ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.Ж. Иванищева г.Липецк, МБОУ СОШ № 24,


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях экономического и политического реформирования в российской образовательной политике возникает необходимость обеспечения современного качества образования, его фундаментальности в соответствии с дальнейшими перспективными потребностями государства. Огромную роль в этом процессе играет непрерывное образование. В «Концепции общероссийской системы оценки качества образования» и «Национальной доктрине российского образования» в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ ХХI века решение проблемы повышения качества образования в системе непрерывного образования связано с его модернизацией; с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса. Всё это предполагает не только обновление содержания, но и нацеленность на новый образовательный результат, на новое качество образования обучающихся в школе, в частности, на формирование компетенций, умение самостоятельно добывать и применять знания на практике и требует создания новых моделей управления качеством образования обучающихся. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса с позиций использования информационных-технологий. В нашем исследовании мы остановимся на методе проектов.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [1].
Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [2, с. 11].
В методе проектов нашли свое воплощение идеи американского педагога и философа Джорджа Дьюи, утверждающего,что детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, найти знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, познавая жизнь, ребята получают необходимые знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по этому методу предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [3].
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;
межпредметным - интегрируется тематика нескольких предметов, например, информа тика,литературы. экология ;
надпредметным - выполняется этот проект в ходе работы в творческих мастерских, научных обществах.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [2].
При разработке проектов мы использовали структуру, описанную В.П. Кузовлевым и Н.П. Фаустовой, которая включает следующие шаги: определение проблемы исследования, формулировка основополагающего вопроса, выбор темы, выбор творческого названия проекта, формулировка проблемных вопросов, формулировка тематики исследований, разработка дидактических материалов, представление результата проекта [4]. С целью реализации проекта была разработана целевая программа.
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов:
1.Начинание (задача- определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы;деятельность учителя: мотивация учащихся, объяснение цели проекта, наблюдение;деятельность обучающихся: уточнение информации, обсуждение задания.
2. Планирование(задача- анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде;деятельность учителя: помогает в анализе и синтезе,
наблюдает; деятельность обучающихся: формируют задачи, уточняют информацию, делают выбор и обоснование своих критериев успеха;
3. Принятие решения(задача: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности;деятельность учителя: наблюдает, консультирует; деятельность обучающихся: работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование);
4. Выполнение(задач: выполнение проекта;деятельность учителя: наблюдает, советует;деятельность обучающегося: выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект);
5. Оценка результатов(задача: анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого, анализ достижения поставленной цели; деятельность учителя: наблюдение, направление процесса анализа); деятельность обучающихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке);
6. Защита проекта(задача: Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка; деятельность учителя: Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта; деятельность обучающихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Таким образом, проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Покажем, как осуществлялась проектная деятельность при создании школьного музея «Бунинская Россия». В процессе работы над проектом был заключен договор с ЕГУ имени И.А. Бунина, который имеет мощный научный потенциал, сильную методическую базу, многолетний опыт краеведческой работы и создания краеведческих музеев в Липецкой области, в том числе и музея И.А. Бунина.

Ведущая часть проекта посвящена изучению в музейных экспозициях творческого наследия великих писателей и поэтов, связанных с Липецким краем, которое рассматривается в контексте русской и мировой литературы. Использование ИКТ позволяет изучить архивные документы, познакомить школьников с творчеством И.А. Бунина, М.М.Пришвина и др., привить любовь к русскому языку. Вместе со школьниками было разработано содержание разделов музейной экспозиции и подготовлены проекты: «Липецкий край и Елецкая округа – духовная и творческая родина И.А. Бунина»; «Родители, семья»; «И.А. Бунин – гимназист»; «Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и присуждение Нобелевской премии (1933 год)».
Формами продуктов проектной деятельности при создании школьного музея «Бунинская Россия» являются: методические недели учителей русского языка, научные чтения, презентации, выставки, газеты, игра, создание костюмов, оформление кабинета, публикации, сценарии, экскурсии, выступления на конференциях с презентацией, выступления на заседаниях школьного научного общества.
Проектная деятельность субъектов образовательного процесса с использованием ИКТ позволяет организовать научную работа школьников и педагогов, укрепить связи с родительской общественностью, городскими библиотеками, областной писательской организацией.
Совместно с преподавателями ЕГУ ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные жизни и деятельности И.А. Бунина и его современников.
Таким образом, использование метода проектов в системе непрерывного образования школьников позволило расширить возможности управления качеством образования в общеобразовательной школе за счёт нового подхода к сбору, хранению и обработке информации.


Литература.

Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.
Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.
Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
Кузовлев, В.П. Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы [Текст] / В.П. Кузовлев, Н.П. Фаустова и др
Вензенлев А.А.Курсовая работа на тему: Метод проектов и его использование в школе[Текст] /А.А.Вензелев/Комсомольск на Амуре,2006г.












Заголовок 215