Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР Лунтик и его друзья
Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе для детей с ОНР
Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года.
Задачи:
1. Совершенствовать умение считать до5, согласовывать существительное с числительным.
2. Совершенствовать умение анализировать объекты и выделять из представленного ряда лишний по характерным признакам.
3. Закреплять знания геометрических фигур.
4.Формировать умение обобщать, классифицировать.
5. Упражнять в подборе антонимов, в образовании относительных прилагательных.
6. Развивать фонематический слух, чувство рифмы.
7. Развивать общую и мелкую моторику.
9. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная презентация, телевизор, мяч, рисунок-раскраска, игрушка – Лунтик, сломанные игрушки (транспорт).
Ход Занятия:
На слайде появляется яйцо с загадкой:
«Я любимец детворы,
Прилетел я к вам с Луны.
У меня четыре ушка,
Фиолетовое брюшко.
С Кузей я люблю играть,
Хочу многое узнать»
Логопед: Кто же это?
Дети: Лунтик (появляется Лунтик – кукла)
Логопед: Сегодня Лунтик хочет познакомить вас со своими друзьями.
Это необычный малыш – он родился на Луне.
Звучит аудиозапись (Однажды на другой планете родился необыкновенный малыш...)
Логопед: Ребята, Лунтик приглашает нас в гости
Логопед: Отправимся в гости к Лунтику? Вот только на чем? ( НА столе лежат сломанные игрушки. Обращается внимание детей на транспорт.
Игровое упражнение: «Без чего?»
Дети отвечают полными ответами: Грузовик без кузова, мотоцикл без колеса, поезд без вагона, автомобиль без стекла.
Логопед: Ребята, вы заметили, какой транспорт целый? (Автобус и лодка) значит к Лунтику мы отправимся на автобусе.
(Решаем, что поедем на автобусе, т.к. он целый).
Логопед: Кто управляет автобусом? (водитель). Назначаем ребенка водителем, дается в руки руль.
Кто продает билеты? (дети отвечают, выбирается кондуктор и надевается сумка).
Дети строятся друг за другом и говорят физминутку с действиями, отправляются в путь.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (руками показывают окошко, смотрят в него)
Наш шофер педаль нажал (встают, ставят правую ногу вперед)
И автобус побежал (друг за другом двигаются по кругу)
Логопед: Вот мы и доехали до “Лесной полянки”.
Логопед: Ребята, а вы помните у кого же поселился Лунтик, когда попал на Землю?
Дети: У пчел – бабы Капы и деда Шера.
Логопед: Правильно, дом, в котором поселился Лунтик, выстроил дедушка Шер. Он отличный инженер. Про то, как он строил дом, паук Шнюк даже стихотворение сочинил.
А вот и он сам! (Демонстрация слайда)
Логопед: Да, паук Шнюк очень любит поэзию! Только что-то память стала его подводить – иногда путает слова. Послушайте, что он сочинил. Если заметите ошибку, вы его поправьте.
Игровое упражнение «Исправь ошибку».
Доски на гору везем,
Будем строить новый «ком» (дом).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо «печка» (речка).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько «норку» (корку).
Мишка плачет и ревет –
Просит пчел, чтоб дали «лед» (мед)
Баба Капа мед дала –
Тут и кончилась «игла» (игра).
Логопед: А вот чертеж дома, который построил дедушка Шер. (Изображение дома по частям).
- Интересно, а мы можем соорудить такой же дом из палочек? Давайте попробуем!
Игровое упражнение «Сложи дом из палочек»
Выкладывание домика из палочек
Логопед: Ребята, Лунтик для вас накрыл стол, чтобы попить чай. А из чего мы будем пить чай? (слайд с разной посудой)
Дети: Из чашки.
Логопед: А где мы вскипятим воду?
Дети: В чайнике.
Логопед: Куда засыпем заварку?
Дети: В заварочный чайник.
Логопед: Куда положим конфеты, сахар, сухари.
(Дети образовывают существительные с суффиксом – НИЦ- конфетница, сахарница, сухарница)
Логопед: Лунтик любит пить чай с разным вареньем. Посмотрите какое варенье Лунтик приготовил для вас.
