Использование метода проектов на уроках английского языка
МБОУСОШ №1 им.М.М. Пришвина
учитель английского языка
Лукьянцева Оксана Александровна
Использование метода проектов на уроках английского языка
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований ( с последующим оформлением), составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Этапы проектной работы.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.
Полномасштабный проект включает три стадии.
1 этап – планирование в классе.
Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта: составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации ( статьи, брошюры, иллюстрации, поиск необходимой информации в Интернете и последующая презентация проекта).
2 этап – выполнение проекта.
Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы класса. Учащиеся собирают печатный и иллюстративный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроке.
3 этап – возвращение в класс.
На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т.д.
Так, при прохождении темы «Окружающая среда» в 7 классе учащимся было дано задание: подготовить изображение дерева, к которому учащиеся будут прикреплять свои листочки. Перед тем, как повесить свои листочки, каждый из учащихся должен зачитать свои обещания и по возможности привести примеры того, что он (она) делает уже сейчас или когда-то сделал для охраны окружающей среды Самые лучшие работы ребят были вывешены на стене в классе.
4 этап – презентация проекта.
Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут использовать плакаты, представить в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т.д. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.
5 этап – контроль.
Оценка проектной работы – нелёгкое дело. С моей точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы.
Неправильно оценивать работу только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.
Я считаю, что не следует исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено много усилий ,и, возможно, ученики захотят сохранить её для себя. Поэтому, советую ученикам делать черновой вариант проектной работы, а затем проверяю его. Если есть ошибки, исправляю их карандашом.
Основные принципы проектной работы.
Вариативность.
Вариативность деятельности предполагает индивидуальную, парную, групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблемы.
Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики усваивают правила и структуры. Я предлагаю учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают её логическую систему.
4. Ученье с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
5.Личностный фактор.
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
6. Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Например, в 6 классе учащиеся готовили проект по теме «Моя родословная». Детям было дано задание нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках. Учащиеся использовали фотографии своих бабушек и дедушек в своих работах. Дети с интересом рассказывали о своих предках, при этом они узнали много нового и интересного из жизни своих родственников.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
После прохождения темы «Великие изобретения и открытия» в 8 классе учащиеся подготовили проекты на темы: «Изобретение радио и телефонной связи», «Изобретение электронной почты» и т.д. При подготовке тем учащиеся находили информацию в Интернете и готовили презентации по темам. Помимо этого, каждый учащийся высказывал свою точку зрения о необходимости использования данных средств коммуникации.
Одной из проблем при изучении иностранного языка в школе является то, что вне класса учащиеся не имеют возможности использовать свои знания. Применять речевые умения на практике помогает метод проектов. После изучения каждой темы предусмотрена организация проектной работы. В 9 классе был проведён итоговый урок – проект «Добро пожаловать в Россию!». При подготовке проекта я нацеливала учащихся на поиск материалов краеведческого характера, что в значительной степени усиливает воспитательный потенциал предмета.
Цели урока: 1) познавательный аспект – увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны; знакомство с достопримечательностями Москвы;
2) развивающий аспект – развитие творческих способностей учащихся, способности к сравнению и сопоставлению полученных знаний, способности логически сопоставлять;
3) воспитательный аспект – осознание понятия «Родина», более глубокое осознание своей культуры;
4) учебный аспект – развитие речевых умений.
На уроке учащиеся представляли свои проекты по темам «Путешествие в Россию», «Времена года в России», «Традиционная русская кухня», «Праздники в России», «Москва – столица России», «Мой родной город».
В конце урока учащиеся сравнивали культуру нашей страны и Британии.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.д. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения.
Итак, если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать, чётко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков , на которых предполагается использовать метод проектов.
Литература.
Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках иностранного языка /Текст/ ИЯШ-2002 №1
Гальскова Н.Д.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /Текст/-М:Академия,2006
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках /Текст/ ИЯШ -2003 №5
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам/Текст/- Просвещение, 2006
15