Урок русского языка в 3 классе по теме Сочинение по картине И. И. Левитана Март.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема урока «Сочинение по картине И.И.Левитана «Март»».
Задачи урока:
- формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;
- способствовать развитию творческого воображения детей;
- Формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;
- способствовать развитию чувств и эмоций детей.
Цели урока: формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение); способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.
Метапредметные: умение вести диалог, умение определять общую цель, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной формах.
Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли, писать сочинение.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Подготовка к восприятию картины.
Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображённая на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.
Левитан был мастером живописи, выполненной на природе, на открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного чувства прекрасного.
Левитан не только видит природу, он её понимает и осмысливает. Пейзаж передаёт чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.
2.Рассматривание репродукции картины.
Рассматривание под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
3.Беседа по содержанию картины.
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникает настроение?
- Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем – то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к эт
·им существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.
(Синеватый, переливающийся, рыхлый снег; зелёный, тёмный, манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; лимонно – жёлтая стена; дома, освещённые солнцем; золотистые осины, тянущиеся к небу.)
- Какой день изобразил художник?
- Что вы можете сказать про цвет неба?
- Как цвет помогает художнику показать приближение весны?
- Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к весне?
Обобщение: хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она как бы пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный свет везде – на стенах домов, на стволах молодых берёзок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение от созерцания весеннего дня передаёт и нам.
- Что вы можете сказать про ком снега на крыше?
- Обратите внимание на лошадь у крыльца.
Задания для творческого воображения.
- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
- Что бы вы могли там услышать?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С.Пушкин
- Подумайте, что общего между картиной Левитана и словами А.С.Пушкина?
4.Коллективное составление плана рассказа:
а)Как художник показывает приближение весны?
б)Какую роль играет цвет в картине?
в)Как вы считаете, какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?
г)Какое впечатление производит картина?
5.Речевая подготовка к сочинению.
- Подберите синонимы к словам.
Художник, густой (лес), грязный (снег), жёлтый, тоненькие (деревца).
- Выберите подходящее слово.
Ком снега (падает, скользит, сползает).
Молодые деревца (тянутся, растут, выгибаются).
Небо (льёт лучи, сияет, сверкает).
- Отредактируйте предложения.
Художник показывает нам радость.
Художник выразил любовь в том, что солнце ярко светит.
Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение.
6.Устное составление описания картины по плану.
7.Написание сочинения учащимися.
8.Рефлексия.
15