Урок русского языка. Сочинение — описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Урок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н.
Тема: Сочинение - описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: 1 .Учить описывать картину.
2.Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме,
Определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать
недочёты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
3.Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
4.Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей
действительности и произведений живописи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
( звучит музыка, музыкальный альбом «Времена года»)
- Здравствуйте уважаемые гости! Рада Вас приветствовать на нашей выставке. Я надеюсь, что Вы
получите массу впечатлений и удовольствия, т. к. увидите замечательную картину Исаака Ильича
Левитана «Золотая осень». Я очень надеюсь, что наши юные корреспонденты и критики (которые
присутствуют здесь) напишут прекрасный отзыв об этой картине. Корреспонденты и критики - это
люди, которые должны много знать. Уметь описать или рассказать в интересной, доступной для
читателей форме.
2.Вступительная беседа.
-Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, какие новые краски появляются осенью?
-А как красоту осени можно сохранить даже зимой? Надо собрать гербарий, сфотографировать,
нарисовать.
-А ещё можно написать стихи. Послушайте стихи об осени поэтов нашей страны.
Под музыку дети читают стихи.
-Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою резьбой. Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной...
. (И. Бунин)
-Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора
-Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал молот, Теперь уж пусто всё- простор везде, Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
И льётся чистая и первая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто - розовый - кленовый.
(В .Авдиенко)
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.
(А. С. Пушкин.)
Осень.
Сеется дождь, как просо Деревья в стеклянных росах. Как будто всё очень просто, Пришла обычная осень.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Всё в мире, как прежде просто. Вокруг тополиная проседь, Листвы тополиная проседь,
Деревья в стеклянных росах
(Ал Бурьянов - поэт Челябинской области)
-Осенняя природа очаровывала и восхищала не только поэтов, но и художников. Многие художники с
огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу.
Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
-Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, что обозначает слово пейзаж?
Пейзаж - реальный вид, какой либо местности (на доске слова, значение объясняют сами
дети).
Пейзажист - человек, который рисует пейзажи.
-Кто может рассказать нам об этом художнике?
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зотничества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он
написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело, используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают у нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
З.Рассматривание репродукции картины.
-Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Что обозначает слово
репродукция?
Репродукция - воспроизведение рисунка картины, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или
фотографии.
-Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать
нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
-Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
Какие краски использует художник?
-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине,- в начале осени или в конце? В сухую или
дождливую погоду?
-Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелёными?
Покажите на картине.
-Что вы видите слева на высоком берегу?
-Что изображено справа?
Что на переднем плане картины?
-Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Что растёт около берега реки? Почему вода
вначале реки тёмная, а дальше она становится светло - голубой? Различается ли цвет неба на переднем и
заднем плане? Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них?
Вывод учителя - обычно осень - время увядания природы - ввязывает чувство печали и тоски. Но если
на какой - то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости,
жизнерадостное настроение. Очарование огненно - золотистого и багряного цветов на картине «Золотая
осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник даёт нам
возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной силе, в золотом сиянии тихого
солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора Петра
Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Один из
отрывков вы слышали в начале урока.
4.Речевая подготовка.
- Подберите синонимы к словам:
Художник - (живописец, пейзажист, мастер кисти).
-Создаёт - (пишет).
-Картина - (полотно, репродукция).
-Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно - синий, бледно - голубой, коричневый).
-Найдите не точно употребленное слово и замените его: Солнечные лучи ярко греют /освещают) природу. Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой. Розовые лёгкие облака плавают (плывут) по нежно - голубому небу.
-Обратите внимание на правописание слов:
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
5.Составление и запись плана.
-Какое время года изображено на рисунке? -Какое впечатление производит оно на вас? -Что вы видите на переднем плане? Вдали?
-Какие цвета преобладают в пейзаже?
-Что вам понравилось в полотне Левитана?
6. Самостоятельная работа.
-А сейчас вам предстоит проявить своё творчество. Каждому из вас нужно описать картину, рассказать о ней так, чтобы читающим ваш текст, захотелось увидеть это произведение искусств.
-Вспомним, что такое текс? Какие виды текста бывают? Какой вид текста будет у нас? - (Написание первого варианта сочинения).
(Дети зачитывают свои варианты)
7.Домашнее задание.
-Отредактировать, написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
-Спасибо всем за работу.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15