Разработка урока Мир глазами ребенка в рассказе А Платонова Никтиа
Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 5
Название темы: Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
Тип урока: приобретение и применение новых знаний на практике
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Цель урока: формирование у обучающихся навыков исследовательской работы, формирование представлений о богатстве языковых средств русского языка, теме, идее художественного произведения, расширение представлений о фантастике; обучение навыкам выразительного чтения; развитие у обучающихся систематического мышления, воображения и фантазии; воспитание у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается добрыми делами. Задачи:
1) образовательные: выявление художественной идеи рассказа; определение роли образно-выразительных средств в произведении;
2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
3) воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.
Речевая деятельность:
Аудирование. Понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.
Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать учебную деятельность.
Говорение. Строить небольшое по объѐму устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведѐнного литературоведческого анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка в устной речи.
Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, уметь создавать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, карточки для работы в парах, листы с опорной лексикой, план характеристики героя, толковые словари
Планируемые результаты: и
Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже освоено и что еще предстоит усвоить
Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы, формы Формирование УУД
Организационный момент Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами, надеюсь, что и вы рады видеть меня. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь! Приветствуют учителя Словесный метод Личностные: внимание, уважение к сверстникам
Регулятивные: мобилизация сил и энергии
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстникамиАктуализация знаний
Подготовка к изучению нового материала.
- Чтобы легко нам было в пути,
знания ты с собой захвати и приготовься пройти испытание.
К сегодняшнему уроку я приготовила вам испытание необычное. Послушайте, пожалуйста, следующую запись. (Звучит песня Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Детство») (Слайд 1)
«Детство – это краски радуг» (Слайд 2)
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Все ли согласны с подобными мыслями? Что поможет нам в этом разобраться? Учебник, обратимся к нему.
Слушают песню.
Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на текст художественного произведения.
Выдвигают предположения (в детстве всѐ видится в ярких красках, всѐ просто, кажется, нет никаких проблем; все люди добрые, все тебя любят.…)
Используют справочники и словари литературоведческих терминов
Портрет ПлатоноваА.П. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore
Проблемно-сообщающий, частично-поисковый методы
Фронтальная работа
Беседа с опорой на текст
Личностные: принимать и осваивать социальные роли обучающихсяРегулятивные: контролировать правильность своих ответов и ответов одноклассников
Познавательные: осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной формеКоммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
-Ребята, это наш второй урок по творчеству Платонова А.П. Посмотрим, как внимательно выработали на предыдущих уроках. Итак, перед вами таблички с информацией, с которой вы поработаете. Внимательно просмотрите значки.
Ребята, прочитав материал учебника, вы, конечно же, узнали что-то о А.П.Платонове, его детстве, восприятии действительности.
В индивидуальной таблице информация, касающаяся биографии А.П.Платонова. Дети в правой колонке ставят соответствующий значок: (Слайд 3)
!–это меня заинтересовало;
- я думаю иначе;
v- я знаю это;
+- новая информация;
?- не понял, есть вопросы
Метод инсертаС творчеством какого писателя мы с вами познакомились? Давайте вспомним. (Слайд 4)
К какому роду литературы принадлежит произведение?
Каков его жанр?
Кто главный герой?
Сколько ему лет?
Детство. А какие у нас возникают ассоциации с этим словом. Согласитесь, ребята, что обычно радостные, веселые, а такое ли детство было у Никиты?
Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина («рано утром мать уходила», «каждый день мать ожидала», «оставался хозяином один Никита»). Глагола несовершенного вида подчеркивают повторяемость этих действий и очерчивают круг одиночества ребенка.
В третьем абзаце несовершенный вид глаголов сменяется совершенным. Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. Мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (т.е. в большой мир). Беседа.
Дети составляют кластер.
Учитель обращает внимание на особенности языка Платонова Элементы лингвистического анализа художественного произведения с целью выявления особенностей стиля А.П. Платонова Постановка цели и задач Учитель:
Ребята, а зачем же он идет из дома? (Малого мира) во двор (Большой мир)?
«Он хотел теперь узнать то, чего не знал». В связи с этим мне хочется рассказать вам притчу, а вы попробуйте сформулировать тему нашего урока. Однажды ночью мимо засохшего дерева прошел вор и испугался: ему показалось, что это стоит, поджидая его, стражник. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось. Он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, испуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался, решил, что это приведение, но дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Поучительная притча, не правда ли?
Как же она связана с темой нашего урока?
Записываем тему: «Мир глазами ребенка в рассказе А.Платонова «Никита». Согласитесь, этот вариант более приемлем, чем другие?
Ребята, а какие учебные задачи мы должны решить?
Учитель записывает предположения обучающихся: (Слайд 5)
Почему Никита одухотворяет увиденный им мир?
Фантастические или реальные события происходят в рассказе?
Мир в представлении Никиты добрый или злой?
Меняется ли отношение к миру Никиты? Почему?
