План-конспект открытого занятия Молодежного клуба «Апельсин» тема: «Разнообразие эмоций и их проявление»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
План-конспект открытого занятия
Молодежного клуба «Апельсин»
тема: «Разнообразие эмоций и их проявление»
Руководитель кружка:
Ртвелиашвили Елена Николаевна
Докучаевск 2015
Тема: “Разнообразие эмоций и их проявление”
Цели занятия:
Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”.
Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
Познакомить с теориями эмоций.
Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование системы знаний по данному направлению деятельности;
- приобретение практических знаний, умений и навыков;
- формирование умений самостоятельно организовывать свою работу;
2. Развивающие:
- раскрытие потенциальных возможностей;
- раскрытие индивидуальных способностей студента;
- развитие познавательной активности;
- развить психологическую деятельность и становление его как личности;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание патриотизма и культуры.
3. Воспитательные:
- прививать и поощрять смелость в поисках нового.
Оборудование:
Раздаточные дидактические материалы (Тексты, тесты, фотографии, схемы).
Презентация “Эмоции”.
Ход занятия
Организационный момент
Проверка численности группы. Проверка рабочих мест.

Психологический настрой
Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. Настроились на урок! Я вам желаю удачной работы и правильных действий.
Повторение пройденного материала
Актуализация и расширение понятий “эмоции”, “чувства”;
Причины поведенческих реакций;
Актуализация опорных понятий.
Понятия “эмоции” и “чувства” (беседа).
Классификация эмоций: (работа с раздаточным материалом, презентация)
Проявление эмоций (практическая работа, презентация). Определить эмоции по внешним проявлениям; определить по фотографии, определить по интонации эмоциональное состояние.
Понятие “эмоциональные реакции”; “эмоциональные состояния” (настроение, аффект, стресс, фрустрация).
4 .Изучение нового материала1) Теории эмоций (сообщения студентов).2) Роль эмоции (объяснение с элементами беседы).
5. Введение в тему
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям окружающего мира: к вещам, событиям, другим людям. Одно – радует его, другое – печалит, возмущает. Радость, гнев, печаль, восхищение – это различные виды субъективного отношения человека к действительности, или эмоции.
Вопрос: Вспомним, что такое эмоции, с позиции психологической науки? (варианты ответов)
1. Итак: Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности; элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.
В психологии есть еще одно сходное понятие – “чувства”.
Вопрос: В чем различие между эмоциями и чувствами? (варианты ответов)
Следовательно, в отличие от эмоций, чувства имеют относительную устойчивость и возникают при удовлетворении высших потребностей
Сегодня мы поговорим, в первую очередь, именно об эмоциях, их разнообразии, типах проявления, мозговой организации и, конечно, значении эмоций.
Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”
Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
Ознакомить с теориями эмоций;
Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности
(Ответы)
Следовательно, помимо обсуждения и развития уже знакомых понятий, нам предстоит изучение сложных вопросов мозговой организации эмоций, знакомство с теориями эмоций, возрастными аспектами развития эмоциональной сферы человека, определение роли эмоций в структуре поведения человека.
Изучая причины поведенческих реакций человека, мы определили 2 группы факторов. Каких именно? (ответ: субъективные: мотивации, эмоции; объективные: пространственно-временные) (презентация, слайд №4).Существует тесная связь между эмоциями и потребностно – мотивационной сферой.
Вопрос:Что является пусковым механизмом системы? (ответ: мотивационное возбуждение, вызванное потребностью).
Какое отношение к схеме имеют эмоции? ( ответ: эмоции принимают участие в выборе доминирующей мотивации; возникают вследствие удовлетворения-неудовлетворения результатами действия)
Вывод: таким образом, наиболее простая трактовка появления эмоции – это результат удовлетворения-неудовлетворения потребности и ее действие направлено на удовлетворение потребности.
Классификация эмоции
У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях, которые сопровождаются изменениями процессов жизнедеятельности.
Вопрос: Вспомните – какие виды классификаций эмоций вы изучали в курсе психологии? (Ответ: По влиянию на жизнедеятельность; по знаку, по силе и времени)( после ответов – презентация)
Презентация (Слайд №6) Классификация эмоций
По влиянию на жизнедеятельность:
Стенические эмоции – повышающие жизнедеятельности;
Астенические – угнетающие жизнедеятельность.
