Конспект урока русского языка. Развитие речи. Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг». 8класс
Конспект урока русского языка. Развитие речи.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг».
8класс
Автор проекта: Пакулева О.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ Емишевская ОШ, Тутаевский район,
Ярославская область.
2016
Конспект урока русского языка. Развитие речи.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг».(8класс)
Класс: 8
Цель урока: совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна.
Задачи урока: 1) продолжить работу по развитию речи, выявить замысел
художника, проникнуться им, создать словесное описание
картины «Мокрый луг»;
2) формировать у учащихся эстетический вкус, умение вглядываться и вслушиваться в прекрасное;
3) воспитывать любовь к природе родного края.
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся узнают сведения из биографии художника Ф.А.Васильева, познакомятся с его картинами; научатся находить главные детали на художественном полотне, композиционный центр картины; смогут выявить замысел художника, проникнуться им, создать словесное описание картины; усовершенствуют навыки создания собственного письменного текста, орфографические и пунктуационные навыки;
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и самопонимания;
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам;
коммуникативные:
учить осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, выражать свои мысли и чувства, аргументировать свою точку зрения с учётом разных мнений.
Вводный (организационно- мотивационный) этап.
Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока связана с русской природой.
-Как вы относитесь к окружающей вас природе?
-Вы, конечно, знаете, что красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает, даже лечит.
-Что такое пейзаж?
( Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем).
Красоту пейзажей в России создали бескрайние леса, речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов. Красота русского пейзажа всегда вдохновляла и русских поэтов, и композиторов, и художников.
Мы много встречались с полотнами художников-пейзажистов, среди которых Шишкин, Левитан, Саврасов.
Сегодня мы вновь прикоснёмся к прекрасному, поговорим о картине русского пейзажиста Федора Васильева «Мокрый луг». Пусть сегодняшнее общение с природой (через пейзаж известного художника) отвлечёт нас от мрачных мыслей и успокоит нашу душу.
Тема нашего урока развития речи: Подготовка к сочинению-описанию картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг». (Запись числа и темы урока).
Перед нами непростая задача: выявить замысел художника, проникнуться им и попробовать создать словесное описание картины.
2.Основной (информационно-аналитический) этап.
1)Слово о художнике
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какие картины жизни привлекают художника?
(Учащимся выдаются тексты – чтение в парах)
Фёдор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850года в Гатчине близ Петербурга. В детстве познал, что такое бедность, унизительное положение мелкого чиновника, каким был его отец, - незаурядный, хорошо образованный человек.
Поражает, с какой страстью строит свою судьбу будущий талантливый живописец, он восхищает своей настойчивостью, последовательностью. И ещё высокой нравственностью. В 12 лет Фёдор уже работал на почте, чтобы помочь родителям. В 15 лет после смерти отца стал во главе семьи. Фёдор учился и работал. Забота о семье не прекращалась до конца его жизни.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (18651868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. По окончании учёбы Васильев вошёл в среду известных художников.
Самое сильное влияние на будущего художника оказал преподаватель рисования с натуры в Рисовальной школе И.Н.Крамской, у которого Васильев учился четыре учебных года.
Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза - один из любимых его мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, - пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки. Произведения Васильева проникнуты любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд.
-Вернёмся к заданию, которое было дано перед чтением:
Какие картины жизни привлекают художника?
(Свой талант и силы Васильев отдал русским сельским пейзажам).
Художник воспевает в своих пейзажах русскую природу, скромную, внешне бедную, но полную поэтического очарования. Наиболее известны его картины «После дождя. Просёлок» (1869), «Перед дождём» (1870), «Вид на Волге. Барки» (1870), «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1872).
Обратимся к картине И.Н.Крамского «Портрет художника Ф.А.Васильева», написанной в 1871 году. На портрете изображён один из тех людей, которые стали гордостью русского изобразительного искусства.
Умное, благородное лицо, в глазах юноши – чувство собственного достоинства, доверчивость, грусть. Это один из лучших портретов, написанных И.Н.Крамским. Изображённого на портрете человека художник впоследствии назовёт своим дорогим и единственным другом.
Но не угадывается ли в глазах портретируемого ещё и трагический знак судьбы? ( В глазах грусть)
Болезнь чёрным своим крылом уже коснулась юноши. Туберкулёз. В ту пору неизлечимая болезнь. Вот почему молодой человек вынужден будет покинуть родных, друзей и отправиться в Крым.
После непродолжительного улучшения здоровья Васильев окажется в таком состоянии, что врачи запретят ему передвигаться по комнате, писать картины, рисовать.
