Роль Молодежного дискуссионного клуба
Роль Молодежного дискуссионного клуба в становлении активной гражданской позиции молодежи (из опыта работы)
Л. И. Падалко
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
В современных условиях использование хорошо забытых методов привлечения гимназистов к расширению кругозора, получению новых знаний является актуальным и своевременным, так как повышается качество и эффективность обучения, развивается и укрепляется личность. Учебный процесс постоянно и динамично обновляется, повышается его мобильность. Технология проектной деятельности в рамках которой работает Молодежный дискуссионный клуб в гимназии 72 города Прокопьевска с 2005 года по инициативе учащихся профильных социально-гуманитарных классов, способствует: индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с учётом уровня подготовленности, способностей, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности обучающихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления к постоянному самосовершенствованию; усилению межпредметных связей в обучении, комплексному изучению общественных явлений и событий; изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности обучающихся и организации их досуга; облегчению процесса дальнейшей социализации; является мощным профориентационным моментом; реализации внутренних потребностей гимназистов на практике. Таким образом, организация проектной деятельности дает возможность учителям развивать творчество школьников, учит использованию нетрадиционных источников информации для развития эрудиции, логического мышления, самостоятельного добывания знаний, побуждает детей к исследовательской деятельности, способствует личностному росту обучающихся. Сегодня многие и много говорят о молодежной политике и ее необходимости. На взгляд автора, при этом мало уделяют внимания простым практическим вещам, которые уже работают и дают результаты.
За время работы клуб стал стартовой площадкой выпускника в жизнь. Участвуя в дискуссиях, форумах, диспутах, дебатах, ролевых играх, судебных заседаниях гимназисты пытаются получить для себя ответы на злободневные вопросы: соблюдения прав и свобод человека, роли женщины в современном обществе, плюсы и минусы гражданского брака, чистоты русского языка, влияния современных средств связи на психическое здоровье подростка. Отдельными темами стали вопросы толерантности, проблемы, связанные с фобиями в национальном вопросе. Члены клуба организуют круглые столы с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками. Заседания проходят в музее гимназии за самоваром и бубликами с песнями и воспоминаниями ветеранов. Это реально сближает поколения, дает возможность оживить современную историю, сделать ее значимой для подростка, избежать фальсификации истории. Молодежный дискуссионный клуб стал своеобразной трибуной гласности и демократии на практике. Автор рассматривает дискуссии как один из способов саморазвития и самореализации старшеклассников, как возможность использовать разносторонние знания, умение выражать собственную позицию, так необходимые для дальнейшей социализации выпускника.
Автор считает Молодежный дискуссионный клуб площадкой успешной самореализации нового поколения в интересной форме. Участники дискуссий «примеряют» на себя роли участников, ведущих, представителей прессы, ученых … Потребность в новых формах общения с молодежью продиктована временем. Все участники дискуссии и учитель становятся равноправными партнерами. Участники клуба отмечают, что стали серьезнее относиться к учебе, расширили свой кругозор, получили навыки дискуссии, стали смело применять аргументы, умело отстаивать свою точку зрения. Клуб вырабатывает потребность в самообразовании и самосовершенствовании, формирует информационную культуру выпускника, способного адаптироваться в изменяющемся информационном пространстве, решает проблему профилизации. Сегодня клуб помолодел, пришли обучающиеся 8 классов, которые с 6 класса начинали заниматься в клубе. Они внесли свой калорит в работу клуба. Заседания стали более эмоциональными, где-то театральными. Ребята с удовольствием занимаются волонтерской работой, разрабатывают исследовательские проекты, удачно участвуют в патриотических, краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях, занимая призовые места. За это «говорят» результаты деятельности. За время Проекта в дискуссиях приняли участие 338 человек (учащиеся социально-гуманитарных и социально-экономических классов гимназии и других образовательных учреждений города, студенты, представители администрации города, священнослужители, учителя). Особенностью является то, что в результате они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта и реализуют их через участие в научно-исследовательской деятельности. Гордостью являются достижения участников Проекта: 15 учащихся стали победителями городских олимпиад по истории, обществознанию, праву, духовной культуре. Результатом дискуссий стали 27 научно-исследовательские работы гимназистов, представленных на конференциях различных уровней, печатные работы участников клуба. 4 поколения участников клуба уже обучаются в вузах страны, многие продолжают волонтерскую работу (Корогодов Павел), научную (Гришачев Дмитрий, Бондаренко Мария). Выпускников клуба отличает активная гражданская позиция.
Литература
Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. [Текст] / М. В. Кларин. – М., 1989.
Современные образовательные технологии и развитие личности [Текст]: сборник трудов I Российской с международным участием научно-практической конференции; 18-19 мая 2005, КГСХИ. – Кемерово: Кемеровский ЦНТИ, 2005. – 168 с.