Статья Использование метода проектов в системе уроков русского языка

МБОУ «Пролетарская СОШ»








Доклад на заседание МО учителей русского языка и литературы Тема «Использование метода проектов метод проектов в системе уроков русского языка»
учителя русского языка и литературы
Бахтияровой Л.Л.


















П.Пролетарка
ноябрь 2016г.





Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения;
Использование проектной технологии позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группах даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций.
Обязательные условия при этом - чёткое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, то есть оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Формы рефлексии
Продолжи предложения
На уроке для меня было важно_________________________
Урок помог задуматься о ___________________________
Я научился___________________________________________
На уроке я добился_____________________
Выбери
Узнать новое
Высоких результатов
Не ударил лицом в грязь

·Бил мимо цели
Язык плохо подвешен
Из кожи вон лез
Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах урока, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приёмы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.



































4.Разноуровневое обучение на уроках русского языка
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Разноуровневые задания
Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.
(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)
Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда
Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя. Тема урока: “Способы передачи чужой речи».
Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера.Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Итак, отправным моментом, определившим решение организовать разноуровневое обучение явилось намерение предоставить ШАНС каждому ученику, организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя
15