ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА программе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с педагогической коррекцией 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
программе обучения и воспитания детей  старшего дошкольного возраста  группы компенсирующей направленности с педагогической коррекцией 
В  группу компенсирующей направленности №14 «Непоседы»  на 2013-2014  учебный год зачислено 16 человек.                                               
7 человек  - третьего года обучения, 3 ребенка посещают  эту группу  второй  год ,6- первый год обучения.  Индивидуальные особенности детей ярко выражены: дети воспринимают инструкции, между детьми и со взрослыми отмечаются дружеские отношения, поддерживают игру и принимают роли, но наблюдается  в некоторых случаях  негативизм, замкнутость, эмоциональная отгороженность, дефицит внимания.
 Возраст детей-6 -7 лет
 Двое воспитанников  группы имеют речевое заключение   ОНР – III уровня, осложненное дизартрическим компонентом.  Трое  детей имеют  заключение  -  НВОНР. Двое детей имеют заключение цереброастенический синдром, задержка речевого развития резидуально –органического генеза, гидроцефалия, системное недоразвитие речи
  Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе  построена на основе  письма Министерства Образования России от 16.01.2002г  «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении»;
«Положения о деятельности логопедической группы муниципального дошкольного образовательного  учреждения ДСКВ №10 «Белочка» 
Интегрированное  воспитание и обучение создает основу для выстраивания  качественно нового взаимодействия  между массовым и специальным образованием.    За каждым ребенком ,имеющим отклонения  в развитии, сохраняется  необходимая  ему специальная  психолого-педагогическая помощь, что позволяет ему влиться  в среду нормально развивающихся сверстников. 
Основными задачами коррекционного обучения   детей с отклонениями в речевом развитии являются:
Проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической  и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
Оказание  необходимой  коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам;
Обучение родителей педагогическим технологиям  сотрудничества со своим ребенком.
На каждого ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии  составляется  индивидуальная программа , что находит отражение в речевой карте ребенка. 
Основной формой  коррекционного обучения  являются  занятия : подгрупповые, а также занятия в малых группах, индивидуальные, которые  предназначены  для систематического развития всех компонентов речи  и подготовки к школе.
Учебный год условно делится на  3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание  обучения на каждом из предшествующих этапов   подготавливает детей  к прохождению нового, более сложного 	материала.Логопедические  занятия строятся  с учетом задач и содержания каждого периода 	обучения.Основными задачами эти занятий являются:
Практическое усвоение лексических и грамматических средств  языка ;
Закрепление  правильного произношения /воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия/;
Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
Развитие навыков связной речи.
Развитие и совершенствование  психологической базы речи.
 Осуществление дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру  речевого нарушения
Основой  планирования является тематический подход. Он обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение  речевого материала   ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение  темы  способствует  успешному накоплению речевых средств и активному использованию  их детьми в коммуникативных целях, что вполне согласуется с решением  как общих задач всестороннего развития детей,  так и специальных коррекционных.
Комплексно – тематическое планирование   составлено   на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в  логопедической  группе детского сада  для детей с общим недоразвитием речи 4-7 лет»  Нищевой Н.В  с учетом индивидуальных особенностей детей группы и  возможностями освоения  детьми программы.  
Целью данного планирования  является выравнивание  речевого  и социально – личностного развития  детей с общим недоразвитием речи  (ОНР – II-III), так как   дети данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении материала  в группах общеразвивающей  направленности вследствие недостаточной сформированности  речевой функции.
Всего лексических тем  - 35.  Количество занятий в неделю – 4
№
дата
Звуки и буквы
тема
1
02.09-06.09
Звук и буква У
Звук и буква А
Осень.  Периоды осени. Осенние месяцы.
2
09.09-13.09
Звуки  У-А
Звук и буква  И
Деревья осенью. Листья.
3
16.09-20.09
Звуки П-ПЬ. Буква П
Звуки К-КЬ. Буква К
Овощи. Труд взрослых людей на полях и огородах.
4
23.09.-27.09
Звуки Т-ТЬ. Буква Т
Звуки К-Т
Фрукты. Фруктовые деревья. Фруктовый сад.
5
30.09-04.10
Звуки П-Т-К
Звук и буква О
Насекомые. Особенности  строение  насекомых.
6
07.10-11.10
 Звуки Х-ХЬ. Буква Х.
Звуки К-Х
Перелетные птицы.  Особенности строение птиц.
7
14.10-18.10
Звук и буква Ы
Гласные - АОИЫУ
Грибы. Ягоды. Лес.
