Из опыта работы Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения качества обученности учащихся
МБОУ «Мусирминская средняя общеобразовательная школа»
Урмарского района Чувашской Республики
Автор: учитель математики
МБОУ «Мусирминская СОШ»
Урмарского района
Чувашской Республики
Аверьянова С. В.
Мусирмы - 2014
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения качества обученности учащихся»
«Главная задача обучения математике в школе - учить молодых людей мыслить»
Дьёрдь Пойа
Я, Аверьянова Светлана Витальевна, 1971 года рождения, окончила Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова в 1993 году, педстаж 21 год. В данной школе работаю с 1993 года. Участвовала на конкурсе «Учитель года – 2005» и стала призером в номинации «Мозговой штурм». В 2011 году прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию. Стараюсь быть всегда в творческом поиске, активно применять новые педагогические технологии в обучении учащихся. Участвовала и проводила уроки на XVII, XVIII, XIX, XXII и XXIII республиканских методических фестивалях "Уроки физики и математики в современной школе", награждена в номинациях "Мастер педагогической культуры", "Творческий подход к проведению урока", "Учитель-эрудит", два раза - "Оригинальность методических решений". Провожу много открытых уроков, а также по возможности - посещаю уроки своих коллег, перенимаю все новое и стараюсь использовать в своей работе.
Хочу поделиться опытом своей работы: "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения качества обученности учащихся". Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Применение ИКТ началось с того, что в 2004 году привезли в школу компьютеры. Их тогда немного было, всего 5 компьютеров. Буквально методом «тыка» мы учились день за днем набирать простой текст на компьютере. Немного погодя возникла необходимость в том, что мне нужно печатать математические символы: квадратный корень, дробь, интегралы и т.п, а их не так просто оказалось сделать. В первое время использование компьютера на уроке заключалось в том, что я могла изготовить дидактический материал (карточки) для каждого ученика, а также могла использовать вместо графопроектора. Пройдя дистанционное обучение по программе «Интел» в 2006 г., я начала чувствовать себя уверенней в использовании компьютера на уроках. Я уже могла создавать красивые презентации для любого урока. В настоящее время я использую ИКТ:
для моделирования урока;
для контроля и учета базовых знаний учащихся;
для индивидуальных траекторий обучения учащихся.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, задаю себе одни и те же вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету. Сущностью инновационного опыта является деятельность учителя по созданию условий для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся; совершенствованию взаимодействия учителя и учеников в процессе внедрения новых технологий обучения; развитию способностей школьников и воспитанию у них трудолюбия, работоспособности, требовательности к себе. Веяния века информационных технологий и современный уровень развития техники требуют изменения образования в целом для подготовки компетентных, творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему способностей и творчества, так как для решения этих проблем требуются люди, обладающие оригинальным мышлением. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный процесс новые образовательные и информационные технологии. Стараюсь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.
Цели
Активизация познавательного интереса учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
развивать логическое мышление обучающихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации
воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире
Задачи
повысить успеваемость;
развивать навыки работы на ПК;
развивать мотивацию к изучению предмета.
Механизмы реализации
презентации;
интерактивная доска;
цифровые образовательные ресурсы;
электронные учебники;
персональные компьютеры.
Ожидаемые результаты
формирование предметной компетентности;
формирование информационной культуры;
развитие учебной деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности;
развитие творческих способностей.
Я предлагаю информационные технологии на уроках математики в следующих направлениях:
подготовка дидактических материалов для уроков;
использование готовых программных продуктов по своей дисциплине (Использование ЦОР и ЭОР);
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам;
разрабатываю тесты, используя готовые программы - оболочки;
применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую я ставлю перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы.
При изучении новой темы я предлагаю проводить урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации, иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами. Например,
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. (При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Также использовать презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. (Можно предложить обучающимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
При проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов. В течение ряда лет я использую в своей работе универсальный тестовый комплекс (UTC) по созданию и проведению тестов. Преимущество компьютерного тестирования состоит в том, что оно позволяет значительно ускорить процесс обработки результатов, уменьшить затраты на печать бланков теста, изменять последовательность загрузки заданий теста при каждой новой попытке. В этой программе можно создать красочные и понятные тесты с иллюстрациями, таблицами, графиками и формулами с помощью текстового процессора Microsoft Word, создать и провести различные формы и типы тестов: открытого и закрытого, тестов на установление последовательности и соответствия; с ограничением по времени не только на весь тест, но и на каждый отдельный вопрос; с произвольным и строго заданным последовательным порядком выполнения теста. К достоинству компьютерного варианта следует отнести и то, что оно освобождает преподавателя от нудной и кропотливой процедуры подсчета результатов выполнения теста, в значительной мере снижает возможность механической ошибки. Так как учащийся при работе с компьютерной версией теста узнает предварительный результат сразу по окончании тестирования, это в значительной мере снимает груз тревожного ожидания результата, пребывания в неизвестности, создающий отрицательное эмоциональное состояние.