Игровое упражнение «Варенье КАКОЕ?»
Варенье из клубники, какое? – клубничное.
Варенье из малины, какое? – малиновое.
Варенье из черники, какое? – черничное.
Варенье из ежевики, какое? – ежевичное.
Варенье из слив, какое? – сливовое.
Логопед: Молодцы ребята, научили Лунтика не только называть правильно посуду, но и названия варенья.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что когда Лунтик родился на Земле, у него появилось много друзей. Вспомним его друзей (на слайде появляются иллюстрации). А как назвать их одним словом?
Дети: Насекомые.
Логопед: Давайте научим их выполнять зарядку и рассказывать стишок про насекомых.
Пальчиковая гимнастика: «Прилетела к нам вчера…»
Логопед: Ребята, кто самый лучший друг Лунтика?
Дети: Самый лучший друг – кузнечик Кузя. (Демонстрация слайда )Логопед: Правильно, кузнечик Кузя, всегда помогает Лунтику – ведь он его друг. А вы хотите стать друзьями Лунтику? Тогда нужно помочь Лунтику? Ведь друзья всегда помогают в трудную минуту.
Игровое упражнение «Скажи одним словом»
Назовите разные предметы одним словом. (Слайд )Стул, стол, комод, шкаф, кровать – это…(мебель)
Платье, рубашка, брюки, свитер, куртка – это… (одежда)
Велосипед, автомобиль, самолет, катер, трамвай – это…(транспорт)
Яблоко, киви, банан, груша, лимон – это…(фрукты)
Подберезовик, подосиновик, лисичка, боровик – это…(грибы)
Воробей, ворона, снегирь, ласточка, соловей – это…(птицы)
Картофель, капуста, морковь, огурцы – это… (овощи).
Игровое упражнение « Что лишнее и почему?»
Логопед: Кузя и Лунтик приглашают вас пойти погулять к пруду. Там живет черепаха тетя Мотя. (Демонстрация слайда ). Она лучше всех делает бусы.
Ее бусы очень нарядные, посмотрите одна бусинка в них лишняя. Догадайтесь, какая и почему.
Игровое упражнение «Посчитай-ка!»
- А вы умеете считать?
Тетя Мотя предлагает посчитать ее бусинки разной формы двумя словами от 1 до5. Например: Один круг, два круга,..пять кругов. (На слацде квардартЮ круг, овал)
Логопед: Ребята, посмотрите, на пруд прилетела божья коровка Мила. Она расстроена – злые гусеницы Вупсень и Пупсень сорвали ее любимые цветы и разбросали по полянке, давайте поможем собрать цветы в вазу и назвать их. Составим предложение: Я поставлю в вазу одуванчик.
А вот и гусеницы пожаловали! (Демонстрация иллюстрации на слайде). Ох и вредные они! Ребята давайте поиграем в игру «Наоборот», и тогда гусеницы из злых превратятся в добрых.
Дидактическая игра «Наоборот» (антонимы) с мячом.
На слайде карточка с рисунками, логопед называет, а дети находят рисунок с изображением предмета, противоположного по значению с первым, называют словосочетания.
(Например, высокое дерево – низкое дерево, грустная девочка – веселая девочка и т.д.)
Итоговая часть
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Пора прощаться с Лунтиком и его друзьями.
Давайте подарим Лунтику наши улыбки. А нам он дарит свою фотографию, чтобы вы его не забывали.
Логопед: Давайте дружно на прощанье скажем: «До свидания!»
Технологическая карта
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный В комнату залетает воздушный шар с открыткой – загадкой:
«Я любимец детворы,
Прилетел я к вам с Луны.
У меня четыре ушка,
Фиолетовое брюшко.
С Кузей я люблю играть,
Хочу многое узнать»
- Кто же это?
-Если вы правильно определите первый и последний звуки в слове «Лунтик», то вас ожидает сюрприз. (После выполнения задания появляется Лунтик – кукла)
Сегодня Лунтик хочет познакомить вас со своими друзьями.
