Исследовательская работа по русской литературе на тему: Протест против крепостничества в рассказе Тургенева Муму (8 класс)


Средняя школа имени Ш. Уалиханова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Протест против крепостничества в рассказе Тургенева "Муму"
Работу выполнил:
ученик 8 «А» класса
Маймышев Ернияз
8191559055
Руководитель:
Акжанова Светлана Каниевна1981200100330
Каратау-2015-2016 уч.годПротест против крепостничества в рассказе Тургенева "Муму"
План
I. Введение:
а) Социально-политическая обстановка во второй половине XIX в. в России и её влияние на литературу творчество писателей.
б) Аннибалова клятва Тургенева о борьбе против крепостничества
в) Детство писателя и появление первых ростков протеста против крепостничества в душе писателя
г) Прогрессивность взглядов Тургенева
II. Исследовательская часть:
а) "Красная нить" рассказа "Муму" - протест против крепостного гнёта
б) Время написания "Муму"
в) Образ Герасима. Прототип персонажа
г) Подчинённое, положение обслуги барыни. Барыня как олицетворение деспотизма
д) Татьяна - ещё одна жертва крепостного строя
е) Перерождение Герасима в бунтаря
III. Выводы: "Муму" - одно из самых ярких антикрепостнических произведений, провозглашающее ценность свободы и прав человека.
Исследовательская работа о научной работе ученика 8 класса средней школы имени Ш. Уалиханова Маймышева Ернияза
Протест против крепостничества в рассказе Тургенева "Муму"
Тургенев - прогрессивный писатель. Он имел драгоценное качество - никогда не притуплявшееся чувство нового и живо откликался на самые волнующие вопросы своего времени.
Добролюбов писал о Тургеневе: он ,,быстро угадывал новые потребности, новые идеи, ... и в своих произведениях ... обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество".
Недаром революционеры - народовольцы так высоко оценили его.
Важнейшим условием идейно-художественного роста писателя сам Тургенев считал неразрывную связь с родиной и народом. Глубокие патриотические чувства пронизывают и все творчество Тургенева.
Тургенев был искренне убежден в том, что литература должна служить родине и народу, а потому главную задачу литературы своего времени он видел в борьбе с крепостным правом. Недаром долгие годы он был на подозрении у правительства и считался, с его точки зрения, едва ли не самым опасным писателем. Беменский назвал Тургенева ,,сыном своего времени, носящим в груди своем все скорби и вопросы его". В работе ученицы отражена главная тема ,,Муму" - протест против крепостного права, которое было главным тормозом развития России в 40-50е годы XIXвека.
Практическая значимость работы: в дальнейшем представляется возможность исследовать воспитательный потенциал рассказа для современной молодежи, заключающийся в патриотизме, активной гражданской позиции, любви к народу, гуманизме.
Автор раскрыл тему, достиг своей цели.
Преподаватель кафедры русского
языка и литературы средней школы имени Ш. Уалиханова
Исследовательская часть
Барыня как олицетворение деспотизма и протест против крепостного гнёта в образе Герасима
... Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал"добрые чувства", то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.
М. Е. Салтыков - Шедрин.
Рассказ «Муму», написанный в 1852 году, имеет автобиографическую основу. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением «Записок охотника». Рассказ стал известен современникам еще до публикации, чтение рассказа автором производило на слушателей очень сильное впечатление и возбуждало вопросы о прообразах, реальной основе произведения, о причинах лирического сочувствия, которым окружает Тургенев своего героя. В образе старой взбалмошной барыни писатель вывел черты своей матери, Варвары Петровны. С нее списаны все черточки характера барыни. Варвара Петровна была недовольна, что сын посвятил себя литературе, ему постоянно приходилось выслушивать от нее упреки: «Какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?»
Конфликт между матерью и сыном назревал давно, и причина разрыва между ними – крепостное право. Мать писателя была властной крепостницей. Тургенева ужасали картины насилия и произвола, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Он видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям, она не выносила, чтобы кто-нибудь осмелился ей противоречить, непослушных наказывала плетьми. Тургенев дал себе клятву никогда ни при каких обстоятельствах не поднимать руку на человека. В его сознании на всю жизнь сохранились горечь и обида и он писал: «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания»
ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ
барыня Герасим
Барыня смотрела «со сладкой улыбкой на сморщенных губах», «когда была в духе, она смеялась и шутила, но эти вспышки были недолгими», «мрачное, кислое расположение духа», «до самого вечера была не в духе», «слезливый голос», «нервическое волнение обычно было у нее после ужина»
«самым замечательным лицом был дворник Герасим», «двенадцати вершков росту, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», «был нрава строгого и серьезного», «соорудил себе истинно богатырскую кровать», «шел с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью», «глаза жадно и прямо устремились вперед», «великан»
Главными героями в рассказе «Муму» являются барыня и дворник Герасим. Вот как их описывает Тургенев:
Список использованной литературы:
1. Г. Н. Поспелов. История русской литературы XIXвека. Москва
,,Высшая школа ". 1972.
2. Тургенев И. С. Полн. собр. сочинений и писем в 30-ти томах. Москва. 1960.
3.Тургенев в воспоминаниях современников. т. 1-2. Москва. 1970.
4. Батюто А. Тургенев - романист. Ленинград. 1972
5. Бялый Г. А.Тургенев и русский реализм. М.- Л. 1962г.
6. Петров С. М. И. С. Тургенев. Москва., 1960.
7 . Бродский Н. Л. И. С. Тургенев. М. 1950