ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА программе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с педагогической коррекцией
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
программе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с педагогической коррекцией
В группу компенсирующей направленности №14 «Непоседы» на 2013-2014 учебный год зачислено 16 человек.
7 человек - третьего года обучения, 3 ребенка посещают эту группу второй год ,6- первый год обучения. Индивидуальные особенности детей ярко выражены: дети воспринимают инструкции, между детьми и со взрослыми отмечаются дружеские отношения, поддерживают игру и принимают роли, но наблюдается в некоторых случаях негативизм, замкнутость, эмоциональная отгороженность, дефицит внимания.
Возраст детей-6 -7 лет
Двое воспитанников группы имеют речевое заключение ОНР – III уровня, осложненное дизартрическим компонентом. Трое детей имеют заключение - НВОНР. Двое детей имеют заключение цереброастенический синдром, задержка речевого развития резидуально –органического генеза, гидроцефалия, системное недоразвитие речи
Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе построена на основе письма Министерства Образования России от 16.01.2002г «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении»;
«Положения о деятельности логопедической группы муниципального дошкольного образовательного учреждения ДСКВ №10 «Белочка»
Интегрированное воспитание и обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. За каждым ребенком ,имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специальная психолого-педагогическая помощь, что позволяет ему влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
Основными задачами коррекционного обучения детей с отклонениями в речевом развитии являются:
Проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
Оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам;
Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком.
На каждого ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии составляется индивидуальная программа , что находит отражение в речевой карте ребенка.
Основной формой коррекционного обучения являются занятия : подгрупповые, а также занятия в малых группах, индивидуальные, которые предназначены для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Учебный год условно делится на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.Логопедические занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.Основными задачами эти занятий являются:
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка ;
Закрепление правильного произношения /воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия/;
Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
Развитие навыков связной речи.
Развитие и совершенствование психологической базы речи.
Осуществление дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения
Основой планирования является тематический подход. Он обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, что вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Комплексно – тематическое планирование составлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 4-7 лет» Нищевой Н.В с учетом индивидуальных особенностей детей группы и возможностями освоения детьми программы.
Целью данного планирования является выравнивание речевого и социально – личностного развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР – II-III), так как дети данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении материала в группах общеразвивающей направленности вследствие недостаточной сформированности речевой функции.
Всего лексических тем - 35. Количество занятий в неделю – 4
№
дата
Звуки и буквы
тема
1
02.09-06.09
Звук и буква У
Звук и буква А
Осень. Периоды осени. Осенние месяцы.
2
09.09-13.09
Звуки У-А
Звук и буква И
Деревья осенью. Листья.
3
16.09-20.09
Звуки П-ПЬ. Буква П
Звуки К-КЬ. Буква К
Овощи. Труд взрослых людей на полях и огородах.
4
23.09.-27.09
Звуки Т-ТЬ. Буква Т
Звуки К-Т
Фрукты. Фруктовые деревья. Фруктовый сад.
5
30.09-04.10
Звуки П-Т-К
Звук и буква О
Насекомые. Особенности строение насекомых.
6
07.10-11.10
Звуки Х-ХЬ. Буква Х.
Звуки К-Х
Перелетные птицы. Особенности строение птиц.
7
14.10-18.10
Звук и буква Ы
Гласные - АОИЫУ
Грибы. Ягоды. Лес.
8
21.10-25.10
Звуки М-МЬ. букваМ
Звуки Н-НЬ. Буква Н
Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы Дифференциация типов одежды по сезонам.
9
28.10-01.11
Звуки Н-М
Звук и буква Б
Сад. Огород. Лес. /различение понятий./Профессии людей, ухаживающих за садом, огородом, лесом.
10
05.11-10.11
Звуки Б-БЬ. Буква Б
Звуки П-Б
Домашние животные и их детеныши.
Описание внешнего вида. Жилища животных. Профессии людей, ухаживающих за животными.
11
11.11-15.11
Звук и буква С
Звук СЬ
Дикие животные наших лесов и их детеныши. Места их обитания
12
18.11-22.11
Звуки С-СЬ. Буква С
Звук и буква З
Животные жарких стран
13
25.11-29.11
Звук ЗЬ. Буква З
Звуки З-ЗЬ
Творчество Чуковского К.И./Тараканище. Краденое солнце. Путаница/
Творчество Маршака С.Я../Багаж. Вот какой рассеянный. Где обедал воробей/
14
02.12-06.12
Звуки СЬ-ЗЬ
Звуки С-З
Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы.
15
09.12-12.12
Звуки В-ВЬ. Буква В
Дикие животные и птицы зимой.
16
16.12-20.12
Звуки
Т-Д
Посуда. Материал изготовления. Народные промыслы.
17
23.12-27.12
Звуки ТЬ-ДЬ
Буква Г.
Новый год. Новогодний праздник .
18
13.01-17.01
Звуки Г-ГЬ. Буква Г
Звуки Г-К
Наш дом. Строение. Части дома. Профессии строителей.
19
20.01-24.01
Звук и буква Э
Звук и буква Й
Мебель . Материал изготовления. Профессии.
20
27.01-31.01
Буква
Я
Инструменты. Орудия труда.
21
03.02-07.02
Звук и буква Ш
Звуки Ш-С
Морские, речные и аквариумные обитатели.
22
10.02-14.02
Звук и буква Ж
Звуки Ж-З
Творчество Михалкова С.В./Дядя Степа. Стихи./
Творчество Барто А.Л./Вовка-добрая душа. Помощница. Снегирь/
23
17.02-21.02
Звуки Ж-Ш
Звуки Ш-Ж-С-З
День защитников Отечества. Военные профессии.
24
24.02-28.02
Звук и буква Л
Звук ЛЬ.
Транспорт. Различение видов транспорта. Профессии на транспорте.
25
03.03-07.03
Звуки Л-ЛЬ
Звук и буква Ц
Весна. Весенние месяцы. Весенние игры.
26
10.03-14.03
Звуки Ц-С
Буква Ю
Мамин праздник. Профессии наших мам./ А что у вас. Михалкова/
27
17.03-21.03
Звук и буква Р
Звук РЬ
Перелетные птицы весной.
28
24.03-28.03
Звуки Р-РЬ
Звуки Р-Л
Растения и дикие животные весной.
29
31.03-04.04
Звук и буква Ч
Звуки Ч-ТЬ
Домашние животные
/Развитие навыка словообразования-увеличительности и уменьшительности/
30
07.04-11.04
Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф
Звуки Ф-В
Космос. Профессии /космонавт, инженер, ракетчик, астронавт/
31
14.04-18.04
Звук и буква Щ
Звуки Щ-Ч
Семья
32
21.04-25.04
Звуки Щ-ТЬ
Человек . Строение./части тела, головы и туловища/.Органы чувств.
33
28.04-30.04
Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ
Наша страна.
34
05.05-08.05
Мягкие и твердые согласные
Наш край –Югра. Наш город.
35
12.05-16.05
Глухие и звонкие согласные
Школьные принадлежности. Школа
36
19.05-23.05
Повторение пройденного
обследование
37
26.05-30.05
Повторение пройденного
обследование
Программа является комплексной и позволяет организовать коррекционную и развивающую работу по всем направлениям, обеспечивая взаимодействие всех специалистов учреждения (музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физической культуре, других педагогов), медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех педагогов и родителей детей возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы –
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
адекватное использование вербальных и невербальных средства общения,
владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Правильное звукопроизношение, соответствующее возрастным возможностям ребенка
15