По знаку:
Положительные (радость, удовольствие);
Отрицательные (гнев, страдание, страх).
(Слайд №7)По силе и времени:
Сильные, кратковременные (аффект)
Сильные, длительные (страсть, фрустрация: депрессия, агрессия).
Слабые, длительные (настроение).
Любопытно, что одни и те же чувства могут проявляться по разному в зависимости от особенностей личности.
Например, страх – у одних людей вызывает мобилизацию, активное сопротивление факторам среды, или избегание, а у других – дезорганизацию, панику, оцепенение.Подумайте, какие возможны реакции на эмоцию “горе”
Ответ: Горе: апатия, бездеятельность – утешение в работе, творчестве.
Приведите примеры эмоций и определите причины их возникновения и значение (воспользуйтесь блок-схемой “Классификация эмоций по К. Изарду) Приложение №3, рисунок 7

Положительная, стеническая эмоция (ответ: например – радость. Возникает в ответ на субъективно – значимые, положительные факторы среды, возможность удовлетворить актуальную потребность; направлена на сохранение и усиление этого состояния)Отрицательная стеническая эмоция (ответ: например – гнев. Возникает в ответ на внезапные неблагоприятные воздействия среды, препятствующие удовлетворению потребности и направлена на их устранение)Отрицательная астеническая эмоция (ответ: например – страх. Возникает в ответ воздействие, несущее угрозу жизни, благополучию (или информацию о нем), если недостаточно ресурсов для решения проблемы)Мы вспомнили классификацию эмоций, причины их возникновения и значение в конкретных ситуациях.
Перейдем к вопросу проявления эмоций
Проявление эмоций:
Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем, двигательными реакциями.
Об эмоциональном состоянии других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, жестам (пантомимике), а также вегетативным реакциям: расширение---сужение сосудов, изменение секреции желез, частота сердцебиений, уровень АД и т.д.
Любое эмоциональное состояние сопровождается вегетативными и соматическими (двигательными) реакциями.
Презентация (слайд №8)
Определенным эмоциям соответствуют свои специфические средства выражения.
Практическое задание.
Определите эмоцию по внешним проявлениям:
Расширение зрачков, дрожь, бледность (страх).
Широко открытые глаза, заторможенность движений, дрожащий голос, бледность (ужас, выражение “оцепенеть от ужаса”).
Блеск глаз, покраснение лица, ускорение движений (радость).
Наиболее ярко выражает эмоции – человеческое лицо – сокращение мимических мышц создают характерную для каждой эмоции лицевую маску.
Например, чем выше уголки губ, тем выше настроение (радость); сжатые губы или опущенные вниз уголки рта (обида и скорбь).
Определите эмоцию по фотографии (Презентация слайд№9)
При различных эмоциональных переживаниях меняется скорость речи, ее интонация, отражающая наше эмоциональное состояние.
Определите эмоциональное состояние по интонации.
“Она цвела” (удивление, облегчение, радость, гордость).
Попробуйте самостоятельно с помощью интонации выразить эмоциональное состояние. Игра: «Угадай эмоцию по интонации».
Фраза: “Оставьте их” (просьба, предупреждение, пренебрежение).
Немалую роль в проявлении эмоций играет пантомимика – выразительные движения.
Игра: «Угадай эмоцию по пантомимике».
Таким образом, внешнее проявление эмоций может контролироваться человеческим сознанием.
Внешнее выражение эмоций проявляется в эмоциональных реакциях: смех, улыбка, плач, импульсивное поведение, взволнованная речь.
Реакции – отражение эмоционального состояния человека, более или менее продолжительного переживания.
Эмоциональные состояния
Выделяют несколько видов таких состояний
Настроение – эмоциональное самочувствие (продолжительное, устойчивое, слабоинтенсивное)
Аффект – сильное, кратковременное, с потерей контроля сознания.
Фрустрация – эмоционально-тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд.
Депрессия – подавленность, снижение активности
Агрессия – враждебность, гнев.
