Доклад на тему:«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе использования информационно-коммуникационных технологий»


Доклад на тему:


«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе использования информационно-коммуникационных технологий»



Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МКОУ «Байчуровская СОШ»
Соломахиной Галины
Владимировны











РМО г. Поворино
Март 2017 г.


Уважаемые коллеги! Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.
Сегодня учитель - это, прежде всего, наставник, сотрудник и единомышленник.
Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу.
К.Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.
Поэтому каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.
Хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в 5 - 11 классах для активизации познавательной деятельности учащихся, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.







Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. По большому счёту наша главная цель – это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика к будущей профессии, к жизни в целом. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с художественным словом, с книгой, с текстом. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать ИКТ, всегда возникают вопросы целесообразности его применения на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Используя на своих уроках ИКТ уже несколько лет, я получила ответы на эти и многие другие вопросы. Применяю компьютер на уроках, во – первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
обогащение словарного запаса;
овладение навыками литературного языка;
знание лингвистических и литературоведческих терминов;
знание фактического материала по биографии и творчеству писателей;
формирование общеучебных умений и навыков.

   За годы работы сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия, а также во внеклассной деятельности.
Приёмы применения информационных технологий:

1.Имея компьютер, учитель располагает большими возможностями в изготовлении печатных дидактических материалов к каждому уроку, учитывая все особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков печатаю тестовые задания, карточки-задания и т.д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.


2.При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, иллюстрации, наглядные материалы, представлены творческие работы учащихся.



3. На уроках литературы при изучении нового материала использую библиографические сведения, провожу виртуальные экскурсии по музеям, показываю учащимся фото, иллюстрации, картины из жизни писателя, поэта, видеофрагменты, что повышает заинтересованность обучающихся предметом. Например, мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина Литература 5 класс. Рубрика «Экскурсия в музей» даёт возможность побывать в местах, связанных с жизнью и творчеством писателя.
4. Викторины, интеллектуальные игры актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие динамично и красочно. Например, викторина по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» 8 класс.
5. С помощью ИКТ осуществляется и проверка учебного материала посредством электронных тренажёров, особенно, если это он-лайн тесты (Интернет-тесты), учащийся сразу видит свой результат и может посмотреть допущенные им ошибки. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Например, Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании.
https://saharina.ru/gia/https://saharina.ru/gia/языка и литературы Захарьиной ле[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
йт учителя русского
сеевны
нтерактивные технологии в образовании
6. Построить интересный урок помогают и другие разнообразные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ: Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, электронные варианты сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
(Например, сайт учителя русского языка и литературы Бурлуцкой Е.А. Электронные конспекты уроков литературы по программе Г.С. Меркина).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Видеоуроки по школьной программе на сайте «ЗНАЙКА»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сеть учительских сайтов ИНФОУРОК. Мой учительский сайт на этом проекте с копилкой методических материалов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. С помощью ИКТ можно повысить грамотность учащихся. Электронные словари и справочники позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Большая бесплатная энциклопедия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Глаголица. Толковый словарь русских выражений: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Словарь устаревших и диалектных слов»: http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Толковый словарь» В. И. Даля: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие).
8. Вовлечение учащихся в дистанционные конкурсы, олимпиады способствуют самостоятельной и ответственной работе с информационными источниками. Например, участие Дистанционной интернет олимпиаде для школьников «Международном проект Videouroкi.net». Международный конкурс по русскому языку для учащихся 5,6,10 классов. Дипломы победителей 1,2, 3 степени.
9. В помощь учителю есть множество материалов, которые можно использовать на уроке – CD-диски, DVD – диски.
Например, СD «1С Репетитор по русскому языку», электронные приложения к учебникам русского языка и литературы по ФГОС.

10. Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, выполняя различные творческие задания. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
11. Применение ИКТ даёт возможность учащимся создавать проекты по интересующей теме. Например, можно предложить домашнее задание – подготовить проект на заданную тему, этот проект может быть подготовлен группой школьников, сопровождаться цитатами, доказывающими представленный материал. Работа в группах для учащихся всегда интересна и увлекательна. Примером такой деятельности может служить проекты, выполненные учащимися 11 класса: «Литературные аргументы к итоговому сочинению» (Материалы размещены на сайте ИНФОУРОК) и «Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ». Материал оформлен в рабочих тетрадях для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса.
12.Выразительное чтение, использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста и риторическому развитию учащихся. Воспитывается культура речи. Данные навыки необходимы в любой профессиональной деятельности будущих выпускников. Например, мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина Литература 5 класс. В рубрике «ФОНОТЕКА» предлагаются записи выразительного чтения изучаемых произведений.
13.     Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. И без помощи ИКТ здесь не обойтись. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки.
Например, просмотр экранизаций произведений: И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир», М.А. Шолохова «Тихий Дон», документального фильма «На Родине С. Есенина», романсы и песни на стихи поэтов 19-20 веков. (Романс в исполнении А. Пугачёвой на стихи М. Цветаевой« Мне нравится, что вы больны не мной»)
14. Особо хочется сказать о применении ИКТ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Моё глубокое убеждение в следующем: начинать работу по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ надо не в выпускном классе, а тогда, когда ты принимаешь 5
·класс. Как учителю - предметнику лучше организовать свою работу, дойти до каждого ученика, сделать так, чтоб, идя на ЕГЭ, он чувствовал себя уверенно? И опять на помощь может прийти компьютер.
Систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации я условно назвала «Пошаговый тренинг». Что это значит? Весь теоретический и практический материал я рассматриваю поэтапно, иногда, если материал сложный и объёмный, на отдельных уроках; если материал КИМов имеет что-то общее или достаточно доступен для лёгкого запоминания, даю его блоком.  Чтобы облегчить свою работу, весь материал, найденный на сайтах в Интернете, помещаю в отдельную папку, снабдив её содержанием, а в содержании обязательно делаю гиперссылки на материал. Они помогают легко ориентироваться в море информации, с минимальной затратой времени готовиться к урокам, составлять множество вариантов КИМ практически для каждого ученика.
К заданиям ЕГЭ использую отдельные презентации, в которые включаю КИМ из демонстрационной версии ЕГЭ, подробный теоретический материал по теме, алгоритм работы при решении КИМ, показываю пример работы по такому алгоритму. В этих же презентациях представляю несколько вариантов заданий по теме, их мы решаем коллективно. После коллективного решения тестов, учащимся предлагаю варианты тестов по теме, причём стараюсь, чтобы они у каждого были свои, благо наличие большой базы КИМов даёт такую возможность. Кроме своих разработок включаю в данный материал самые интересные разработки, найденные в Интернете. Часто использую такие варианты проверки знаний, как Онлайн- тесты, когда можно одновременно проверить свои знания и тут же их закрепить.
Например, мне и моим ученикам 11 класса очень нравится сайт «Русский на 5!», где можно найти обновленный материал ЕГЭ по русскому языку 2017. Это не просто Онлайн-тесты, они состоят из образцов заданий ЕГЭ, справочной информации к каждому заданию, непосредственно из самих тестов к каждому заданию. Работаем на этом сайте как на уроке, так и дома.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А какую неоценимую помощь при подготовке заданий 1 (сжатое изложение), тестовых заданий, заданий 15.1-15.3 (варианты сочинений-рассуждений) ОГЭ оказывают ИКТ!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Подготовка к ОГЭ 2017 РУССКИЙ ЯЗЫК Видео на Ютубе с опытным педагогом Шкляевой Еленой Леонидовной, доцент, кандидат филологических наук, учитель ВКК, эксперт ЕГЭ.
Задание 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
У каждого из наших выпускников уже накоплен большой материал по этим работам, начинали практически с нуля, шаг за шагом знакомясь с их формой и содержанием. Естественно, такая работа продолжится вплоть до предстоящих экзаменов.
Следующим очень важным шагом в подготовке учащихся к итоговой аттестации я считаю строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Мониторинг знаний, умений и навыков при подготовке К ЕГЭ ДОЛЖЕН, НА МОЙ ВЗГЛЯД, СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

( Обязательность планирования пробных контрольных работ в форме ЕГЭ
( Обязательность входного (нулевого) контроля
( Системность
( Своевременная информация учащихся о результатах
( Проведение в полном соответствии с требованиями ЕГЭ
( Наличие для каждого ученика индивидуального пакета с экзаменационным материалом
( Своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым ИНДИВИДУАЛЬНО.
Например:
1)Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2)Решу ЕГЭ (ОГЭ) Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3) Учебные группы в социальной сети «VK»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СМИ 10 446 подписчиков

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Публичная страница 525 991 подписчик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательное учреждение 187 047 подписчиков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательное учреждение 11 667 подписчиков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательное учреждение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Просмотр с выпускниками вебинаров по подготовке к сочинению ЕГЭ. Преподаватель Глянцева Татьяна Николаевна, репетитор по русскому языку, кандидат филологических наук, эксперт по проверке сочинения ЕГЭ.ttps:В//sah
tahru/gia
    В процессе работы заметила: чем чаще используешь ИКТ в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
     В моих методических электронных папках собрана уже большая медиатека, которая включает в себя готовые мультимедиауроки (в том числе собственные разработки), банк тестовых заданий, иллюстрации, анимации, видео- и аудиофрагменты, таблицы и схемы, электронную библиотеку произведений по литературе, коллекцию популярной и классической музыки.
       Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Работу в данном направлении считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока в средних и 30 минут в старших классах. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, например, на своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся я использую не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно - ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

















Результативность
«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой.
Результаты использования ИКТ прослеживаются в повышении качества знаний учащихся по предметам и степени их обученности.
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, учащиеся стали лучше сдавать выпускные экзамены. Результаты ОГЭ за 2014 -2015 уч. год по качеству знаний составили 85 %. Результаты ЕГЭ за 2015-2016 уч. год по качеству знаний 100 %,93 балла - лучший результат в районе. 2016 -2017 уч. год 1 место в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку среди учащихся 8 класса.
Бесспорно то, что уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий развивают познавательную активность, повышают качество обучения, так как для одних легче усвоить видеоинформацию, для других важную роль играет звук. С целью выяснения эффективности применения компьютера, я провела опрос среди обучающихся, которые отметили следующее:
80 % - легче запомнить
75 % - больше возможности работать самостоятельно, творчески
85 % - больше шансов получить хорошую оценку
90 % - независимость результатов (оценку выдает компьютер)
95 % - большие информационные возможности
Заключение
Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить.
Думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт – это только начало большой и кропотливой работы!









13PAGE \* MERGEFORMAT142015


13PAGE 15


13PAGE 142015




Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 215