Через два года, 24 сентября 1873 года, Фёдор Александрович Васильев уйдёт из жизни, оставив миру свои холсты, рисунки и ещё письма к И.Н.Крамскому, с которым он делился самыми сокровенными мыслями. За два года умирающий Ф.А.Васильев создаст столько живописных и графических работ, сколько не сделает ни один здоровый художник.
2)Беседа по картине «Мокрый луг» Ф.А.Васильева.
Фиксация первого впечатления
-Теперь обратимся непосредственно к картине. Внимательно рассмотрим её и под звуки дождя и раскатов грома (аудиозапись) всмотримся и вслушаемся
- Запишите своё первое впечатление в 1-2 предложениях.
Примерные высказывания о картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»:
«Вся картина проникнута спокойствием, чувством умиротворения. Сердце переполняется сознанием того, что ты часть этого мира, этой природы».
«Мироздание вечно».
Величественное небо! Ты неведомая тайна Вселенной! Перед тобой меркнут и деревья, и луг, и вода, и человек».
Общее впечатление
-Как вы думаете, в каком краю увидел художник этот пейзаж?
Живописец хорошо знал русский Север, а также среднюю полосу России.
Живя в Ялте, Фёдор Васильев видел, как осыпался миндаль, расцветали розы, красовались магнолии. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы. В Ялте Фёдор Васильев долго ещё изображал старые, знакомые и дорогие его сердцу пейзажи средней полосы России. В 1872 году в Крыму Васильевым была написана картина «Мокрый луг», ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В 1872 году «Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге и получил II премию (I премия присуждена картине И.Шишкина «Сосновый бор»).
Картина была написана в Крыму на основе этюдов и воспоминаний. Это картина – память. Фёдор Александрович очень тосковал по родине. К тому же он знал, что жить ему осталось всего год.
– Каждая картина – это чудо, изображённое художником. Какое же чудо изобразил Васильев? Каков общий вид картины?
(Омытый дождём луг под огромным небом, несколько деревьев вдали и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
– Заметьте, здесь нет ни могучих гор, ни кипарисов, ни южных цветов, ни лазурного моря. Здесь всё то, что дорого сердцу художника: приметы родных мест, милые бескрайние картины.
– Как вы думаете, за счёт чего достигается ощущение простора, безграничности пространства в стороны и вглубь?
(Удалена линия горизонта, широкие обобщённые планы, мягкость линий).
– Искусствоведы считают, что композиция этой картины очень продумана и безупречна. Попробуем выяснить, в чём её особенность.
Какие планы картины можно выделить? (Передний план, средний и задний).
– Что и как изображено на переднем плане? Что мы видим на среднем и заднем плане картины?
( На переднем - часть зелёного луга и заводь. На переднем плане растения выписаны очень чётко: золотые чашечки цветов, лопухи, занесённые ветром обломки веток, заболоченная земля. На среднем и заднем – косогор и деревья, они не так чётко и отчётливо изображены, так как создаётся ощущение удалённости, размытости, подробности исчезают в пелене дождя).
– Но ведь мы говорили не только о пространстве вглубь, но и в стороны, а здесь тоже можно выделить две части: правую и левую. Они коренным образом отличаются.
Всмотритесь. Чем они отличаются?
(Правая – мрачная, хмурая, а левая – освещена солнцем, она изображена как будто в противовес правой части).
– Подумайте, какой же приём в построении картины использует при этом художник?
(Приём контраста: мрачность и солнечность; приближенность и удалённость).
– А что является композиционным центром картины, к которому сходятся основные линии пейзажа? (Светлое пятно, несколько сдвинутое влево – свет на воде).
Светящееся золотистое пятно кажется тем более светлым, что справа , и слева, и снизу его обрамляют тёмные пятна – земля, трава на первом плане, высокий берег. Так проявляется закон контраста света и тени. От ярких бликов на воде глаз поднимается вверх, к золотисто- розовым облакам, что недавно освободились от тяжёлых дождевых капель, и вновь возвращается к блестящей купели. Вода и небо у художника зеркально повторяют друг друга, взаимосвязаны, едины.
– Почему центральный элемент полотна смещён от геометрического центра?
(Создаётся ощущение движения, большого пространства; картина не выглядит статичной).
– Действительно, всё в картине полно движения, всё живо и дышит: гнущиеся под порывами ветра деревья, подёрнутая рябью вода и бегущие по небу тучи.
– Теперь нам необходимо определить основные детали, образы картины. (Это земля и небо)
Составление рабочих материалов
– Итак, два очень важных образа картины – это небо и земля. Сейчас мы попробуем охарактеризовать каждый из этих образов, подобрав наиболее точные слова и выражения.