Стресс – комплексная адаптивная физиологическая реакция на неблагоприятное воздействие, “реакция льва” и “кролика”.
Страсть – сильные глубокие переживания, с ярко выраженной направленностью (любовь, вражда, ненависть, ревность).
3. Изучение нового материала
Организация самостоятельной работы с текстом.
Существует множество тестов по изучению эмоциональной сферы. У вас на столах есть занимательный тест “Пессимист или оптимист”, который позволяет оценить свое личное мировосприятие. Рассмотрим тест (тест “Пессимист или оптимист”)

Тест состоит из2-х частей. Внимательно прочтите инструкцию и выполните задание. Подсчитайте количество ответов А) и Б) по сумме двух тестов. Если ответов А) – более 14 – Вы неисправимый оптимист;
10 – 13 – Вы трезво смотрите на жизнь;
Менее 10 – увы, Вы склонны воспринимать жизнь в темных тонах, и Ваш стакан всегда наполовину пуст.
Еще один забавный тест записан на доске. Необходимо вставить пропущенные буквы. Сделайте это в тетради.
Пе…аль (педаль, печаль)Гр…б(гроб, гриб)Тр…п(труп, трап, треп…)…адость(радость, гадость)
А теперь, неисправимые оптимисты, ответьте, есть ли среди вас “левши”? Следовательно, теория не расходится с практикой.
Функции эмоций:
мотивационная или побуждающая – эмоции играют важную роль в выборе доминирующей мотивации, а следовательно в управлении поведением (пример: в боевой обстановке борьба между сохранением и долгом – это борьба между страхом и стыдом);
отражательно-оценочная – оценка значимости внешнего раздражителя, отношение к поступившей информации, причем эмоции отражают осознание человеком ситуации (пример: ярость уже при виде врага – дает возможность встретить его во всеоружии, мобилизации силовых ресурсов, т.к. удовлетворяет потребность в самосохранении);
замещающая – компенсаторная (пример: в споре при недостатке аргументов – увеличение использования экспрессивных средств выражения эмоций: жестикуляция, изменение интонации голоса);
подкрепляющая – значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее фиксируются в памяти; имеет важную роль в ходе обучения: интересный материал, события, факты, вызывающие эмоциональную реакцию, прочнее удерживаются в памяти;переключательная – способность на основе эмоций переживания успеха-неуспеха делать выбор определенного мотива среди конкурирующих (пример: привить любовь к учению или угасить ее, награда и наказание);
коммуникативная – способность невербальными средствами (мимика, пантомимика) передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении;
мобилизующая – Активация и мобилизация организма, его физических и интеллектуальных ресурсов.
эвристическая функция – в творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.
дезорганизующая функция – в ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение. Волнение, аффект.
5. Управление эмоциями
Огромно значение эмоций в психической деятельности человека, в становлении его личности. Они обогащают психику человека. Яркость или разнообразие чувств делают его интересным для себя и окружающих. Богатство собственных переживаний делают человека способным к сопереживанию (эмпатия), помогает глубоко и тонко понимать происходящее не только на сознательном, но и на чувственном уровне
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность, или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.
Вопрос: О каких способах управления эмоциями вы говорили на прошлом уроке?
Снятию эмоционального напряжения способствуют:
- сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
- снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
- получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
- разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
- откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
- физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица),возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
- написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
- слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
- изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
- удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
- активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
- мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
6.Закрепление материала( тестирование с самопроверкой)
Эмоции оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение – усиливает желание работать, повышает продуктивность деятельности. И наоборот. В учебной деятельности положительные эмоции стимулируют интерес, улучшают показатели памяти, мыслительной деятельности. Амонашвили определял отношение детей к процессу обучения очень простым тестом.
Студентам раздают листочки с 3 рожицами, где отсутствовали только губы и предлагалось дорисовать рот на 1 овале – по дороге в техникум, на 2 – во время занятий, на 3 – по дороге домой. 
Игра «Море волнуется раз…»
Студенты стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - эмоция радости (грусти, печали, удивления...) замри.Задание на дом.
Подведение итогов.