Проект Коренные жители Томской области


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Пудинская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
Тема: «Коренные жители Западной Сибири»
Коллективная работа
4 класс
Пудинская средняя школа
Руководитель: Л.А. АристарховаАдрес: с. Пудино, ул. Горького – 8
Тел: 34-235
Пудино – 2013 г.
Оглавление
Паспорт проекта 3
Актуальность и обоснованность образовательного проекта 4
Цели и задачи 5
Ожидаемые результаты 5
Социальные партнеры 5
Этапы реализации проекта 6
План работы 7
Литература 8
Приложения 9
Патриотическое воспитание  детей
на основе духовно-нравственных  традиций русского народа
Срок реализации 2 месяц
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.
Константин Бальмонт
Паспорт проекта
Вид проекта Образовательный, исследовательский
Продолжительность 1 месяц
Участники проекта Учащиеся 4 класса, педагоги, рук-ли музея.
Общая характеристика проекта Собрать материал, который может служить источником знаний по данной теме. Познакомиться с фольклором, бытом, укладом жизнедеятельности, занятиями данных народов.
Гипотеза Чем больше будут знать учащиеся об истории родного края, тем более уважительно будут относиться к его населению, достопримечательностям, природе.
Актуальность
Одной из основных задач воспитания, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за своё Отечество. Любовь к Отечеству начинается с любви к "малой Родине" с бережного отношения к родному краю.
В.А.Сухомлинский говорил: "Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".
Для учащихся Томской области актуальность данной тематики достаточно очевидна. Мы живём в Сибири и должны знать её историю. Данный проект углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном разнообразии народов Сибири и особенностях их традиций, обычаев, праздниках.
Цели и задачи
Цель:
Познакомить учащихся с историей Сибири.
Задачи:
Способствовать развитию познавательного интереса к истории своего края.
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину и ее народ
Воспитывать уважение к культурному наследию родного края.
Обогащать словарный запас посредством ознакомления с фольклором народов Сибири.
Ожидаемые результаты
Пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
Доброжелательные отношения между детьми;
Высокий уровень нравственных качеств личности детей;
Социальные партнеры
Учитель истории Н.Л. Климова
Школьный музей
Музей библиотеки с Пудино


Этапы реализации проекта
Этапы Мероприятия Сроки
1 этап 1)Изучение литературы, опыта других образовательных учреждений
2)Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
3)Разработка плана работы проекта.
20 -22 февраля
2 этап Мотивирование учащихся 25 – 28 февраля
3 этап Реализация проекта 1 - 20 марта
4 этап 1)Анализ деятельности по реализации проекта;
2) Защита проекта. 20 – 22 марта
26 апреля.
План работы
№ Мероприятия Ответственный Даты
1 Классный час «Народы Сибири»
(Приложение 1) Кл. рук-ль22 февраля
2 Урок «История родного края» Учитель истории 4 марта
3 Экскурсия в школьный музей Рук-ль шк. музея 6 марта
4 Классный час «Фольклор народов Сибири»
(Приложение 2) Кл. рук-ль11 марта
5 Экскурсия в музей библиотеки с. Пудино Рук-ль музея, кл. рук-ль14 марта
6 Посещение архивных сайтов музеев п. Каргаска, Колпашево и г. Томска Кл. рук-ль. 16 – 18 марта
7 Урок рисования «Национальная одежда коренных народов Сибири»
(Приложение 3) Кл. рук-ль19 марта
8 Урок музыки «Музыка коренных народов Сибири»
(Приложение 4) Кл. рук-ль21 марта
9 Представление проекта на конкурсе «Юный исследователь» Кл рук-ль26 апреля.
Вывод.
Таким образом, мы выяснили, что на территории Западной Сибири до 30-х годов 20 столетия, действительно проживали такие народности, как селькупы, ханты, эвенки, манси.
Литература
Н. А. Тучкова. Вестник ТГПУ 2012г. (с.116)
Н.С. Жукова Вестник ТГПУ 2009г. (с 7)
www. Lib.tsu.ru
www. Telemir.net
Sibrubalra.ru
Топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири.
