РНОСО. Урок внеклассного чтения Только человек в ответе за добро и зло на Земле (8 класс)


Литература родного края.Урок внеклассного чтения в 8 классе.
"ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК в ответе
ЗА ДОБРО И ЗЛО на земле"
(По произведениям X. Ашинова, Ю.Абдашева
И. Машбаша)
Эпиграф урока
Ситуация ошарашивает.
И уже невозможно молчать!
Надо нам научиться спрашивать- А тем более - отвечать!
Р. Рождественский.
Пускай на всём, что совершаешь ты, Проступит след душевной теплоты: Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
М. Джалиль.
План урока.Вступительное слово учителя.
Стих И. Машбаша «Счастье» (Читается под музыку)
Инсценировка эпизода «Своенравная Дахащ». Обсуждение рассказа.
Стих С. Острвого «Взаимность».
Обсуждение произведения X. Ашинова «Неотправленное письмо».
Стих Ф. Алиевой «Глаза добра».
Песня И. Талькова «Саквояж».
Обсуждение сочинений ребят.
Стих И. Машбаша «Больно».
10. Обсуждение произведения Ю. Абдашева «Неоконченная акварель».
11. Итог урока.
12. Стих И. Машбаша «Доброта».
Цель урока.Познакомить учащихся с произведениями наших земляков, воспитывать чувство сострадания, сопричастности, определить нравственные критерии добра и зла, проследить вместе с автором, что зло неизбежно бывает наказуемо, учить видеть прекрасное, развивать умение слушать стихи, учить определять характерные особенности произведения, учить культуре полемики, развивать монологическую речь.
Предварительная работа.Предложить учащимся ряд вопросов, которые будут заданы учителем на уроке в ходе обсуждения произведений.
Дать темы сочинений:
Равнодушие. Это очень страшно?
Случай, который оставил горький след...
Радостный эпизод моей жизни...
Дать задание ученику подобрать музыкальное сопровождение.
Дать задания отдельным ученикам выучить стихотворения И. Машбаша, С. Островсго, Ф. Алиевой наизусть.
Подготовить инсценировку эпизода «Дахащ у Белого камня».
Ход урока.Вступительное слово учителя:
Жизнь наша складывается из бесконечного множества дел и забот, которые, конечно же, кажутся нам очень важными. Но бывают ситуации, когда мы чувствуем всю незначительность наших тревог перед лицом свершившейся трагедии. Задумываемся: «Кто в этом виноват? Что я сделал, чтобы этого не случилось?»
Да и в минуты душевного покоя мы ищем ответы на вечные «философские» вопросы: «Зачем я пришёл в этот мир? Что есть добро и зло? Как быть счастливым?» И часто мы не находим ответа. Да его и нет - просто не может быть - простого и ясного ответа. И всё - таки мы с вами сегодня вместе с нашими земляками И.Машбашем, X. Ашиновым, Ю. Абдашевым попытаемся ответить на эти вопросы.
Прежде, чем мы с вами перейдём к обсуждению произведений, я хочу задать вам вопрос:
Что такое счастье?
Ответы детей:
Счастье, когда тебя понимают.
Счастье, когда есть дом, где тебя любят и всегда ждут.
Счастье, заключается в том, что ты просто живёшь.
Учитель.
В поэзии нашего земляка И. Машбаша есть светлые строки о том, как радостно видеть радугу, посадить дерево, слышать пение птиц, уметь жить не напрасно, озаряя своим светом других.
(Звучат стихи И. Машбаша под музыку И. Талькова)
Учитель.
Казалось, всё есть для счастья у девушки Дахащ, героини рассказа «Своенравная Дахащ» X. Ашинова. Живёт она в ауле, где мужчины славятся своей смелостью, и среди них немало тех, кто мечтает взять в жёны Дахащ. Девушка славится не только красотой, но и умом.
Однажды, у реки Белой, недалеко от огромного валуна, похожего на яйцо гигантской птицы, шумел праздник. Приехали гости из других аулов, молодёжь веселилась.
Дахащ стояла в стороне. Внезапно оно громко закричала.
(Выходит под адыгейскую мелодию девочка в национальном костюме, произносит речь, смысл которой сводится к следующему: Дахащ выйдет за того, кто взберётся на коне на вершину Белого камня.)
Обсуждение рассказа. Вопросы.
Как отреагировали джигиты на слова Дахащ?
Почему Нарыч решил покорить неприступную вершину?