Все ли согласны с предложенным вариантом? Обучающиеся вступают с учителем в диалог
Обучающиеся слушают притчу
Высказывают предположения, каким видят мир люди
Обучающиеся высказывают предположения
Проблемно-сообщающий, частично-поисковый методы Личностные: принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения
Регулятивные: самостоятельно определять цели и формулировать задачи
Познавательные: самостоятельно определять, какая информация нужна для решения предметной учебной задачиКоммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций
Работа по реализации учебных задач. Открытие обучающимися нового знания Работаем в парах, используя карточки. Вы не против, если мы превратим класс в исследовательскую лабораторию? Заполните таблицу по данному образцу, используя текст .Необходимый уровень: выписать текст (предмет, явление, образ).
Повышенный уровень: отметить изобразительно-выразительное средства.
Максимальный уровень: сделать выводы, каким видит мир Никита.
Вы можете использовать словари литературоведческих терминов и толковые словари русского языка. Также перед вами листы с опорной лексикой, которые вы можете использовать при ответах.
Лабораторная работа. Исследование текста. (Слайд 6)
Предмет Текст Тропы Вывод
Солнце
Колодец
Стена сарая
Старый пень
Банька
Чужой петух
Цветок
Колья из плетня
Лопухи
Земля
Обсуждение результатов выполненной работы
Не забывайте использовать при обсуждении листы с опорной лексикой
1 группа
- Какой он себе представляет бочку? Почему существо, живущее в бочке, кажется ему злым? Какие тропы позволяют это показать?
2 группа
- Каким Никита представлял солнце? Почему он увидел там умершего дедушку? Отметить изобразительно-выразительные средства.
3 группа
- Почему его напугал колодец? Отметить изобразительно-выразительные средства.
4 группа
- Как Никита представлял себе две земляные норы? Почему он решил покормить змей? Отметить изобразительно-выразительные средства.
5 группа
- Каким Никите представлялся старый пень? Отметить изобразительно-выразительные средства.
6 группа
- Какими Никита представил колья из плетня? Отметить изобразительно-выразительные средства.
7 группа
Каким он видит чужого петуха? Отметить изобразительно-выразительные средства.
8 группа
- Какими Никита увидел лопух и землю? Отметить изобразительно-выразительные средства.
9 группа
- Как фантазия мальчика представила ему баню? Отметить изобразительно-выразительные средства.
10 группа
- Как Никита представил цветок? Отметить изобразительно-выразительные средства.
Делаем выводы, обращаем внимание обучающихся на учебные задачи. Выделяем эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Обращаем внимание на некоторые особенности языка Платонова.
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми», которые умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью.
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало. У него богатая внутренняя жизнь. Но «открытый» им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой, а потом у «далекой» матери. Однако солнце скрывается за облако, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх одиночества побуждает Никиту бежать от таинственного опасного мира, в котором он оказался, к матери в поисках защиты.
Приходим к выводу: составляем схему. (Слайд 7)
МИР
живой
одухотворенный
непостижимый
потаенный
фантастический?
опасный
«тайны люди»
враждебный
скрытая угроза
ПОЧЕМУ?
воображение
богатая внутренняя жизнь
одиночество
беззащитность
страх
- А вам знакомо чувство одиночества, страха?
Работа в парах по карточкам
Вступают в диалог с учителем
Проблемно-сообщающий, частично-поисковый методы Личностные: жизненные самоопределения, нравственно-эстетическая ориентация
Регулятивные: участие в осуществлении учебных задач, оценка собственной деятельностиПознавательные: выполнение универсальных логических действий, определение понятий на основе наблюдения анализа
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах
Подведение итогов. Оценивание деятельности Организует итоговую беседу
- Удалось ли нам решить учебные задачи?
- Чему научил рассказ Платонова «Никита»?
Человек преображает мир добрыми делами. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входят доверие, уверенность в себе, знания и умения.
- Как вы оцениваете результат деятельности собственный и группы?
Обучающиеся отвечают на вопросы.Проблемно-сообщающий, частично-поисковый методы Личностные: принимать и осваивать социальные роли обучающихся, приобретать мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения
Регулятивные: самостоятельно определять цели и формулировать задачи
Познавательные: самостоятельно определять, какая информация нужна для решения предметной учебной задачиКоммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи учетом учебных и жизненных речевых ситуаций
Домашнее задание Три уровня: (Слайд 8)
Необходимый. Рассказ «Путешествие по двору Никиты» от первого лица.
Повышенный. Творческая работа: рассказать, как одновременно легко и трудно в детстве быть маленьким.
Максимальный. Привести примеры фантастического изображения мира в фольклорных, мифологических произведениях и произведениях писателей. Обучающиеся фиксируют домашнее задание Личностные: формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты, делать выбор
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Рефлексия (Слайд 9)
- Что для меня было важным и интересным?
- За что я себя могу похвалить? За что я могу похвалить своих одноклассников?
- Что не удалось и почему?
- Сможете ли вы выполнить домашнее задание? Обучающиеся проводят рефлексию своей деятельностиАнализ Личностные: формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
Регулятивные: делать выбор, владеть основами самооценки
Коммуникативные: умение аргументировать