Опыт работы учителя русского языка и литературы «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка как путь к личностному росту учащихся»
Опыт работы
учителя русского языка и литературы
«Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка как путь к личностному росту учащихся»
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это, значит, развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Работая по теме «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка, как путь к личностному росту учащихся», я ищу наиболее рациональные пути передачи знаний школьникам, способы формирования осознанных умений и навыков, самостоятельной активности.
Традиционная цель самостоятельной работы – усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.
По степени активности познавательной деятельности самостоятельную работу можно классифицировать на 4 типа:
репродуктивный;
реконструктивный;
эвристический;
исследовательский.
Репродуктивная СР (работа по образцу) предполагает решение задач на воспроизведение знаний и умений. Содействуя накоплению опорных фактов и способов деятельности, закреплению умений и навыков, этот тип работы создает условия для перехода учащихся к выполнению задач более высокого уровня самостоятельности.
Реконструктивная СР. ее характерным признаком является то, что в самом задании сообщается лишь общая идея решения, которую необходимо развивать в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Соотнося задания с другими уже известными, учащийся актуализирует имеющийся опыт, развивает умение отбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи.
Эвристическая работа предполагает создание нестандартных ситуаций, решение нетиповых задач. В ее основе поиск, догадка, формулирование и реализация идеи решения. Однако поиск имеет частичный характер, необходимый для выполнения какого-либо фрагмента общего задания.
Исследовательская, творческая работа требует глубокого проникновения в сущность изучаемого явления, поиска новых идей при решении проблем. В ходе выполнения творческого задания такие качества, как видение проблемы в знакомой ситуации, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, гибкость мышления.
Свою работу строю в соответствии с составом класса, реальными учебными возможностями и психологическими способностями учеников.
На уроках использую различные типы заданий, чтобы учащиеся смогли овладеть и различными способами их выполнения. Практические занятия веду при изучении нового материала, при его закреплении и текущем опросе.
В связи с установкой на развитие мышления учащихся учителя всё чаще применяют такие методы обучения, которые формируют навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности. Эти методы требуют от учителя постоянного поиска, умения анализировать, сопоставлять и находить наиболее рациональные пути передачи знаний учащимся, способы формирования осознанных умений и навыков самостоятельности мышления, познавательной активности.
Поэтому с вопросом чему учить? остро встает вопрос как учить?
Составляю тексты заданий, определяю способы их выполнения, выявляю затруднения учащихся при их решении, уточняю место в структуре урока практических занятий. Эта работа корректируется в соответствии с составом класса, его реальных учебных возможностей.
Выполняя специальные, подобранные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в свою очередь, обеспечивает их плодотворное решение.
Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполненным упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал.
Широко использую исследовательский труд, позволяющий развивать поисковую деятельность школьников.
В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций.
По данной проблеме я работаю четвёртый год. Накоплен определённый материал. Тему считаю актуальной. Она помогает ученикам овладевать навыками самостоятельной работы, что существенно сказывается на форме получения знаний, закреплении и выработке навыков.
На уроках стараюсь идти от простого к сложному, использовать следующие формы развития практических навыков:
1. Воспроизведение нового материала по вопросам учителя.
2. Выполнение упражнений учебника дифференцированно.
3. Комментирующие письмо.
4. Разного вида диктанты: свободный, предупредительный, объяснительный, восстановительный (выписывается под руководством учителя нужное, по выписанному восстанавливается текст), творческий, выборочный, выборочно-распределительный, закодированный (буквенный).
5. Сочинения - миниатюры, изложения – миниатюры.
Использую также такие формы тренировочных упражнений:
Записываю на доске:
маленький рсток,
пахнет арматно,
прилгать усилия,
Справка: предлжить решение, выглядит велколепно, красивое рстение.
Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.
Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
Словосочетание нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
Какие словосочетания надо включить в первый ряд?
В первый ряд можно включить словосочетание - маленький росток, красивое растение.
Состав этих словосочетаний одинаков: «прил + сущ». Второй признак –одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова раст-ращ-рос.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка.
Правильный ответ:
Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
Я прошу: назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
Применяю упражнения, где задания распределяются таким образом, чтобы часть из них была выполнена на уроке под руководством учителя, часть предложена в качестве домашнего задания, часть дана для самостоятельно выполнения. Некоторые задания используются в качестве материала для конкретных письменных работ.
По теме «Состав слова и словообразование» задание можно сформулировать так:
- Какую ошибку могут допустить учащиеся при разборе по составу следующих слов:
поднос, переносица;
очи, очарование;
огонь, огарок.
Но как же предупредить ошибки? Это же задание может быть и следующим:
Запишите пары слов:
поднос, переносица;
очи, очарование;
огонь, огарок..
- Являются они однокоренными? Почему? Как вы будете доказывать свою мысль?
Таким образом, появляется интерес, самостоятельность мышления школьников (работа по образцу, частично поисковая или поисковая)
В 1996 году, начиная работать, за основу я взяла традиционную программу обучения. Но по своему усмотрению, в пределах учебной темы, большое внимание уделяла развитию практических навыков, широко использовала фронтальные формы контроля, часто проводила небольшие по объёму письменные работы, используя их одновременно в качестве упражнений, углубляющих и закрепляющих знания и умения учеников.