Приложение 1
Классный час «Народы Сибири»
Цель:
 воспитание терпимости к людям иной национальности на примерах народной педагогики.
познакомить учащихся со значением природы в жизни народов Сибири,
с разнообразием растительного и животного мира.
Форма: беседа, обсуждение.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая “чужим” - враждебным, злобным, непонятным силам природы. “Они”, эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство “мы”. “Они” и “мы” противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным…
Бог наказал человечество: Он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что “мы” - это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это “они”.
Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали - в зависимости от того, кто был сильнее: “мы” или “они”.
Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или… или ему вообще придется отказаться от этих понятий?
С тех пор так и повелось: разные народы, разные языки. У каждого народа свои обычаи, своя культура, своя история.
Сегодня мы с вами остановимся на пословицах, поговорках, загадках народов Сибири – бурят, якутов, тувинцев. Ведь в них отражается многовековой опыт народа, своеобразный кодекс народа, регламентирующий воспитание подрастающего поколения.
2. Мини-сообщения учеников.
Ученик 1.
Исторически народы Сибири жили в условиях изолированности и отдалённости от других, в суровых природно-климатических условиях. В народе всегда высоко ценились дружба и товарищество, которые принимались как признак нравственности, а одиночество всегда осуждалось. Среди всех народов Сибири и Крайнего Севера бытует поговорка типа: “У хорошего человека друзей много, у хорошего коня хозяев много” - тувинская; “Если поможешь другим, будет полезно и для тебя” - бурятская. А такие формы взаимоотношений между людьми как взаимопомощь, взаимоподдержка выработаны бесправным положением населения при колониальном режиме. Люди привыкли сочувствовать обездоленным, бесправным.
Отличительной чертой северного человека всегда была высокая степень гостеприимства, сравнимая разве что с горскими традициями приема гостей. Это неподдельное чувство доброжелательства местного населения помогало многим поколениям путешественников и политссыльных Двери якутских балаганов-изб всегда были открыты для приезжего человека. Домашний уют и тепло камелька-печки согревали душу гостя в любое время года. У народа саха не было привычки запирать свой дом. Ему было просто не свойственно брать, тем более присваивать чужое, за исключением чрезвычайных обстоятельств. Во всех других случаях присваивать чужое считалось большим грехом. Отношения между людьми регулируются рядом неписанных правил: “Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших”; “Всегда обогрей замёрзших, накорми голодных, приюте бездомных”; “Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами”; “Не подчёркивай при разговоре физические недостатки людей” и т.д.
Ученик 2.
Особое место у народов Сибири занимает культ предков, старших, родителей . Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главным хранителем житейского опыта и норм поведения. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: “без любви к старым нет и любви к детям”; “без дедов нет мудрости, без внуков нет радости”; “советы матери запоминай, наказы отца выполняй” (тувинская)
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Привязанность к родным местам у народов Сибири, вероятнее всего, связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с живой природой. “Человек имеет родину, птицы - гнездо”, - говорят тувинцы.
Сибиряки воспитывали у детей бережное отношение к природе чаще через определённое табу - “нельзя”, которое отчасти имело и религиозную окраску. Так, считалось греховным осквернять огонь, воду (“нельзя бросать мусор, грязь в огонь, плевать в него”; “нельзя выливать в воду молоко, кровь или другое, загрязняющее её” и т.д.), так как этим можно вызвать гнев хозяев огня и воды. Или: нельзя ломать ветки, деревья, убивать без необходимости зверей, более того, нельзя даже громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу, чтобы не разбудить нечистые силы и не разгневать хозяев леса, воздуха, воды.
Остроумны и загадки сибиряков. Они развивали мыслительную деятельность, остроумие и сообразительность детей. Так, например,
“Заходит мокрый, выходит - сухой” (хлеб) - бурятская;
“Вечером моя мать родила, утром я мать мою родила” (замерзание и таяние льда)- тувинская;
“Без рук, без ног, а всему учит”(книга)- якутская; .
Ученик 4.
Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания бурят, тувинцев, якутов. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Так бурятская народная поговорка гласит: “Пусть глаза привыкают к работе”. Эта же мысль отражается в ряде пословиц: “Любишь мясо есть - лучше ухаживай за скотом” (бурятская); “Трудолюбивому – почёт, ленивому - насмешки” (тувинская); “Перед неумейкой деревья плачут” (якутская)У сибирских народов много подвижных игр, отличительным признаком которых является разнообразие движений. Эти игры формируют качества, нужные охотникам, табунщикам, чабанам, оленеводам, которые живут и трудятся непосредственно общаясь с живой природой в условиях бездорожья и экстремальных ситуаций: ловкость, выносливость, настойчивость…
Учитель: Для народов Севера природа не только место жительства, нои источник всех жизненных благ.   Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды, украшения.
- А теперь  узнайте, кто является  главным помощником в их жизни. А для этого отгадайте загадки.
Загадки
Не  говорит и  не поёт,
А кто  к хозяину идёт
Она знать даёт.   (собака)
Основная порода собаки – это  лайка.
Стройный, быстрый,
Рога  ветвистые,
Пасётся весь день
Кто  же  это …?   (олень)
Учитель: Вспомните, что значит олень для жителей северной части Сибири?
Учащиеся: Прежде всего, оленье мясо – основной рацион для жителей. Из оленьих шкур шьют одежду и обувь, строят жилище. Для некоторых народностей олени - это единственное средство передвижения.
Учитель:
На  территории нашего  края протекает  множество рек.  Реки  богаты  разнообразной рыбой.
Попробуйте узнать, названия  каких  рыб  здесь  зашифрованы.
Ч _ Б _ К              _ К _ Н Ь               К _ Р _ С Ь         К_ Р П               Щ _ К _
Жители  используют  рыбу  в  разном  виде: вяленную,  сушёную и даже сырую, без  соли. Это  давняя традиция  народов  Севера
Учитель:
На каких животных охотятся народы сибири?
В качестве пищи  народы севера используют ещё и ягоды, грибы, орехи.
Отгадайте ребусы и вы узнаете, какие ягоды они собирают.
КЛЮШКА – ка +  ква = клюква
Что вы знаете об этом ягодном растении?
Следующий ребус:
БУСЫ + Р – Ы + НИКА = брусника
Что вы знаете об этом растении?
Какие ещё ягодные растения растут в наших краях?
 Отгадайте ребус
Р  К  Е  Д
Чем знаменито это дерево?
Учащиеся:
Кедр – это сибирская сосна. Она отличается от сосны обыкновенной тем, что хвоинки собраны в пучки по пять, семена крупные, похожие на орешки. Теневыносливое дерево. Её кора тонкая, плохо защищается от огня. Хорошо выносит морозы. Из орехов сибирской сосны изготавливают кедровое масло.
Учитель:
- А теперь давайте решим кроссворд:
                           П  Е   С  Е  Ц
                           Р   Ы  С  Ь
        С  Н  Е  Г  И  Р  Ь        
                  Б  Е  Р  Ё  З  А
                      В  О  Л  К
                В  Ы  Д  Р  А
         Б  Е Л  К  А
В северных районах обитает  пушной  зверёк, которого иногда называют полярной лисицей. Питается он леммингами и полёвками. (Песец)
Меньше тигра, больше кошки,
            Над ушами кисти – рожки.
            С виду кроток. Но не верь,
           Страшен в гневе этот зверь  (Рысь)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко0красный галстук мой  (Снегирь)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Берёза)
На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.  (Волк)
 
в реке живёт. В лесу живёт,
С круч катается, в речке купается,
Рыбу ловит, лису остановит –
Таёжная краса вица, мехом своим славится.  (Выдра)
Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево  перелетает.   (Белка)
Учитель:
Какое слово спряталось?
О природе какого края мы говорили на уроке?
Что даёт природа народам Сибири?
Что нам жителям Сибирской земли надо делать, чтобы природное богатство этого края приумножилось?
Как мы станем ее беречь? Что мы – четвероклассники можем сделать?
Приложение 2.
Классный час «Фольклор народов Сибири»
Цель:
Знакомство с фольклором и литературой родного края;
Задачи:
1) Воспитание любви к родному краю, уважения к обычаям, языку, культуре народов Сибири
2) Развитие литературно-творческих способностей учащихся;
3) Формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов.
