Родительское собрание по ПДД Знай! Помни! Соблюдай!


МКОУ Новожизненская ООШ
Родительское собрание по ПДД
"Знай! Помни! Соблюдай!"


Подготовила и провела учитель начальных классов
Степаненко О.И.
2016г
Цель: организация совместной деятельности родителей, учителей и учащихся по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.
Задачи:
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
Ознакомить родителей и учащихся с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Оборудование:
- карточки с описанием дорожных ситуаций;
- карточки с памятками для родителей №1, №2.

Подготовительная работа: 
- отправление приглашений родителям;
- разработка карточек с описанием дорожных ситуаций;
- разработка памяток для родителей.
Ход собрания
1.   Классный руководитель.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы проводим родительское собрание на тему: «Знай! Помни! Соблюдай! ».
Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких.
Поэтому, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как правила, усвоенные ребенком в детстве, наиболее прочные, а их соблюдение, впоследствии, становится не только нормой поведения, но и осознанной необходимостью.
Сегодня школа стремится обеспечить детям качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако, страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья детей, в результате ДТП на дорогах, ужасает. Поэтому необходимость проведения родительского собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью.
На этом собрании мы поговорим об организации деятельности родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышении культуры правильного и безопасного поведения ребёнка на дороге.
В начале нашего разговора, предлагаю провести Блиц-опрос. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечайте.
2. Блиц-опрос для родителей.
1. Говорите ли вы со своим ребенком о ПДД?
2. С какого возраста стали проводить беседы на эту тему?
3. Соблюдаете ли вы сами правила дорожного движения?
4. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД?
5. Бывает ли так, что вы сами нарушаете ПДД?
6. Знаете ли вы, как надо правильно переходить улицу? Как?
7. Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?
8. Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?
9. Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?
10. Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?
11. С какого возраста детям разрешается выезд на проезжую часть на велосипедах?
12. Знак «Дети» - для пешехода или водителя?
Молодцы! Вы неплохо знаете правила дорожного движения.
3. Определение умений ребенка, чтобы не попасть в опасную ситуацию на дорогах.
Классный руководитель: Уважаемые родители!
- Как вы думаете, чему мы должны научить детей, чтобы они не попали в опасную ситуацию на дороге?
Родители, по очереди, высказывают своё мнение, отвечая на вопрос учителя. В результате выводятся основные умения.
Итак, чтобы ваш ребёнок не попал в опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:
•   наблюдать за дорогой;•   правильно оценивать дорожную обстановку;•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
- А как же выработать такие умения?
Родители отвечают на этот вопрос. Учитель обобщает ответы родителей и знакомит их с правилами по каждому умению.
Наблюдать за дорогой.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
2. Учите ребенка замечать машину. Научите его всматриваться вдаль.
3. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять,  какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
4. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машин.
Правильно оценивать дорожную обстановку.
1. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
2. Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
3. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
4. Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, осторожным.
3. Классный руководитель: А сейчас мы узнаем, что же знают о правилах дорожного движения наши дети. Они подготовили для вас небольшое выступление.
Абатуров А.
Бурлит в движенье мостовая –Бегут авто, спешат трамваи.Все будьте правилу верны –Держитесь правой стороны.
Пискарёва М.
Объяснить надо запросто,Будь ты юн или стар:Мостовая для транспорта,Для тебя – тротуар!
Ромащенко И.
Иди через улицу там, пешеход,Где знаком указан тебе «переход»!
Тимофеев С.
Где улицу надо тебе перейти –О правиле помни простом:С вниманьем налево сперва погляди,Направо взгляни потом!
Борзакова К.
Где улицу надо тебе перейти –О правиле помни простом:С вниманьем налево сперва погляди,Направо взгляни потом!
Классный руководитель: А как правильно пользоваться сигналами светофора, нам разъясняет стихотворение А. Северного "Три чудесных цвета"
/Три девочки (Гриднева А., Протасова К., Железнова С.) изображают цвета светофоров и в руках свой цвет/
Чтоб тебе помочьПуть пройти опасный,Горим и день, и ночь –
1-й: Зеленый,
2-й: Желтый,
3-й: Красный.
Наш домик – светофор,Мы три родных брата,Мы светим с давних пор.В дороге всем ребятам.Мы три чудесных цвета,Ты часто видишь нас,Но нашего совета.Не слушаешь подчас.Самый строгий – красный.Если он горит:– Стой!дороги дальше нет,Путь для всех закрыт.Чтоб спокойно перешел ты,Слушай наш совет:– Жди?Увидишь скоро желтый.В середине свет.А за ним зеленый свет.Вспыхнет впереди,Скажет он:– Препятствий нет,Смело в путь иди!Коль выполнишь без спораСигналы светофора,Домой и в школу попадешь.Конечно, очень скоро!
4. Классный руководитель: Спасибо ребята! А сейчас мы на деле узнаем, как же ваши родители знают правила дорожного движения. Итак, начинаем нашу конкурсную программу. Сегодня примут участие 2 команды. I команда – родители 1 класса; II – родители 3 класса; Им нужно будет показать свои знания, проявить смекалку, силу воли, а также физическую подготовку. Просим команды занять свои места.
– Объявляем I конкурс «Разминка». Каждой команде я буду задавать вопросы, а команды отвечать. За каждый правильный ответ один балл.
Какие марки российских автомобилей вы знаете?
Где должен двигаться пешеход по загородной дороге?
Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?
Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
Что называется пешеходным переходом?
Как и где нужно переходить улицу?
Кто называется пассажиром?
Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?
Какие сигналы светофора запрещают пешеходное и автомобильное движение?
Что означает желтый сигнал светофора?
Где устанавливается светофор?
Что такое перекресток?
На какие группы делятся дорожные знаки?
В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?
Что нельзя делать, катаясь на велосипеде? (резервный вопрос).
Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».
Классный руководитель: Часто, на дорогах, людей поджидают «ловушки», при которых необходимо своевременно принять правильное решение.
Сейчас мы проведем деловую игру: «Ловушки на дорогах». Для проведения игры, я прошу вас разделиться на четыре группы. У каждой группы на столе лежит карточка с описанием «дорожной ловушки (ситуации)», в которой может оказаться ребенок. Надо принять правильное решение и объяснить ситуацию.
(Родители работают сначала по группам: читают ситуацию, обсуждают её, а потом озвучивают правильное решение вслух).
Ловушка  №1. Когда ребенок спешит на автобус, он не видит ничего вокруг.
- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?
Вывод: Научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, внимательно смотреть вокруг себя и на дорогу.
Ловушка №2. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?
Вывод: Нужно показать подобные ситуации  ребенку, объяснить ему, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность.
Ловушка №3. Остановка – место, где дети чаще всего попадают под машину.
- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?
Вывод: В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, 
чем на перекрестке.
Ловушка № 4. Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу.
- Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?
Вывод: Проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.
Классный руководитель: Я рада, что вы очень хорошо справились со всеми «дорожными ловушками». Подведение итогов.
5. Вручение памяток.
Классный руководитель: Чтобы всё выше сказанное на этом собрании вам запомнилось, я хочу каждому из вас вручить 2 памятки по ПДД, они помогут вам продолжить работу по закреплению правил дорожного движения. Внимательно прочитайте их вместе с вашими детьми и руководствуйтесь ими, отправляясь в путь.
Памятка для родителей №1
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
- Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.
Памятка для родителей №2
1. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
2. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
3. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-мото транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.
5. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;
- применяйте при поездках ремни безопасности, детские автокресла.
6.Итог родительского собрания.
Классный руководитель: Уважаемые родители! Подводя итог нашего собрания, мне хочется сказать - воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге. Помните, что от вашей культуры поведения на дороге, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге, так как знать и соблюдать правила дорожного движения должны и взрослые, и дети.
- Какое же решение нашего собрания мы должны принять?
Решение собрания:
• Продолжить работу по закреплению у детей знаний правил дорожного движения в семье.
• Родителям быть примером для своего ребёнка в выполнении ПДД.
7. Рефлексия
Классный руководитель: И напоследок, прошу вас дать оценку родительскому собранию, ответив на 3 простых вопроса:
1. Была ли необходимость в проведении данного собрания?
2. Вы получили полезную информацию? Какую?
3. Если нет – что упущено?
На этом наше собрание окончено.