Статья Использование метода проектов на уроках английского языка


Использование проектной методики на уроках английского языка
Несмотря на то, что этот метод возник в США в конце XIX века, он не утратил своей актуальности и в наши дни. Проектная методика позволяет оптимизировать учебно-воспитательный проект, повысить уровень и качество освоения материала обучающимися. В последние годы улучшается техническая оснащенность школ, что позволяет сделать педагогу процесс обучения сделать более увлекательным и практически направленным. Применение этого метода позволяет повысить самостоятельность обучающихся, лучше осваивать учебный материал.
По признаку предметно-содержательной области можно выделить следующие типы проектов:
монопроекты (в рамках одного предмета);
межпредметные проекты, они, как правило, выполняются дома во внеурочное время.
По доминирующему в проекте методу можно рассматривать следующие: исследовательские, ролево-игровые, практико-ориентированные, творческие и т.д.
По характеру координации работы над проектом: гибкий и жесткий.
По количеству участников проекта: личностные, парные, игровые.
По продолжительности проведения проекта: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
По характеру контактов среди участников проекта: внутришкольный, региональный и международный.
В реальной практике приходится чаще всего сталкиваться со смешанными типами проектов, в которых сочетаются признаки исследовательских и творческих проектов.
Проектная деятельность школьников – это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача учителя в процессе личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы выявить избирательность ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. 
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Основу проектной деятельности составляют требования к проекту. Их можно назвать «5 «П».
Постановка проблемы.
Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование, определение вида проекта и его презентация в итоге).
Поиск информации (исследовательская деятельность).
Подготовка продукта (практическая деятельность).
Презентация продукта.
Если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен тщательно продумать, проработать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь он может оказать обучающимся, не предлагая конкретных шагов и решений.
Учитель должен развивать умение обучающихся самостоятельно действовать, достигать конкретных результатов на каждом этапе проекта. Важно создать дружескую атмосферу, привлечь их к общению на английском языке во время обсуждения и работы над созданием проекта.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в основной школе ведется по учебникам УМК «Спотлайт». Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой.   Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Проект «Мой щенок: виртуальный или реальный?»
Возраст участников: обучающиеся 7 класса
Тип проекта: коллективный творческий
Цели:
развивать языковую компетенцию в рамках тематики урока, задавать вопросы о современных гаджетах, желании подростков иметь домашнего питомца;
формировать навыки эффективного сотрудничества в группе;
развивать креативность;
формировать чувство ответственности за коллективное дело.
Ожидаемый результат проекта: результатом проекта будет коллективная презентация “My Pet: Real or Virtual?”, которая состоит из индивидуальных работ , которые дети будут презентовать в группах и вывешивать на доску.
Дети работают в группах, каждая группа создает образ своего питомца и отстаивает свою точку зрения, приводя аргументы за и против.
Работа над проектом:
Подготовительный этап. Учащиеся сосредотачивают внимание на тематике, научились описывать питомца, научились ставить соответствующие вопросы.
Идеи для проекта. Учитель предлагает детям подумать, каким может быть питомец: реальным или виртуальным и почему? Также выдвигаются гипотезы по поводу создания и оформления презентации. Учитель записывает все идеи, помогает их правильно сформулировать. Обучающиеся получают задания в группах – систематизировать идеи для проекта.
Ожидаемый результат проекта: собрать в единое целое идеи для создания проекта, содержания и конечной презентации его.
Планирование.
На данном этапе определяется структура проекта, конечный результат. В нашем случае- это композиция, т.е. дом, в котором все жильцы имеют домашних питомцев : реальных или виртуальных. Учащиеся определяются окончательно, из каких обязательных частей будет состоять работа.
Основная работа над проектом. Дети в тетрадях или на листочках описывают своих питомцев, их привычки, кличку, то, что они едят, любимые занятия преимущества реальных или виртуальных питомцев. Каждая из групп составляет свои варианты текстов, демонстрируют владение лексическим материалом, умение преподносить информацию, достигнутыми на предыдущих этапах обучения.
Консультации. Обучающиеся знакомятся с работами участников группы, согласовывают индивидуальные работы, помогают другу другу исправить ошибки. Учитель дает консультации, отвечает на вопросы учеников, помогает избежать ошибок, скоординировать их работу.
Ожидаемый результат этапа: скорректированная и скоординированная работа в группах, направленная на создание проекта; учащиеся показали свое умение работать в группе и продемонстрировали способность к исправлению своих ошибок.
Создание окончательного варианта и его оформление. Обучающиеся выполняют индивидуальные работы по теме и дополняют их рисунками, иллюстрациями. Затем в группах создается окончательный вариант. В общую проектную работу они добавляют свои работы.
Ожидаемый результат этапа: скомпонованные индивидуальные работы, которые создают общую работу.
Подготовка к презентации проекта.
Каждая группа обсуждает, как разместить работы, как их презентовать. Каждая группа презентует свой «дом», в котором живут питомцы.
Ожидаемый результат этапа: презентовать работу группы, создать композицию «Дом, в котором живут питомцы». Обучающиеся научились описывать питомцев (внешность, место проживания, преимущества и недостатки реальных или виртуальных питомцев).
Подведение итогов.
Обсудить, что понравилось детям в этом проекте, что получилось лучше всего, какие трудности возникали.
Заполнить в группах таблицу. (Приложение1)
Учитель оценивает проект в соответствии с критериями.
(Приложение 2)
Приложение 1
Model
(макет) Steps
(шаги) Duties
(обязанности) Needs
(потребности)
Приложение 2
Students in the group Things we like about the project Things we don’t like about the project Things which we could do better We need practice at
Применение метода проектов на уроках английского языка имеет ряд преимуществ, позволяет развивать навыки самообразования и самоконтроля, т.к. он не предлагает готовых ответов, повышает мотивацию и информационную культуру, возможность интеграции нескольких предметов. Одно из главных достоинств - возможность создать благоприятную и комфортную среду для продуктивной работы обучающихся.
Как и любой другой метод, он имеет и ряд недостатков: возникновение сложностей при оценке субъективной работы обучающихся, технические неполадки, которые могут возникать в процессе работы, психологические коммуникативные проблемы при работе в группе, а также возможность переоценивания детьми своих способностей и попадания в стрессовые ситуации.
В настоящее время широкие возможности дает использование в обучении глобальной сети Интернет. С его помощью можно решать целый ряд дидактических задач: формировать и развивать навыки и учения чтения, повышать мотивацию. Обучающиеся могут принимать участие в викторинах, олимпиадах, которые проводятся на образовательных сайтах, в онлайн- тестированиях. Дети могут переписываться со своими сверстниками в других городах страны или из других стран мира. Работу над проектом можно проводить в рамках региона или сделать ее международной. Обучаясь в сети Интернет обучающиеся получают знания в условиях, приближенным к реалистичным, что стимулирует их использовать в общении не шаблонные фразы, а искать новые пути выражения своих мыслей. Метод проектов – это способ положительной мотивации учения. Роль учебного творчества на основе метода проектов в формировании устойчивой познавательной мотивации учения вплоть до высшей формы её проявления – интеллектуальных мотивов – является неоспоримой. Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие. – Издательский центр "Академия", Москва, 2000.
Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г.
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.