4) Познакомить с отличительными чертами сибирской сказки, отношения человека к природе, выраженном через сказку, её героев и их взаимоотношений.
Вступительное слово:
Народы Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое, устное народное творчество – фольклор. Самым распространенным жанром являются сказки. Сказка скрашивала тяжелое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом, т.к. рассказывали сказки на досуге, после рабочего дня. Сказка играла и воспитательную роль. Молодые охотники слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Сказки рисуют картины быта и знакомят с традициями и обычаями. Герои бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. В сказках присутствует волшебство, волшебные помощники, предметы, духи различных стихий (воды, леса, огня, земли и т.д) Большое место в сказках и фольклоре занимают сказки о животных. Они объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и животного. Основная мысль: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Ученики пересказывают сказки, приготовленные дома.
Золотой перстень. Бурятская сказка.
Учитель: Чему учит сказка?
Учащиеся: Наказана жадность, зло.
Учитель: Соответствует ли правилам русской сказки?
Учащиеся: Да, есть троекратное повторение, волшебный помощник и предемт. Герой уходит из дома и возвращается с выполненным заданием.
Учитель: на какую русскую сказку похожа?
Учащиеся: Золотое кольцо.
Карась и медведь. Эвенкийская сказка
Учитель: о чем рассказывает сказка?
Учащиеся: Объясняет внешний вид рыбы.
Хозяйка огня. Селькупская сказка.
Учитель: Чему учит сказка?
Учащиеся: Наказана жадность, зло.
Учитель: Я прочитаю вам несколько пословиц разных народов. Подумайте, какой смысл в этих пословицах?
Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу. Эвенкийская
В беде - друг подмога.  Ненецкая
Дружба силу добавляет.  Якутская
Единство братьев крепче каменного утёса.  Ненецкая
Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам. Селькупская.
Итог: В чем различия и сходство произведений разных народов Сибири?
Приложение 3
Урок рисования «Национальные костюмы народов Сибири»
Цель: Познакомить детей с костюмом народов Сибири.
Задачи:
Познакомить с орнаментом костюма народов Сибири.
Вспомнить, что обозначал орнамент на костюмах любого народа.
Рассмотреть из чего состоял костюм.
Материалы к уроку:
Пособия с изображением одежды народов Сибири, пособие с элементами символики народного искусства, музыкальное сопровождение.
Учитель: Чем мы обычно занимаемся на уроках ИЗО?
Уч-ся: Изображаем;
Учитель: Понимаем, учимся рассуждать.
Я - человек.
Я - живу на этой Земле.
Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.
Я - как часть народа
Как часть Родины.
Что общего у этих слов?
Общий корень - род.
Что он означает?
Уч-ся: Несколько поколений, которые идут от одного предка.
(звучит фрагмент музыки)
Учитель: Дети, а вы заметили, какая звучала музыка?
Уч-ся: Музыка народов Сибири.
Учитель: А кто знает, как одевались в Сибири 200-300 лет назад? Вот это и будет темой нашего урока.
Учитель: Можете ли вы, по костюму определить национальность человека?
(показываю японское кимоно, украинскую рубаху, киргизский халат, русский сарафан) дети отвечают, одежду какой национальности они видят.
Учитель: Давайте рассмотрим одежду сибиряка.
Зимней верхней одеждой селькупов, ненцев, эвенков была парка — открытая спереди шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу. В сильные морозы поверх парки надевали сакуй (глухая одежда из оленьих шкур, мехом наружу, с пришитым к ней капюшоном). Сакуй бытовал только как мужская одежда; парку носили и мужчины и женщины.
Одежда мужчины состояла из рубахи и штанов, сшитых из покупной ткани; женщины носили платье.
Обувь (унтал), настолько приспособленная для переходов по тайге, что ее заимствовали и русские соседи. Выполнены унты из шкуры оленя мехом наружу.
