Урок литературы в 5 классе на тему «Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева «Муму»
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №_15_»
муниципального образования города Братска
Конспект
урока литературы
в 5 классе
по теме
«Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева «Муму»
Автор:
Колос Светлана Викторовна
2014г
Пояснительная записка
к уроку литературы
в 5 классе по теме «Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева «Муму»»
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок литературы в 5 классе по теме «Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева «Муму». Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки . Обучение ведётся по учебнику «Литература 5 класс». Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журалев, В.И. Коровин. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012 год.
Использована программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
На преподавание литературы выделено учебным планом школы 2 часа в неделю.
На уроке применены следующие виды работы:
Вызов. Игра «Я возьму с собой». Сообщение темы урока.
Ассоциативная цепочка.
Осмысление. Составление кластера на тему урока.
Проверка домашнего задания (РАФТ).
Минутка релаксации.
Защита творческих работ( диаманта, аппликация «Добро в рассказе», коллаж «Зло в рассказе»)
Цель: учить учащихся правильно выражать свои мысли, находить аргументы при доказательстве своих мыслей; развивать умения работы в парах; воспитывать внимательное отношение к тексту литературного произведения и к другим произведениям разных видов искусств.
При проведении урока используются возможности мультимедийной установки, что дает возможность увеличить темп урока.
В.А.Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Поэтому весь урок был построен на то, чтобы обучающиеся увидели взаимосвязь разных видов искусств, предметов.
Колос Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
пед.стаж 23 года
МБОУ «СОШ №15»,
муниципального образования г. Братска,
ул.Енисейская,40
электронный адрес: kolos.c@yandex.ru
телефон: 8-950-138-7978
Тема: Добра и зло в рассказе И.С.Тургенева «Муму»
Задачи урока:
образовательная – совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения, научить устанавливать смысловую связь между понятиями и отрывками из текста, сформировать умение выражать свои мысли через приёмы критического мышления;развивающая – развивать память, внимание, воображение, способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над анализом текста;
воспитательная – воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, в парах, уверенность в своих силах.
Цели урока:
Учить учащихся правильно выражать свои мысли, находить аргументы при доказательстве своих мыслей;
Развивать умения работы в парах;
Воспитывать внимательное отношение к тексту литературного произведения и к другим произведениям разных видов искусств.
Оборудование:
презентация по рассказу;
облака, лимоны и яблоки, вырезанные из цветной бумаги;
маркеры, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, клей;
нарисованное на ватмане дерево.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: интегрированный урок.
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, логического мышления.
Содержание урока:
Орг.момент
Вызов. Игра «Я возьму с собой». Сообщение темы урока.
Ассоциативная цепочка.
Осмысление. Составление кластера на тему урока.
Проверка домашнего задания (рафт-теория).
Минутка релаксации.
Защита творческих работ.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Наряжаем дерево.
Ход урока:
Орг. момент
- Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего урока! Я рада Вас приветствовать на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, загляните в глаза друг другу, улыбнитесь.
II. - Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Поэтому я отправляюсь в путешествие по страницам этого замечательного рассказа и беру с собой день и ночь. А что вы возьмёте? (дети могут назвать зима-лето, радость- горе и т.д.)
- Если я беру добро, то возьму и ….(зло). Именно тема нашего урока и называется «Добро и зло в рассказе И.С.Тургенева». На каком художественном приёме построены эти два понятия? (антитеза – противопоставление)
- На столе у каждого лежит облако, напишите с одной стороны слово «добро», а с другой «зло». А теперь запишите по 2-3 ассоциации, возникшие у вас при произнесении слов: добро-зло. (2-3 уч-ся отвечают)
- Послушайте, пожалуйста, музыку и определите, что каждая несёт в себе: добро или зло.
1- Вивальди «Весенний вальс» . Какими цветами разукрашено добро? Закрасьте одну сторону зеркальца.
2. И.С. Бах «Токката и фуга ре минор». Какими цветами разукрашено зло? Закрасьте другую сторону зеркальца.
- Поднимите облако доброй стороной, поднимите злой стороной. Согласитесь, разница чувствуется.
III. – Добро и зло неразрывно идут рядом, многие писатели обращались к данной теме, не обошёл её и Тургенев. Цель урока – проанализировать отрывки из текста, выражающее добро и зло. Сейчас мы с вами составим кластер на данную тему. Пока мы работаем с кластером, 1 творческая группа оформляет аппликацию «Добро в рассказе», 2 оформляют коллаж – «Зло в рассказе», 3 - составляет диаманту (сравнивают Герасима и барыню). Какие эпизоды рассказа, на ваш взгляд, добрые? Назовите. Я записываю на доске, а вы в это время должны написать на яблоке те чувства, которые несёт этот эпизод.Какие эпизоды, по вашему мнению, показывают зло? Назовите. Напишите на лимоне те чувства, которые несёт данный эпизод. В конце урока мы с вами будем вешать свои фрукты на необычном дереве.
ДОБРО -------------------------------------ЗЛО
IV. Проверка д/з- Дома вы готовили рафт-теорию. Давайте вспомним , что это за теория. Роль – кем будешь, аудитория – кому расскажешь, форма – в виде чего будет твой рассказ, тема – о чём.
Герасим – Цыбульский Владимир ( рассказ о том, как он нашёл собаку).
Барыня – Ганин Павел – (сцена, когда Муму укусила барыню)
Муму – Дементьев Владимир (чувства собаки к Герасиму)
V. Минутка релаксации.( музыка Вивальди «Скрипка»)
- Встаньте, вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
VI. Проверка, творческие группы защищают свои работы.
- Вот и подходит к концу наше путешествие. Перед вами вершина, ваша задача расставить героев рассказа. Как вы думаете, на самой вершине что находится? (добро) Кто из героев близок к самой вершине, а кто находится посередине, а кто в самом низу. А где бы вы поставили себя?
VII. Домашнее задание: написать письмо барыне, в котором вы бы выразили свои пожелания.
VIII. Рефлексия.
Встаньте те, кто считает, что поработал сегодня на «5», на «4», недостаточно изучил произведение, но постараюсь изучить до конца.
Притча
Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках…
- Пусть каждый из вас примет в своё сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.
Когда прозвенит звонок, подойдите к дереву и повесьте тот фрукт, который вы считаете нужным. Если вы думаете, что всё-таки в нашей жизни больше добра, чем зла, то яблоко, а если вы думаете, что очень много зла, то лимон.
Список использованной литературы:
Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2006
Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2006.
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2007, 2008.
Ольга Примак. "Несколько слов о РАФТе" («Литература в школе» № 21/2007)
Интернет источники:
1.http://pritchi.ru/id_242.http://festival.1september.ru/articles/502219/3.http://go.mail.ru/4.http://muzyaka.com/Приложение