Значение тестов в индивидуальном контроле
УДК 796
Значение тестов в индивидуальном контроле в совершенствовании физических качеств
ст. преподаватель Э.В. Боброва, доц. О.М. Боброва
Указанная методика промежуточного контроля зачетных нормативов и контрольных тестов дает возможность студентам работать ритмично в течение семестра и учебного года
The specified technique of intermediate control of test standards and control tests gives the chance to students to work rhythmically during a semester and academic year.
Ключевые слова: дифференцированный подбор упражнений, программно-целевой метод управления, интенсификация процесса обучения, спортивно-практические пробы, выявление эффективности и недочетов в тренировке.
Key words: the differentiated selection of exercises, program and target method of management, training process intensification, sports and practical tests, detection of efficiency and defects in training.E.V. BobrovaO.M. BobrovaValue of tests in individual control in improvement of physical qualities
Занятия физической культурой или тем или иным видом спорта и достижение определенных, а также высоких спортивно-технических результатов предъявляют к организму занимающихся большие и разносторонние требования. Эти требования касаются, во-первых, образования новых, порой весьма сложных двигательных навыков, а во-вторых, функционального обеспечения возможности осуществлять их во времени, прилагая значительные усилия и сохраняя необходимую интенсивность на протяжении выполнения всего упражнения.
В предлагаемой работе даются советы и практические рекомендации о том, как сохранить и укрепить здоровье занимающихся, сконцентрировать особое внимание на вопросах дифференцированного подбора упражнений - тестов для совершенствования физических качеств.
Авторами предлагается использовать системно-структурный подход к программно-целевым методам управления.
Новизна состоит в обобщении передового современного опыта по повышению качества преподавания обязательного курса физической культуры студентов и интенсификации процесса обучения, а также в обобщении результатов многолетних исследований по оценке оптимальной взаимосвязи процессов адаптации и компенсации, лежащих в основе приспособительных реакций к тренировочным нагрузкам приводятся как общепринятые, так и разработанные авторами оригинальные спортивно-педагогические методы повышения физической работоспособности, применительно к студентам.Упражнения, основанные на анатомическом признаке, где прежде всего выделяются упражнения для тех или иных суставов (суставных движений): лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных, суставов позвоночника (шейных, грудных, поясничных позвонков), суставов пальцев рук и ног. К данным упражнениям очень близки упражнения, воздействующие на развитие отдельных мышечных групп. Среди них выделяют упражнения для мышц: шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, газа, бедра, голени и стопы.Упражнения различной интенсивности. В большинстве случаев они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, высокой, средней, слабой интенсивности. Хотя, значительно чаще данная классификация применяется для выделения тех или иных методов развития и совершенствования физических качеств, она может использоваться и для разделения на группы самих упражнений, выполнение которых требует от занимающегося проявления соответствующих усилий.
Упражнения, воздействующие на различные системы и функции организма (опорно-двигательный аппарат, органы дыхания, кровообращения, вестибулярный аппарат и др.).
Упражнения различной структурности (циклические, ациклические, смешанные). В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание и др.; ациклические - на снарядах, занятия в тренажерных залах на тренажерах с переменными весами, спортивные и подвижные игры.
Тренировка является универсальной программой, за счет объединения следующих методов:
Адаптационный метод: во время него происходит адаптация занимающегося к нагрузкам. Тренировку важно, проводить регулярно (количество тренировок индивидуальный показатель), с определенной интенсивностью, контролируя работу сердечно-сосудистой системы. Во время постоянных и регулярных занятий, организм реагирует на нагрузки всеми системами, обеспечивая положительный эффект на оздоровление и адаптацию человека.
Функциональный метод: в его основе лежит главная функция организма – ежедневная двигательная активность, во время которой работают все мышцы тела человека. Выполняя сложные или несложные движения, тело обычно двигается как единая биомеханическая модель, осуществляя движение в каждом суставе. Кроме того, оно выполняется одновременно в нескольких плоскостях (иначе наши движения были бы похожи на движения робота).
Терапевтический метод: во время проведения тренировок, выполнение любых упражнений для нашего организма является неким раздражителем. В ответ на это воздействие в организме происходят внутренние процессы, в сторону улучшения работы органов и систем.
Реабилитационный метод: предполагает восстановление, увеличение жизненного тонуса, а также обеспечивает адаптацию людей к тренировочным нагрузкам.
