Конспект урока по теме Сочинение по картине И.И. Левитана Март
Конспект урока по теме: «Сочинение - описание по репродукции картины И.И. Левитана «Март»
Учитель начальных классов: Ярова Л.В.
МБОУ «ООШ №10»
Г. Таштагол
Кемеровская область
Тип урока: развитие речи
Цель: создание собственного текста - описания на основании репродукции картины И.И. Левитана «Март»
Задачи образовательные: закреплять представление уч-ся о типе текста – описания, обогащать словарный запас уч-ся, формировать умение создавать план на основе содержания картины и умение редактировать текст;
развивающие: развивать речь уч-ся, творческое воображение;
воспитательные: воспитывать эстетическое чувство прекрасного, любовь к творчеству
И.И. Левитана.
Планируемые результаты
Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, с товарищами.
Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли на заданную тему, писать сочинение- описание по заранее составленному плану.
Метапредметные: умение вести диалог, умение определять общую цель, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной формах.
Оборудование: репродукции картины И.И. Левитана «Март»
Литература: Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинение по картинам в начальных классах, Тула «Родничок» Москва «Астрель», Издательство АСТ, 2002
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация класса Метод беседы
-Сегодня вы будете учиться создавать свой собственный текст – описание на основе картины.
Вспомните, в чём особенность текста – описания? В этом типе текста даётся характеристика персонажа, явления. Общий вопрос к картине: «Какой?»
Схема:
1.Общее впечатление
2.Лицо Одежда Мысли
(Каждая деталь описывается отдельно)
3. Вывод
2. Подготовка к первичному восприятию
3. Демонстрация источника речи
Метод беседы
Учитель читает наизусть стихотворение
Е. Благининой
Ещё в домах пылают печки,
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд.
Ещё мы все тепло одеты-
В фуфайки, в ватные штаны,
А всё – таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны.
-Какие приметы весны видны в природе?
Слово учителя
- Куда бы мы сейчас не бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки. Ей поэты посвятили много стихов.
- Какие стихи о весне вы приготовили к уроку?
Слово учителя
- Природу можно изобразить по -разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. Известный художник Исаак Ильич Левитан в своих картинах изображал русскую природу. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Свою картину «Март» он написал больше 100 лет назад под Москвой, в имении своих друзей. Выполнял непосредственно на природе, на открытом воздухе.
А теперь попробуем представить, что мы входим в картинную галерею, проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену, картину. Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуйте и вы всмотреться в картину И.И. Левитана «Март» и увидеть, что посчастливилось запечатлеть художнику на ней.
Длиннее становится день, тает снег, капает с крыш, солнце поднимается выше и греет теплее.
Уч-ся наизусть читают стихи о весне
Уч-ся рассматривают репродукцию под тихую музыку Клода Дебюси «Времена года. Весна»
4. Анализ первичного восприятия Метод беседы
- Расскажите, что вы видите на картине.
- Какие чувства возникли у вас, когда вы рассматривали репродукцию картины? Почему?
Слово учителя
Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. Природа с радостью встречает весну. И мы эту радость чувствуем, когда смотрим на картину Левитана.
Беседа
- На картине художник изобразил снег, сугробы, запряжённую в крестьянские сани, лошадку. Что он хотел этим показать?
- И всё – таки здесь уже чувствуется весна. Какой день изобразил художник?
- Чем вы можете подтвердить это?
- Взгляните на небо. Какое оно?
- Опишите снег, лежащий на земле.
- Что вы можете сказать про ком снега на крыше?
- Какие краски являются главными на этом полотне?
- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете сказать о ней?
- Несмотря на безмолвие и покой здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это?
- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
- Что бы вы могли там услышать?
- Сравните первое впечатление с последним.
Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? Дом с крыльцом; лошадку, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, который ждёт своих крылатых гостей.
Чувства радости, восторга от долгожданного прихода весны, хорошего настроения.
Что зима ещё хозяйка природы.
Тёплый,солнечный.
Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.
Оно непросто голубое, оно чистое, прозрачное.
Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным.
Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.
Три основных цвета – жёлтый, голубой и зелёный.
Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот весенний день.
Открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.
Покататься на лошадке, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца.
Весеннюю капель, крики птиц, шелест веток на ветерке.
Передаёт красоту, любовь к русской природе, радуется наступлению весны.
5. Языковая подготовка
6. Итоговое восприятие текста
7. Создание текста
8. Редактирование текста, самопроверка. 1.Словарно- семантическая работа
Лексическая работа
Задание
- Подберите синонимы к словам и запишите их в тетрадь, распространите их.
Языковой материал записан на доске
художник
картинасоздал
Задание
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные и глаголы. Запишите полученные словосочетания, предложения.
Языковой материал записан на доске
День…
Небо (какое?)… (что делает?)…
Солнце (что делает?)…
Снег (какой?)… (что делает?)…
Деревья (какие?)… (что делают?)…
Лошадь (какая?)… (что делает?)…
2. Составление плана
- Сколько частей будет в сочинении?
- Как называются части?
- О чём в них расскажем?
На доске записан план
Моё впечатление о картине.
Описание картины.
И.И. Левитан передал любовь к русской природе.
3.Орфографическая работа
Языковой материал
В.сен.яяпр.родаВ.сёлаяк.пельНежно-г.лубое небо
К.ч.ютсяшепч.тсятон.н.киед.р.вцаЗадание
Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями
4.Пунктуационная работа
Задание
Составьте предложения по картине с однородными членами. Запишите их.
- Каким предложением можно закончить сочинение? Запишите.
5.Текстовая работа
Учитель читает текст.
Передо мной – картина известного художника И.И. Левитана «Март». Когда я смотрю на неё, у меня возникает чувство радости от того, что наступает весна.
Художник изобразил тёплый, солнечный день. На стены дома, на стволы молодых берёзок падает солнечный свет. Снег стал серым, грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов. Поёт звонкая, весёлая капель. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца. У крыльца дома художник изобразил лошадь. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет.
Глядя на картину И.И. Левитана, чувствуется, что он любит русскую природу и радуется тёплому весеннему дню.
- Ещё раз рассмотрите репродукцию картины.
- А сейчас попробуйте в черновиках написать, создать свой текст – описание картины. автор, живописец
произведение, полотно
написал изобразил нарисовал запечатлел
тёплый, весенний, солнечный
голубое, ясное, высокое, сияет
светит, греет, освещает
рыхлый, мокрый, оседает, темнеет
стройные, хрупкие, тянутся
усталая, рыжая, греется
Три части.
1 часть - вступление. В ней мы расскажем о наших впечатлениях о картине.
2 часть – основная. В ней будем описывать картину.
3 часть – заключение. В ней расскажем об основной идее картины.
На картине передано состояние весенней природы. Поёт весёлая капель. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.
Рыхлый снегтемнеет и оседает. Поёт звонкая, весёлая капель.
Чувствуется, что художник любит русскую природу. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь красоту русской природы.