8
21.10-25.10
Звуки М-МЬ. букваМ
Звуки Н-НЬ. Буква Н
Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы Дифференциация типов одежды по сезонам.
9
28.10-01.11
Звуки Н-М
Звук и буква Б
Сад.  Огород.  Лес. /различение понятий./Профессии людей, ухаживающих за садом, огородом, лесом.
10
05.11-10.11
Звуки Б-БЬ. Буква Б
Звуки П-Б
Домашние животные и их детеныши. 
Описание внешнего вида. Жилища животных.  Профессии людей, ухаживающих за животными.
11
11.11-15.11
Звук и буква С
Звук СЬ
Дикие животные наших лесов и их детеныши. Места их обитания
12
18.11-22.11
Звуки С-СЬ. Буква С
Звук и буква З
Животные жарких стран
13
25.11-29.11
Звук ЗЬ. Буква З
 Звуки З-ЗЬ
Творчество  Чуковского К.И./Тараканище. Краденое солнце. Путаница/
Творчество Маршака С.Я../Багаж. Вот какой рассеянный. Где обедал воробей/
14
02.12-06.12
Звуки СЬ-ЗЬ
Звуки С-З
Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы.
15
09.12-12.12
Звуки В-ВЬ. Буква В
Дикие животные и птицы  зимой.
16
16.12-20.12
Звуки 
Т-Д
Посуда. Материал изготовления. Народные промыслы.
17
23.12-27.12
Звуки ТЬ-ДЬ
Буква Г.
Новый год. Новогодний праздник .
18
13.01-17.01
Звуки Г-ГЬ. Буква Г
Звуки Г-К
Наш дом. Строение. Части дома. Профессии строителей.
19
20.01-24.01
Звук и буква Э
Звук и буква Й
Мебель . Материал изготовления. Профессии.
20
27.01-31.01
Буква
Я
Инструменты. Орудия труда.
21
03.02-07.02
Звук и буква Ш
Звуки Ш-С
Морские, речные и аквариумные обитатели.
22
10.02-14.02
Звук и буква Ж
Звуки Ж-З
Творчество Михалкова С.В./Дядя Степа. Стихи./
Творчество Барто А.Л./Вовка-добрая душа. Помощница. Снегирь/
23
17.02-21.02
Звуки Ж-Ш
Звуки Ш-Ж-С-З
День  защитников Отечества. Военные профессии.
24
24.02-28.02
Звук и буква Л
Звук ЛЬ.
Транспорт. Различение видов транспорта. Профессии  на транспорте.
25
03.03-07.03
Звуки Л-ЛЬ
Звук и буква Ц
Весна. Весенние месяцы.  Весенние игры.
26
10.03-14.03
Звуки Ц-С
 Буква Ю
Мамин праздник. Профессии наших мам./ А что у вас. Михалкова/
27
17.03-21.03
 Звук и буква Р
 Звук РЬ
Перелетные птицы весной.
28
24.03-28.03
 Звуки Р-РЬ
Звуки Р-Л
Растения и  дикие животные весной.
29
31.03-04.04
 Звук и буква Ч
 Звуки Ч-ТЬ
Домашние животные
/Развитие навыка словообразования-увеличительности и уменьшительности/
30
07.04-11.04
Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф 
Звуки Ф-В
Космос. Профессии /космонавт, инженер, ракетчик, астронавт/
31
14.04-18.04
Звук и буква Щ
Звуки Щ-Ч        
Семья
32
21.04-25.04
Звуки Щ-ТЬ
Человек . Строение./части тела, головы и туловища/.Органы чувств.
33
28.04-30.04
Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ
Наша страна.
34
05.05-08.05
Мягкие и твердые согласные
Наш край –Югра. Наш город.
35
12.05-16.05
Глухие и звонкие согласные
Школьные принадлежности. Школа
36
19.05-23.05
Повторение пройденного
обследование
37
26.05-30.05
Повторение пройденного
обследование
Программа является комплексной  и позволяет организовать  коррекционную и развивающую работу  по всем направлениям, обеспечивая взаимодействие всех  специалистов учреждения (музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, других педагогов),  медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.  Только при тесном  сотрудничестве и единстве требований  всех педагогов  и родителей детей возможно преодоление  имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы –
Овладение  средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  
адекватное использование  вербальных и невербальных средства общения, 
владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). 
Правильное звукопроизношение,  соответствующее возрастным возможностям ребенка
15