Основная ценность тестов – упражнений, состоит в том, что дается возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того имеется возможность строгой дозировки и учета выполненных физических упражнений, а также отражает реальные взаимодействия между факторами внешней среды, что и создает возможность для более совершенного приспособления организма к этой среде.
Успешное осуществление учебно-тренировочных занятий во многом зависит от правильного контроля за динамикой подготовленности занимающихся, естественна и закономерна увеличивающаяся тенденция объективности методов контроля, в том числе и индивидуальной за состоянием тренированности. Широкое распространение получили контрольные пробы (тесты), с помощью которых определяется состояние тренированности, уровень развития физических качеств и других показателей. Сведения, полученные в результате контрольных упражнений, тестов, дает возможность целенаправленно управлять учебно-тренировочным процессом. Чтобы получить необходимые сведения о физической и технической подготовке занимающихся, их преподаватели, тренеры, инструкторы должны применять определенные средства, которые обеспечивают достаточно точную оценку состояния тренированности к возможность применять оптимальные тренировочные нагрузки.
Весьма ценным оказываются результаты простых физиологических и спортивно-практических проб. Их преимущество заключается в том, что они могут быть непосредственно связаны с процессом тренировки.
Обобщенные оценки нескольких тестов, связанных с адекватными нагрузками, дают хорошие и поддающиеся объективной оценке представления о состоянии тренированности в данный момент, они оказывают большую помощь в выявлении эффективности и недочетов в тренировке.
В практике тесты подразделяются на две группы: тесты, определяющие общую тренированность, и тесты, определяющие специальную тренированность. Однако необходимо помнить, что как общую, так и специальную тренированность можно достаточно точно определить только с помощью комплексного тестирования. На этапах общей физической подготовки целесообразно в первую очередь тестировать двигательные качества и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Всякое физическое упражнение характеризуется той или иной интенсивностью, требует определенного усилия и продолжается в течение более или менее длительного времени. Следовательно, при выполнение каждого физического упражнения организм человека должен мобилизовать свои функциональные возможности в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнения.
Общая физическая подготовка должна оптимально сочетаться со специфической подготовкой. Характер и разнообразие средств общей физической подготовки зависят от целей, стоящих перед занимающимися. По мере улучшения физической подготовленности занимающихся общая физическая подготовка должна все в большей мере уступать специальной тренировке.
Следовательно, даже в общей физической подготовке тренирующегося с общеразвивающими упражнениями (бег, ходьба, спортивные игры и т.п.) должны предусматриваться упражнения, хотя и взятые из других видов спорта, но обеспечивающие явления положительного переноса на упражнения избранной спортивной специальности.
Однако необходимо помнить, что соотношение общей и специальной физической подготовки с повышением тренированности и мастерства спортсмена должно изменяться в сторону увеличения удельного веса последней.
Можно с полной определенностью говорить о необходимости общей физической подготовки, путем оптимального сочетания общей и специальной физической подготовки, путем дифференцированного подбора упражнений.
В заключении отметим, что определенные цели, правильная постановка задач и методов, их решение, а также соблюдение принципов учебно-тренировочного процесса со студентами, значительно повышает КПД проводимых занятий, а выполнение зачетных нормативов и контрольных тестов способствует достижению более высоких спортивных результатов.
В результате проводимых исследований были сделаны следующие выводы:
Указанная методика промежуточного контроля зачетных нормативов и контрольных тестов дает возможность студентам работать ритмично в течение семестра и учебного года.
Полученные показатели дают объективную возможность корректировать учебно-тренировочный процесс.
Выполнение зачетных нормативов и тестов повышает КПД занятий и управляет физической подготовкой студентов.
Зачетные нормативы и контрольные тесты обладают положительными качествами: объективностью, оперативностью и сравнимостью.
Литература
Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л., Палтиевич Р.Л. Физическая культура: учебник - Москва: Академия, 2013 с.119-122.
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник – Москва: Академия, 2013 с.156-174
А.А. Бобров, О.М. Боброва, Э.В. Боброва, Ан.Ан. Бобров Основы физической подготовки студентов: учебное пособие – Москва: МАТИ, 2005.
Бобров А.А., Боброва О.М. Физкультурно-оздоровительная работав вузе – Москва: МАТИ-2010 г.
Бобров А.А. Всестороння физическая подготовка студентов, Москва: Советский спорт, 1998 г.