
Сказка
Модель
Видеофильм
Выставка
Газета
Игрушки
Журнал
Изделие и тдЗатем необходимо презентовать продукт
Диалог персонажей
Ролевая игра
Презентация
Спектакль
Демонстрация видеофильма
Инсценировка и тдВ пятом классе ребята выпускали совместную стенгазету на тему «В гостях у сказки», учащиеся распределили роли, у нас были корреспонденты, художники-оформители, редакторы, корректоры.
В прошлом году с другим 5 классом мы делали коллаж «Сказки Андерсена»
Ребята на листочках небольшого объема делали иллюстрации захватывающих эпизодов
В шестом классе учащиеся рассказывали о своих любимых книгах, в конце года оформили альманах « Страницы любимых книг». Каждый готовил страничку альманаха, вместе решали каким образом расположить эти страничкам и т.дВ седьмом классе учащиеся получили задание: узнать, творчество каких писателей-земляков связано с темами детства, войны, любви к родному краю (П.Явтысый, Е. Выучейская,Т.Дуркина) и показывали инсценировку какого-нибудь эпизода, они выбрали Рассказ «Витамины» из произведения Е.Выучейской «Ягоды можжевельника»
.
В восьмом классе занялись масштабным проектом классика Зарубежной литературы и сами сделали презентации
Ход работы:
1 этап
Мотивационный
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт
На этом этапе выяснили, что очень мало читают и знают о творчестве Жюля Верна , Майн рида, Александра Дюма
Решали познакомиться с творчеством писателей,и сделать презентацию
2 этап
Планирование деятельности
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап Информационно-операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап рефлексивно-оценочный
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
При оценке проектной деятельности
школьника учитываются:
степень самостоятельности в выполнении
различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и
четкость выполнения отведенной роли;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
уровень сложности и степень владения
применяемыми методиками;
Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого.