Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».


Урок русского языка в 7 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Потапова К.Е. МБУ ООШ № 7 г.о.Тольятти
Тема урока: Причастие как часть речи.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока:
создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Причастие как часть речи»;
развитие мотивации к познавательной деятельности;
развитие навыков лингвистического анализа;
формирование навыков работы в паре и группе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся находить причастия;
использовать в речи причастия;
включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
предупреждать речевые ошибки.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Предлагает учащимся записать дату и тему с пропуском слова «…как часть речи».
Выполняют задание.
Регулятивные:
подготовка к уроку;
настрой на урок;
фиксация затруднения.
Личностные:
мотивация к уроку
2.Актуализация изученного.
Фронтальное обсуждение. Слово учителя :« Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, в осенний сад, которые сейчас выглядят волшебно. Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного. И начнем мы с текста И.Бунина.»Учитель раздает текст учащимся.
Чтение текста учителем( отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»):
« Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста?
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста?
А тип?
Почему вы решили, что это описание. Докажите.
Учащиеся:
слушают учителя;
отвечают на вопросы по тексту;
доказывают, что тип текста – описание (много прилагательных).
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из текста;
структурирование знаний;
осознанное построение речевого высказывания;
смысловое чтение
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
ориентация на позицию других учащихся, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Регулятивные:
саморегуляция
3.Создание проблемной ситуации.
Фронтальное обсуждение.
Учитель организует работу с текстом, подводит учащихся к формулированию темы урока.
-Найдите прилагательные и выпишите их в строчку.
- Все согласны? А у кого не так?
- Итак, задание было одно? Да.
- А выполнили вы его как? ( По-разному, осознание противоречия)
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими ?)
- По каким признакам вы определяли прилагательные ?( Отвечают на вопрос какой?Обозначают признак предмета)
- Давайте поразмышляем над словами « подсохший», «поредевший», «опавшей».
- Какой вопрос зададим к ним ? ( Какой?).Такой же, как у прилагательных.
- Замените слова « подсохший», «поредевший», «опавшей» словосочетаниями, близкими по значению. ( который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).
- От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)
- С помощью чего ? ( суффиксов –ш-, -вш-)
- Признак какой части речи налицо? (глагола).
- Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? ( что делающий ?)
- Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола)
- Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?)
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил : «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (Причастие). Дописывают тему урока: «Причастие как часть речи».
1.Учащиеся работают с текстом:
выписывают прилагательные ( по их мнению).
2. Осознают противоречие.
3. Отвечают на вопросы учителя.
4. Выявляют проблему, которую надо решить.
5. Дописывают тему урока: Причастие как часть речи. Познавательные:
анализ объектов с целью выявления признаков;
• поиск и выделение необходимой информации из текста;
• осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивное:
обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя;
саморегуляция.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
участие в диалоге;
ориентация на позицию других учащихся, уважение иной точки зрения.
4. Постановка учебной задачи.
Фронтальное обсуждение. Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.
Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
Узнать, что такое причастие ?Научиться находить причастие среди других частей речи.
Уметь пользоваться причастием в речи.
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
планировать деятельность с помощью учителя;
саморегуляция.
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Учитель включает музыку. Учащиеся выполняют разминку. Личностное:
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Открытие нового знания.
Работа в группах. Учитель организует поисковую работу.
Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации.
Организует самостоятельную работу с учебником.
Прочитайте стихотворение Д. Мережковского«Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам.
Осенние листья
Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в теплых лучах зеленевшие,
Легкие дети весенние,
Сладко шумевшие!...В утреннем воздухе дым,-
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Падайте, падайте, листья осенние…
- По какому принципу вы их распределили? ( в одном столбике прилагательные , в другом причастия)
- Докажите.
Листья
Осенние зеленевшие
весенние шумевшие
( Причастия образованы от глагола, отвечают на вопрос «что делающие?», изменяются во времени)
Откройте учебник стр. 25. Прочитайте информационный текст в рамке ( про себя) и дополните характеристику.
Учащиеся выполняют задание: находят в тексте слова, характеризующие существительное листья, выявляя причастия и прилагательные. Затем объясняют свой выбор. Корректируют результаты деятельности на основе рекомендаций учителя.
Читают правило и дополняют характеристику причастия.
Познавательные:
анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;
смысловое чтение и извлечение нужной информации из текста;
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
оценка - оценить степень успешности выполнения задания;
корректировка – внесение необходимых дополнений.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
ориентация на позицию других учащихся, уважение иной точки зрения;
участие в диалоге.
6.Первичное закрепление.
Фронтальная работа. Учитель организует работу учащихся с текстом, контролирует выполнение работы.
Работа с текстом из книги «Все о живописи».
Задания:
Прочитайте текст.
Подчеркните словосочетания причастие + существительное.
Что обозначают причастия?
Какую роль играют причастия в тексте?
Исаак Левитан – творец так называемого «пейзажа настроения». Он очень тонко передавал разнообразное состояние природы, давал почувствовать всю заманчивость окружающего мира.
На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река, на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника. Земля покрыта желтеющей увядшей травой. На противоположном берегу заметен ряд еще зеленых ив, которые радуются осеннему бодрящему воздуху…
На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами. Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.
Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно она дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
Под руководством учителя выполняют задание по тексту: читают, подчеркивают словосочетания с причастиями, отвечают на вопросы по тексту.
Познавательные:
смысловое чтение и извлечение нужной информации из текста;
структурирование знаний;
осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
учет разных мнений.
Регулятивные:
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
7.Самостоятельная работа с проверкой.
Работа в группах. Организует работу в группах.
Создает эмоциональный настрой на творческую работу. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Организует взаимопроверку и корректировку результатов деятельности через отчет представителей группы о проделанной работе.
Составьте небольшой текст на тему: «Осень в лесу» ( 5 – 7 предложений), используя причастия, выберите выступающего от группы.
А волшебную красоту осеннего леса поможет нам ярче представить картина И. Левитана «Золотая осень».
В тексте можно использовать следующие опорные слова.
Лес: задумчивый, притихший, освещенный, завораживающий, принарядившийся.
Листья: опавшие, покрывающие все, зеленевшие, шумевшие.
Воздух: бодрящий.
Деревья: дремлющие.
Трава: желтеющая, увядшая.
Работая в группах, создают текст на заданную тему. Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на позицию других учащихся;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Познавательные:
представление информации в развернутом виде ( текст);
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
планирование – составление плана и последовательности действий;
оценка - оценивание результата на основе мнения группы;
коррекция – внесение необходимых дополнений;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
8.Включение новых знаний в систему.
Работа в группах.
Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Попробуйте составить кластер по теме урока.
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Выполнили ли мы эту цель?
Назовите ключевые слова урока ?Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Познавательные:
представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивная:
оценивание степени успешности достижения цели.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
участие в диалоге.
Личностные:
самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности;
развитие познавательных интересов
9.Рефлексия. На этом урок наш заканчивается. Понравилось ли вам наше путешествие по осеннему лесу? Возьмите сигнальные карточки и покажите !Работа с сигнальными карточками. Регулятивные:
оценка процессов и результатов деятельности.
10. Домашнее задание. Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Осень в лесу» с использованием причастий ( на «5»).
Упражнение № 56 ( на «4»)
Делают выбор, записывают домашнее задание. Регулятивные:
умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.