(В тетрадях делается запись: «Небо»).
– Небо в картинах Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром луге» оно является одним из главных средств выражения поэтической мысли художника.
На особую роль неба в пейзаже обращали внимание и современники художника, и сегодняшние зрители. Прочитаем высказывание Н.Н.Новоуспенского: «Дождливое, местами тёмное, оно [небо] всё же полно света, жизни, движения»
Давайте попробуем подобрать слова и словосочетания, характеризующие небо на картине. Но помните о приёме контраста.
(В тетрадях составляется таблица).
Небо слева
Небо справа
Сверкающий просвет в облаках; небо бесконечное, озарённое лучами солнца; богатство светлых оттенков: белое, голубоватое небо и светло-серые облака; розоватые отблески; лёгкость и воздушность.
Косматые тучи; холодные, огромные тучи; несутся и сталкиваются; низко нависшая туча; грозное небо; свинцовые и фиолетовые тучи; густо-серые, свинцово-лиловые; кажется, что над лесом ещё низвергаются потоки дождя; небо ещё кипит и бурлит; кажется, что слышны раскаты грома и т.д.
– Обратите внимание на своеобразную борьбу света и мрака на небе.
Но как бы в противоположность напряжённой жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и спокойна. Каждая из многочисленных деталей растворяется в целом, и их познаёшь только при очень внимательном рассмотрении. (В тетрадях составляется таблица).
Земля
Вода
Тщательно выписанные на переднем плане цветы и трава; топкие берега заводи; очертания обрывистого косогора; границы света и тени на лугу; два развесистых дерева; полоса леса вдали; тропинки.
Болотистая заводь; слева водная гладь блестит, кажется розовато-голубой, а справа – серо-свинцовой.
– Создаётся ощущение влаги, влажных испарений земли, влажной травы, деревьев, воздуха, то есть нет в картине сухости и монотонности.
– Теперь обратите внимание на то, какие цвета избрал для своей картины художник?
(Два основных: синий и зелёный, но огромное разнообразие оттенков и переходов, приглушённая гамма фиолетовых оттенков, тонких граций от густо - тёмного цвета до нежно- золотистого и розового).
– Какое настроение передаёт картина зрителю?
(С одной стороны – борьба и сопротивление, с другой – спокойствие и умиротворение).
– Действительно, ведь Фёдор Васильев всё время искал гармонию и чистоту в природе, трепетно передавал её красоту, одухотворял её глубоким поэтическим чувством.
4) «Поэтическая пятиминутка»
– А какие поэтические строки вспомнились вам при рассмотрении этой картины? (Дома ребята в качестве предварительной работы получили задание подобрать стихотворения о дожде, грозе).
Например:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой. (Ф.И.Тютчев)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. (А.С.Пушкин)
Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж чёрных туч приветно засияла
Лазури полоса.
Ещё дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой.
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой. (А.К.Толстой)
Художник и зритель. (Вербализация впечатлений)
Художник очень хотел быть понятым. Он хотел, чтобы зритель мог мысленно легко «войти» в картину, ощутить себя внутри пространства, а не оставаться пассивным наблюдателем со стороны. Потому-то просил И.Н.Крамского позаботиться, чтобы посланная на конкурс картина была повешена точно по указанной им линии: тогда столь тщательно прописанные предметы становятся для зрителей близкими, почти реальными.
Представим, что и мы стоим вот здесь, на этом мокром лугу, и вдыхаем свежий, влажный воздух. Итак, мысленно мы вошли в пространство картины. Нет, не вместе, коллективно, а каждый в одиночку пришёл сюда. Куда встал ты? Что чувствуешь? Послушай себя. Ступить негде: везде сыро, вязко, грязно. И на душе неспокойно становится. Художник завлекает нас в пространство. Зеркало воды завораживает, притягивает. Глаз скользит по световой дорожке, но резкое перспективное движение дорожки вправо, в тёмно-холодную глубь картины, останавливает его. Путь преграждает тёмная полоса, отсекающая свет; справа и слева, вверху и внизу – повсюду тёмная полоса. А вода неподвижная, стоячая. Место безлюдное – болото. Неуютно, одиноко человеку здесь.
-Так что же рассказал нам художник о мире и о себе?
Чувства Васильева противоречивы. С одной стороны, сила жизни, проявляющаяся в свете, жизнь неба в движении от мрака к свету. С другой – сжимающие тиски тьмы, существование природы самой по себе, без человека, над человеком.