Большую роль для закрепления практических навыков учащихся играют небольшие диктанты с изменением текста:
это выборочные диктанты, которые я применяю на первом этапе закрепления изучаемого материала, в системе диктантов он является первым и обучающим, потому что в результате его проведения происходит достаточно прочное закрепление изучаемых орфограмм, вырабатывается орфографическая зоркость и повышается грамотность учеников.
объяснительный, предупредительный и комментированный диктанты помогают усвоить образец рассуждений, готовят учащихся к самостоятельной работе;
в диктанте с обоснованием ученик делает объяснительную запись самостоятельно;
в распределительном диктанте ученик делает анализ записи;
распределительный диктант сменяет распределительный, усложняет мыслительную работу ученикам, включает изучаемое в новые связи и закрепляет автоматизацию действий.
Но чтобы умение перешло в навык, необходимо расширение полученных знаний, включение их в творческую деятельность. Поэтому провожу творческие диктанты, при написании которых ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность.
При написании творческих диктантов с заменами учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или категории другой.
Творческий диктант с объяснением трудных случаев написания не должен вызывать у учащихся трудностей с точки зрение жанра и стиля речи.
При проведении объяснительных диктантов «трудные» случаи не предупреждаются, а анализируются, и ошибки исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста. Такой диктант требует от учащихся самостоятельности, так как им приходится самим решать орфографические задачи в творческом письме. Школьники приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать такой, а не иной вариант написания, вспоминать правила, сопоставлять факты.
Диктант по аналогии применяю, когда в употреблении изучаемого правила ученики уже должны проявить самостоятельность. Но они могут в процессе записи подчёркивать сомнительные написания, а после самостоятельной проверки задать вопрос о написании слова или постановке знака препинания. Например, текст читается о лисе, а написать нужно о другом животном по своему выбору. Проводится беседа о животных. После записи своего текста даётся время для проверки работы. При этом учащиеся могут задавать учителю вопросы о правописании слов и постановке знаков препинания.
Как при объяснении нового материала, так и при закреплении изученного применяю таблицы. Они не воспроизводятся целиком, а постепенно заполняются в процессе объяснения.
При повторении с помощью таблиц удобно построить связный ответ ученикам; материал таблицы послужит планом ответа, примеры приводят свои. К таблице даны примерные вопросы и задания, которые можно использовать при итоговом повторении.
По теме «Правописание согласных в корне слова» использую такую таблицу:
Проверяемые глухие и звонкие согласные
Просьба – просить
ползти – ползу
пруд - пруды
Проверяемые непроизносимые согласные
Поздний – опоздать
ужасный – ужас
Непроверяемые согласные
Футбол, программы, рюкзак
Вопросы и задания.
Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию согласных в корне слова. Приведите примеры на каждую орфограмму.
Как определяются проверяемые глухие и звонкие согласные? и т.д.
Такая работа помогает привести знания учащихся в систему, развивает мышление, приучает систематизировать и группировать материал.
При изучении нового материала использую опорные таблицы-схемы Меженко. Это позволяет учащимся лучше и быстрее запомнить теоретический материал. И больше часов остаётся на закрепление.
Для некоторых уроков предусмотрен большой по объёму материал, что позволяет применять его дифференцированно. Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.
Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по–разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо знать, понять, усвоить, запомнить. Известный психолог Н.А. Мечинская писала, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
Школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика.
Ещё К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим, полезное самостоятельное упражнение».
Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими - средними – низкими учебными возможностями.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряжённого труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными детьми предлагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор упражнений высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно - урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся. Работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий.
Например:
составление текстов диктантов;
составление карточек – заданий по изученному материалу;
сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;
работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Для детей с пониженной обучаемостью необходимы опорные схемы, таблицы. Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.
Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:
уменьшается нагрузка детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Для проверки знаний учащихся провожу тестовые задания по основным темам программы. Задания обеспечивают простоту проверки ответов учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях, что даёт возможность учителю при подготовке к контрольным работам заострить внимание учащихся именно на этих пробелах.
Из начальной школы ученики приходят с разной подготовкой. Поэтому использую разнообразный раздаточный материал, индивидуальные задания и, конечно, большое внимание уделяю урокам развития речи.
Для того, чтобы научить детей более грамотно излагать содержание текстов, провожу различные виды изложений: подробные, сжатые изложения с заданиями (ввести в текст описание отдельных предметов, животных); выборочные изложения.
В процессе работы по развитию речи провожу различные виды сочинений: сочинения типа изложения, по данному началу, по личным впечатлениям, сочинения на литературные темы, сочинения по картине, мини-сочинения по воображению, письменные ответы на вопросы, письмо по памяти.
Эта работа помогает учащимся глубже понимать окружающую их действительность, человека, самих себя.
Проводимая работа даёт свои результаты: заставляет детей думать, творчески мыслить, делать выводы, учащиеся активны на уроке, все заняты делом.