Пример теста, а также результат тестирования в программе UTC по теме «Арифметическая прогрессия»:
В преподавании математики отказываться от компьютера нельзя. Критерий полезности, на мой взгляд, можно сформулировать так: та или иная технология обучения целесообразна, если она позволяет получать такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например, если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости – такая программа нужна. Без компьютера подобная работа будет перегружена массой дополнительных, рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение.
Таким образом, очевидны приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий по любому предмету:
сокращается время при выработке технических навыков обучающихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Применение различных образовательных технологий на уроках математики способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков. Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Использование информационных технологий дает возможность для:
повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, направленности на личность школьника;
формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
· Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 10-20 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
· Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
· Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
· Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся и повышение качества обученности предмету.
Если сравнить по таблице качество знаний в 2006-2007 у.г. и 2011-2012 у.г., то можно заметить, что оно возросло с 45,23% до 57,75%, т.е. на 12,52%, а в 1 полугодии этого учебного года оно еще немного повысилось (на 8,01%)
Мониторинг уровня успеваемости по математике
за 2006- 2007 учебный год
Класс
Предмет
Учитель
Кол-
во
"5"
Кол-
во
"4"
Кол-
во
"3"
Кол-
во
"2"
Сред.
балл
Успева-
емость
Кач-во
знаний
Степень
обучен
ности
пред.
5
математика
Аверьянова С.В.
4
4
4
0
4,00
100
66,67
66,67
6
математика
3
8
6
0
3,82
100
64,71
60,47
8
алгебра
6
3
12
0
3,71
100
42,86
58,29
8
геометрия
6
2
12
0
3,70
100
40,00
58,00
9
алгебра
4
5
12
0
3,62
100
42,86
54,86
9
геометрия
4
4
13
0
3,57
100
38,10
53,52
11
алгебра
2
4
12
0
3,44
100
33,33
49,33
11
геометрия
2
4
12
0
3,44
100
33,33
49,33
3,66
100
45,23
56,31
Мониторинг уровня успеваемости по математике
за 2011- 2012 учебный год
Класс
Предмет
Учитель
Кол-
во
"5"
Кол-
во
"4"
Кол-
во
"3"
Кол-
во
"2"
Сред.
балл
Успева-
емость
Кач-во
знаний
Степень
обучен
ности
пред.
6
математика
Аверьянова С.В.
3
8
7
0
3,78
100
61,11
59,11
7
алгебра
4
5
6
0
3,87
100
60,00
62,40
7
геометрия
4
8
3
0
4,07
100
80,00
68,00
8
алгебра
3
3
9
0
3,60
100
40,00
54,40
8
геометрия
3
2
10
0
3,53
100
33,33
52,53
9
алгебра
5
11
10
0
3,81
100
61,54
60,15
9
геометрия
5
11
10
0
3,81
100
61,54
60,15
11
алгебра
6
5
7
0
3,94
100
61,11
65,11
11
геометрия
6
5
7
0
3,94
100
61,11
65,11
3,82
100
57,75
60,77
Мониторинг уровня успеваемости по математике
за 1 полугодие 2012- 2013 уч. г.
Класс
Предмет
Учитель
Кол-
во
"5"
Кол-
во
"4"
Кол-
во
"3"
Кол-
во
"2"
Сред.
балл
Успева-
емость
Кач-во
знаний
Степень
обучен
ности
пред.
5
математика
Аверьянова С.В.
4
4
2
0
4,20
100
80,00
72,80
7
алгебра
6
6
6
0
4,00
100
66,67
66,67
7
геометрия
4
6
8
0
3,78
100
55,56
59,56
8
алгебра
5
5
3
0
4,15
100
76,92
71,38
8
геометрия
4
7
2
0
4,15
100
84,62
70,77
9
алгебра
3
4
8
0
3,67
100
46,67
56,27
9
геометрия
3
4
8
0
3,67
100
46,67
56,27
10
алгебра
4
12
7
0
3,87
100
69,57
61,74
10
геометрия
4
11
8
0
3,83
100
65,22
60,52
3,92
100
65,76
64,00
Мониторинг уровня успеваемости по математике
за 2013- 2014 учебный год
Класс
Предмет
Учитель
Кол-
во
"5"
Кол-
во
"4"
Кол-
во
"3"
Кол-
во
"2"
Сред.
балл
Успева-
емость
Кач-во
знаний
Степень
обучен
ности
пред.
5
математика
Аверьянова С.В.
6
5
7
0
3,94
100
61,11
65,11
6
математика
4
5
1
0
4,30
100
90,00
75,60
8
алгебра
5
5
8
0
3,83
100
55,56
61,56
8
геометрия
3
7
8
0
3,72
100
55,56
57,56
9
алгебра
4
6
3
0
4,08
100
76,92
68,62
9
геометрия
4
6
3
0
4,08
100
76,92
68,62
11
алгебра
7
9
5
0
4,10
100
76,19
69,33
11
геометрия
7
9
5
0
4,10
100
76,19
69,33
4,02
100
71,06
66,96
13 EMBED Package 1415
Тема опыта:Root Entry