Это необычный малыш – он родился на Луне. Отгадывают загадку, определяют первый и последний звуки в слове «Лунтик».
2. Д/и «Колумбово яйцо» - Ребята, а вы помните, как Лунтик появился на свет? (Вылупился из яйца).
Давайте попробуем собрать яйцо из скорлупок. Выкладывают овал из деталей игры «Колумбово яйцо»
3. Игровое упражнение «Исправь ошибку»
- У кого же поселился Лунтик, когда попал на Землю?
Дом, в котором поселился Лунтик, выстроил дедушка Шер. Он отличный инженер. Про то, как он строил дом, паук Шнюк даже стихотворение сочинил.
А вот и он сам! (Демонстрация игрушки)
Паук:
- Да, я очень люблю поэзию! Только что-то память стала меня подводить – иногда путаю слова. Если заметите ошибку, вы меня поправьте.
Доски на гору везем,
Будем строить новый «ком» (дом).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо «печка» (речка).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько «норку» (корку).
Мишка плачет и ревет –
Просит пчел, чтоб дали «лед» (мед)
Баба Капа мед дала –
Тут и кончилась «игла» (игра) -У пчел – бабы Капы и деда Шера.
4. Игровое упражнение «Сложи дом из палочек» - А вот чертеж дома, который построил дедушка Шер. (Схематическое изображение дома).
Интересно, а мы можем соорудить такой же дом из палочек? Давайте попробуем! Выкладывание домика из палочек.
5. Игровое упражнение «Скажи одним словом» - У Лунтика на Земле появилось много друзей. Самый лучший его друг – кузнечик Кузя. (Демонстрация игрушки «кузнечик» из «Киндер – сюрприза»). Он ему всегда помогает – ведь Лунтик многого не знает. А вы поможете Лунтику? Тогда объясните ему, как можно назвать разные предметы одним словом.
*Стул, стол, комод, шкаф, кровать – это…(мебель)
*Платье, рубашка, брюки, свитер, куртка – это… (одежда)
*Велосипед, автомобиль, самолет, катер, трамвай – это…(транспорт)
*Яблоко, киви, банан, груша, лимон – это…(фрукты)
*Подберезовик, подосиновик, груздь, опенок, рыжик – это…(грибы)
Воробей, ворона, снегирь, ласточка, соловей – это…(птицы)
Называют обобщающие понятия.
6. Игровое упражнение « Что лишнее и почему?» Кузя и Лунтик приглашают вас пойти к пруду. Там живет черепаха тетя Мотя. (Демонстрация игрушки). Она лучше всех делает бусы.
Черепаха: « Мои бусы очень нарядные, но одна бусинка в них лишняя. Догадайтесь, какая и почему»
Идут к «пруду», встречают черепаху. Определяют лишнюю бусинку, объясняют свой выбор. (Лишняя бусинка с буквой А – на всех остальных нарисованы цифры)
7. Игровое упражнение «Посчитай-ка!» - А вы умеете считать?
Тетя Мотя предлагает посчитать от 1 до5; от 5 до 7; от 8 до 10; от 4 до 9; от 5 до 10. Считают, согласно инструкции (индивидуальная работа)
10. Дидактическая игра «Наоборот» (антонимы) - А вот и гусеницы пожаловали! (Демонстрация иллюстрации). Ох и вредные они! Хватит вам злиться! Давайте лучше поиграем в игру «Наоборот», и тогда вы из злых превратитесь в добрых. Дети берут карточки с рисунками, а затем находят рисунок с изображением предмета, противоположного по значению с первым, называют словосочетания.
(Например, высокое дерево – низкое дерево, грустная девочка – веселая девочка и т.д.)
11. Итог - Вот и закончилось наше путешествие. Пора прощаться с Лунтиком и его друзьями.
Давайте подарим Лунтику наши ракеты. Пусть он выберет самую надёжную и полетит к себе на родину.А нам он дарит книжку – раскраску о своих приключениях.
Давайте дружно на прощанье
скажем: «До свидания!» Прощаются с Лунтиком, в свободное время раскрашивают рисунки.