Вся обувь и одежда обильно украшалась вышивкой из кожи, бисера, цветных нитей, меха, обязательно разных цветов. Цвета брали желтый, зеленый, синий, коричневый. Как правило, они обозначали летний период времени, которого очень ждали в Сибири всегда. Вышивали небесные светила, что обозначало единение с духами предков. Одна часть орнаментов нганасан несет на себе мотивы ограждения от злого умысла,   другая  -символизирует  готовность  юноши  к  браку,  третья характеризует женщину, как хранительницу домашнего очага. По характеру и  расположению  этих  орнаментов  можно  судить  о  возрасте  и   родовой принадлежности их владельца. На мужской головной убор наносили такие узоры: ухо, глаз, ноготь, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд. На боковых же частях женской шапки нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.
Итак, рассмотрите иллюстрации
Учитель: Что делает эту одежду, нарядной и праздничной?
Уч-ся: украшения, узор, цвет
Учитель: А какой цвет преобладает?
Уч-ся: Красный, желтый, коричневый, синий, зеленый.
Учитель: Какая форма у орнамента?
Уч-ся: Формы геометрических фигур. Круги, треугольники, овалы. Еще присутствуют полоски.
Учитель: попробуйте изобразить такие орнаменты на полоске бумаги.
Несколько работ рассматриваем и анализируем вместе с детьми.
Учитель: А теперь попробуйте каждый свои силы в украшении одежды.
Учитель: Ребята давайте посмотрим, что у вас получилось.
Выставляются детские работы.
(Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки).
Подведение итогов:
Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке?
Вспомните названия одежды сибиряков?
Какой орнамент наносили?
Что он обозначал?
Что вам больше всего понравилось?
Почему?
Приложение 4
Урок «Музыка народов Сибири»
Цель урока: знакомство с народной и композиторской музыкой севера и народными инструментами.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Формировать умение различать музыку народную и композиторскую;
Познакомить с терминологией народных инструментов “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”.
2. Развивающие:
Развивать музыкальные способности у детей, внимание, память, наглядно-образное мышление;
Развивать творческое воображение, фантазию.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь и гордость за край в котором живем;
Воспитывать художественный вкус и гуманистические качества личности, уважение к культуре разных народов.
Активизировать эмоциональный отклик на музыку.
Ход урока.
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?
Уч-ся: да
Учитель: Кто из вас где был?
Ответы детей
Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю совершить музыкальное турне по нашему краю – Сибири. Вспомните, кто был коренным народом нашего края?
Ответы детей
Учитель: Что вы можете сказать о музыке этих народов?
Уч-ся: Отличается напевностью, горловое пение. Музыкальные инструменты: струнные, ударные.
Учитель: Тема нашего урока: Музыка народов Сибири. Я хочу познакомить вас с музыкальными инструментами.  
Музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил с предками, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми. У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и многострунным. У северных селькупов и ненцев, в отличие от ханты и манси, был всего один единственный музыкальный инструмент - это шаманский бубен (пензер). Музыкальные инструменты сибирских народов изготавливаются обычно вручную из природного материала - прекрасно высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли ту же функцию, что и шаманский бубен. Само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с духами, а также считалось сверху посланным даром и давалось только избранникам духов. Рассмотрите иллюстрации некоторых из них.
Дети рассматривают иллюстрации.
Учитель: Похожи ли эти инструменты на известные вам?
Уч-ся: Да похожи на русские народные.Учитель: Послушайте, как звучат некоторые из музыкальных инструментов.
Звучит музыка.
Учитель: можете сказать, каков характер произведения?
Уч-ся: Музыка звучит задорно, торжественно, ликующе. Это веселая, радостная музыка.
Учитель: послушайте еще одно произведение и найдите отличие.
Звучит музыка в современной обработке.
Уч-ся : Это современная обработка. Здесь слышны синтезатор, гитара.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Прекрасен и суров наш край. Суровы, но доброжелательны в нем люди. Родные места – самые незабываемые, любимые. Вспомните пословицы о родном крае.
Уч-ся: Каждый кулик свое болото хвалит.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Учитель: Где бы ни были люди, они всегда рады вернуться в свои родные края. Вспомним песню Ю Антонова «Под крышей дома своего»
Исполнение песни.
Итог урока:
Вспомните названия инструментов.
Что запомнилось?
Что хотелось бы повторить?