М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.
Тема урока. М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.
Цели урока: кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Метод. приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Оборудование: презентация; учебник В. Я. Коровиной «Литература 8 класс»
Ход урока
Беседа по статье на с. 131 -132.
Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», в десятках очерков.
Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов. Слайды 1-2-3
В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.
Но юрид. поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - л – ра. С гимназических лет он печатается в газетах.
В очерке «905 год» (1930) вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная литература, оружие.
Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политэмигрантов. Слайд 4
За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости»
В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.
В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.
Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.
Слайды 5-6. Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо
·фский парохо
·д» кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года). Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
«Философский пароход» в узком смысле собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbьrgermeister Haken» (2930 сентября) и «Prussia» (1617 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Среди высланных летомосенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи 45, профессора, педагоги 41, экономисты, агрономы, кооператоры 30, литераторы 22, юристы 16, инженеры 12, политические деятели 9, религиозные деятели 2, студенты 34.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003 Слайд 7
Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.
Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.
В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».
С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.
Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.
Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее».
Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»
Беседа по рассказу «Пенсне»
Стр. 137 Вопросы учебника.
Дополнительные вв.:
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на родине». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант)
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на родине», - с болью в душе обращался писатель к М. Горькому
- Кто знает, что такое пенсне?
Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.
Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?
Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:
- «часы шагают, хворают, кашляют»,
- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),
- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,
- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,
- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,
- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. В зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
- «шляпа передразнивает своего владельца»,
- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
- «чайник – «добродушный комик»,
- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,
- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
«демократический стакан»,«реакционная стеариновая свечка»,
«интеллигент-термометр»,
«неудачник из мещан – носовой платок»
«вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.
Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;
«часы шагают» - реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают»)
«кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль
Синтаксические приёмы:
Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»;
Многочисленные длинные ряды однородных членов
Обращения к читателю
Грамматические приемы.
Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;
Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актёрское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш» и т. д.
В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости»: «загулявшие стёклышки» и т. д.)
- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?
- Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?
- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
- Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Итог Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
4. Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.
- Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.
Задание: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе.
Работают 2 варианта.
1 вариант. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона.
Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.
Вещная деталь - показатель психологического состояния персонажа, а также т способ характеристики человека и выражения авторского отношения к персонажу.
2 вариант. Вторая половина XIX века: мир вещей - самостоятельный объект изображения. Вещь не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду. У неё есть возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер. Изучая вещное окружение человека, можно многое понять не только о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.
XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.
5. Работа в парах.
Афоризмы:
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).
Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).
Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи (Фридрих Энгельс).
Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).
Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).
- В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.
6. На дом:
Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.
Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.
По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).
Кто из писателей
·І
· века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?
Любил пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем»
Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»)
Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете
Прочитать статью «Шмелёв»
Прочитать рассказ «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.
Использованная литература:
О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе», 8 класс, «Экзамен», Москва, 2004 г. стр. 259 -260
Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсалное пособие», 8 класс, стр. 240 – 244.