Может быть, здесь отразился дух смертельно больного человека, жаждущего жизни? Может быть, то и другое? Может быть, что-то ещё не разгаданное нами, не прочувствованное? Каждый из нас по-своему воспринимает мысли и чувства художника.
3)Работа с текстом (в парах)
-выявление слов, организующих пространственную перспективу текста.
Описание картины проводится в пространственной перспективе, т.е. указывается, какими изображёнными предметами заполнена картинная плоскость и где они расположены.
При описании картины помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от болота виднеется; прямо перед нами изображены; на первом плане художник пишет; второй план занимает; вдалеке угадывается.
Прочитайте отрывок из рассказа о картине. (Выдаются листы с текстами)
Выделите в тексте способы обозначения места нахождения предметов.
В 1872 году он [Ф.А. Васильев] написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от неё сторону протянулся обрывистый косогор, справа, в глубине широкой низины – два развесистых дерева, вдали сквозь дымку проглядывает полоса леса.
На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.
Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!
(Алёхин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1994. – с.80).
- выявление слов, организующих временную перспективу текста.
Художник, творящий в области изобразительного искусства, имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. Однако истинный мастер сумеет через это оставленное мгновение показать жизнь в её естественном течении, изменении, и зритель, рассматривая картину, угадывает, что было до и после изображённого временного отрезка. Следовательно, в сочинении можно использовать слова, словосочетания и обороты со значением прошедшего или будущего времени, например: после какого-либо события произошло; только что свершилось; лишь только отшумела; как только закончилась; скоро появится; вскоре засверкает; ещё не случилось, но уже.
Найдите в данном описании картины «Мокрый луг» языковые единицы со значением временной перспективы.
В 1872 году он [Ф.А. Васильев] написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от неё сторону протянулся обрывистый косогор, справа, в глубине широкой низины – два развесистых дерева, вдали сквозь дымку проглядывает полоса леса.
На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.
Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!
(Алёхин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1994. – с.80).
- переставьте предложения в порядке развития мысли. Начните с предложения, в котором выражена главная мысль.
Она же стала главным ключом в понимании замысла картины и одухотворённости её поэтического образа.
Она блеснула надеждой средь плотного слоя облаков.
Ничто не кажется в картине таким волнующим, как появившаяся на небе узкая полоса солнечного света.
Эта деталь стала главной в организации света и тени.
(3,2,4,1) ( По Ф.С.Мальцевой)
- сопоставление планов двух сочинений по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг».
Какой план точнее выявляет тему, основную мысль картины?
Какими средствами это достигнуто?
Какие уточнения, на ваш взгляд, можно внести в план?
1вариант.
Какие картины написал Ф.А.Васильев?
Тема картины «Мокрый луг».
Что мог видеть художник до грозы?
Гроза.
После грозы.
Композиция картины.
Чувства художника при написании картины.
Моё мнение о картине.
2вариант.
Любовь Ф.А.Васильева к родным просторам и его картина «Мокрый луг».
Гроза отшумела.
Преобладание синих и зелёных тонов.
Влажность воздуха.
Свежесть травы.
Сложная жизнь неба.
Движение тени.
Величавый покой и тревога.
Надежда всегда жива.
Запишите понравившийся план сочинения- описания картины, включив в него свои уточнения.
3.Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.
Творческая работа.
Выберите один из предложенных вариантов творческих заданий, связанных с восприятием картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг».
- сочинение-описание картины по плану, данному учителем и уточнённому пишущим в соответствии с его художественно-эстетическим восприятием.
- сочинения нетрадиционных жанров:
1) сочинение – зарисовка (набросок), например: «Запечатлённые звуки уходящей грозы», «Музыка печали и надежды», «Родные просторы».
2) сочинение-ассоциация, например: «Гроза моего детства», «Непостижимая тайна неба».
В помощь учителю
Художник Н.Н.Ге говорил, что Васильев "открыл мокрое, светлое, движущееся небо". «Мокрый луг» был написан за год до смерти художника. Мастер избирает переходный момент в жизни природы, что вообще характерно для произведений Васильева. Только что прошел ливень. Еще клубятся в небе сизые тучи, а природа уже как будто встряхивается, приходит в себя после дождя. Чистыми, насыщенными красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал равных в остроте восприятия цвета. На дальнем плане картины – отголоски прошедшей бури, клубящиеся облака. На переднем плане художник пишет омытую дождем землю. Он любуется каждой травинкой, листком, каждым комком земли. Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Небо в полотнах Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями. Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.
Интернет ресурсы:
www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev2.html[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература:
Сычугова Л.П. «Как сердцу высказать себя?» //Русский язык в школе/ 2001,№3.