Зачем он попросил Дахащ вновь собрать людей?
Как сложилась судьба Дахащ?
Кто счастлив в этом рассказе?
Ребята справедливо отмечают, что Дахащ не счастлива: она одинока, сварлива. И это справедливо. Нельзя торговать тем, что дано от природы - красотой.
Да и как можно быть счастливой, причинив столько горя: ведь по её вине погибло много парней. По сей день матери оплакивают их. Нарыч решился покорить эту вершину, так как хотел прекратить бессмысленную гибель джигитов, он вовсе не мечтал взять Дахащ в жёны, и это объявил всем. Он по - настоящему счастлив: ведь он достиг своей цели.
Отмечается художественная особенность текста: автор в начале рассказа смотрит на Нарыча глазами Дахащ и изображает его невзрачным, неказистым. А в конце рассказа мы уже любуемся им. Так автор утверждает торжество справедливости и добра. « Не может быть счастлив тот, кто не чувствует чужой боли,» - утверждает Ашинов.
Эта же мысль звучит в стихотворении И, Машбаша «Больно».
Учитель.
Полной противоположностью Дахащ является старый учитель Меджид Пшитоков из рассказа «Неотправленное письмо»
Обсуждение рассказа.
Почему страдает Меджид Пшитоков?
На что он жалуется в письме своему другу?
Что радует его в городской жизни?
Какой случай помогает Меджиду изменить мнение о соседях?
Почему люди помогли голубю?
Как поступает с письмом Меджид?
Почему в воскресный летний день был счастлив старый учитель?
Ребята обращаются к тексту, зачитывают письмо Меджида, в котором он жалуется на одиночество, опасается, что в трудный для него момент соседи не придут на помощь: слишком заняты своими делами. Его радует в городской жизни лишь пара голубей, каждое утро прилетающая к нему на балкон. И вот однажды Меджид видит голубя, запутавшегося в ветвях высокого тополя. Он взволнован. Как помочь птице? И все соседи оставляют свои дела, занимаются спасением голубя. Ребята отмечают, что люди не только из чувства жалости помогают птице, они чувствовали себя ответственными за всё, что происходит в их дворе. Меджид не чувствовал себя больше одиноким. .
Звучит стихотворение С. Острового «Взаимность»:
Если из гнезда упала птица -
Мне не спится.
Если где - то умер зверь в берлоге -
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно -
Мне больно.
Если ствол рванулся бесшабашно -
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете -
о
Я в ответе.
Я ведь тоже ими - как ни мерьте
Защищён от смерти.
Старый учитель понял, что может рассчитывать на помощь соседей. Он был счастлив: ведь он помогал освободить голубя и потом он столкнулся с людской добротой.
(Звучит стихотворение Ф. Алиевой «Глаза добра»)
Учитель.
К сожалению, не только голубые сны нам снятся, не только с добром встречаемся мы, бывают эпизоды, которые оставляют горький след в нашей душе.
(Дети зачитывают домашние сочинения)
Учитель комментирует их, в заключении говорит:
Видите, как и в жизни, в ваших сочинениях и хорошее и плохое рядом. И грустные и радостные эпизоды составляют наш жизненный багаж.
(Звучит песня И. Талькова «Саквояж»)
Учитель.
Обратимся к творчеству Ю. Абдашева. Его повести, рассказы отмечаются светлым восприятием жизни, оптимистическим настроем, отсутствием назидания.
Он так подаёт свои идеи, что читателю приходится делать вывод самому. Но авторская позиция всё же ясна. Мысль о том, что человек за всё в ответе, проходит через все произведения автора.
Вопросы к рассказу «Неоконченная акварель».
Что вас больше всего взволновало в рассказе?
Кто такая Морская царевна? Зачем она приехала в это место?
Как она сама говорит о цели своей работы?
Чем она нам симпатична?
Дайте характеристику компании Рыжей дамы.
Почему они не любили художницу?
Почему именно этому рассказчику автор доверил повествование?
Почему Демидыч не любил отдыхающих?
Как бы вы поступили на месте Артура?
Здесь возникает спор. Важно учить ребят точно и логично отвечать, уметь слушать других.
Дети делают вывод, что авторы прочитанных произведений ненавидят зло, подлость, от их положительных героев веет нравственной чистотой, мужеством, порядочностью. Благодаря таким людям радостней жить.
Заканчивается урок стихотворением И. Машбаша «Доброта».