Мастер класс по уроку русского языка на тему Причастие как часть речи
Мастер-класс
«Формирование понятий»
На примере урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие как часть речи»
1.Организация, приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в процессе работы. (слайд 1)
2. Создание проблемной ситуации, определение темы, постановка цели урока.
В начале урока я говорю ребятам о том, что на прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола. Предлагаю выполнить следующее задание. (слайд 2). На слайде размещены слова, нужно распределить их на группы.
Красивый, смотреть, счастливый, считать, дарить, злой, жилой, вздыхать, горевать, петь, сверкающий, лежащее, засыпанная.
Ребята обычно распределяют слова на 2 группы. ( слайд № 3). Тогда я говорю, что слова сверкающий, лежащее, засыпанная они ошибочно отнесли к прилагательному. И предлагаю поразмышлять над этими словами, задаю вопросы:
- Как вы думаете, почему так получилось? - Какой вопрос зададим к ним? (вопросы прилагательного)
- От слов какой части речи образованы эти слова? (от глаголов)
- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (Что делающий?)
- Итак, сделаем вывод: признаки каких частей речи вместили эти слова? (прилагательного и глагола)
Определение темы и цели урока:
- Как вы думаете, какую проблему нам надо с вами решить? (Определить, что это за часть речи, какие именно признаки прилагательного и глагола совмещает в себе).
(слайд 4) - Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Прошу учащихся объяснить эти слова В. И. Даля.
- Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (причастие).
- Далее предлагаю ребятам записать тему урока «Причастие как часть речи».(слайд 5)
3. Открытие новых знаний.
- Послушайте небольшую сказку о причастии: есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.
– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?
И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. ( слайд 6) . Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.
- Чтобы закрепить знания о суффиксах причастий, предлагаю выполнить такое, например, упражнение. (слайд 7) Найти среди однокоренных слов только причастие.
- Давайте вместе разберемся, в чем же причастие похоже на прилагательное и на глагол.
У меня в руках мяч.
- Предлагается записать в первую колонку признаки мяча:
по форме- круглый;
по величине- большой;
по материалу- резиновый
по цвету-красный
- Какие части речи мы использовали для этого. (Прилагательные)
- Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные- они называют? (Постоянные)
- Произведем с этим мячом некоторые действия. Поиграем.
- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой ?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий) Это признаки мяча по действию. Подумайте, от какого глагола образовано слово падающий- падает. Какое время? (наст.вр.); летевший- летел (прош.вр.)
-Какие признаки мы называем: постоянные или временные? (Временные)
-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает (Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему? (Временный признак в будущем времени быть не может)
- Итак, что мы узнали о причастии?
-Попробуйте дать определение причастию как части речи. У вас на столах лежат рабочие листы, поработаем над 1 заданием. Вставьте пропущенные слова:
Причастие – особая форма (глагола), которая обозначает (признак) предмета по (действию). Причастие отвечает на вопросы (Какой? Что делающий?). Причастие совмещает в себе признаки (прилагательного) и (глагола). (
- Итак, 1-я часть определения причастия сформулирована.
- Далее задаю ребятам вопрос: так как причастие напоминает прилагательное и образовано от глагола, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном и глаголе, по каким признакам мы отличаем их от других частей речи?
(слайд 8)
Признаки прилагательного
Признаки глагола
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
Обозначает признак предмета.
Изменяется по родам, числам и падежам.
Глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать.
Обозначает действие предмета.
Время.
Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?)
Возвратность.
4. Первичное применение знаний
- На следующем этапе урока предлагаю работу с текстом. Обратите, пожалуйста, на 2 задание в ваших рабочих листах. Задание: выпишите из текста 3 причастия вместе со словом, к которому оно относится, попробуйте найти в причастиях признаки от прилагательного и от глагола, заполнив таблицу:
Прич. + сущ.
От какого глагола образовано
Признаки глагола
Признаки прилагательного
вид
время
возвратность
род
число
падеж
Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)
5. Итог урока.
Итак, сделаем вывод, какие признаки прилагательного и глагола совмещает в себе причастие.
Заполните таблицу – задание № 3:
Признаки причастия
от прилагательного
от глагола
1)
2)
3)
1)
2)
3)
Слайд (9)
Признаки причастия
от прилагательного
от глагола
1) род;
2) число;
3) падеж.
1) время;
2) вид;
3) возвратность.
- Какую проблему мы обозначили в начале урока? (Что собой представляет причастие как часть речи?) Нашли мы ответ на этот вопрос? Что же такое причастие?
Слайд № 10 (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время, возвратность).
15