ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно
Дай мне приглядеться
Потрогать и подержать в руках
Послушать
Понюхать
И может быть попробовать на вкус
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи, уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной деятельности учащихся. Особенно остро сейчас стоит вопрос о развитии основ инициативности и самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития познавательной активности личности в обучении, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует на современном развитии образования принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Педагоги, отмечая низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий. Сегодня, с введением ФГОС НОО, роль учителя координально меняется. Прежде всего, учитель должен отойти от роли «оракула», когда он выступает единственным источником знаний. Не годится также роль «тренера», когда педагог доносит информацию в готовом виде и помогает ее использовать. Сегодня учитель должен выступать в роли «помощника», способствуя ориентации ученика в выбираемых им самим потоках информации, определению им эффективных способах присвоения и обработки этой информации. Именно поэтому вопрос организации самостоятельной деятельности учащихся сегодня так актуален. И как никогда остро он встает при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
На уроках в начальной школе самостоятельная работа используется очень широко на всех этапах учебного процесса при формировании умений и навыков. Так что же такое самостоятельная работа?
Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи);
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
На уроках я использую разнообразные формы самостоятельной деятельности.
Индивидуальная форма организации – эта форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Такая организация учебной работы учащихся дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.
Парная форма – это выполнение двумя учениками одного общего задания. Кроме того, общение в паре может носить характер взаимообучения и взаимоконтроля.
Групповая форма – эта форма организации учебной работы характеризуется следующими признаками:
- класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (одинаковые либо разные) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы (маленького учителя);
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение группами различных заданий. Во время работы члены группы участвуют в совместном обсуждении хода и результатов работы, обращаются за советом друг к другу.
Только работая в составе группы, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
На своих уроках я использую следующие виды самостоятельной работы:
Дидактическая игра
Дидактическая игра - дело серьезное. И тему по программе надо изучить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно. Поэтому содержание дидактической игры - это всегда осуществление ряда учебных задач: повышение грамотности учащихся, активизирование их внимания, совершенствование памяти, расширение кругозора. Дидактические игры помогают разнообразить урок.
Игры я в основном провожу на этапах повторения и закрепления. На уроке мною используются индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры. Наибольший интерес у ребят вызывают коллективные или групповые (командные) дидактические игры - игры-соревнования.
Работа с учебной книгой (умение пользоваться оглавлением, рисунками, схемами, таблицами, выборочное чтение по рисункам и по вопросам, чтение по ролям, разделение текста на части и подбор заголовков, ответы на вопросы, составление плана, характеристика действующих лиц, чтение части текста, которая наиболее понравилась, чтение отрывка вызывающего печаль, радость, сочувствие, чтение вопросительных, восклицательных предложений).
Следующий вид самостоятельной работы – это работа со справочной литературой (работа с энциклопедиями, словарями, газетами, журналами). Этот вид работы труден, но интересен для детей.
Наблюдения и практические работы
Эта работа в основном проводится на уроках природоведения и СБО (работа с гербарием, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение).
ведение дневника наблюдений).
Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, которое позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Так же в своей работе я использую контрольные и самостоятельные работы такие как:
сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);
Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решение большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удерживать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответа.
В заключении я хотела бы отметить, что самостоятельная деятельность
требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний, способствует формированию мировоззрения ученика, обеспечивает прочное усвоение приобретённых знаний, вооружает учащихся практическими навыками, учит творчески применять имеющиеся знания, является ведущим фактором активной мыслительной деятельности.
Отсюда следует, что должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения детей в самостоятельном приобретении и применении ранее полученных знаний к решению разнообразных учебных и практических задач.
Именно поэтому, большая роль в формировании самостоятельности у детей отводится к самой личности учителя. Педагогу, для того чтобы создавать условия для благоприятного развития навыков самостоятельности, творчества, инициативности важно самому обладать позитивной концепцией. Для этого учитель должен обладать высокой самооценкой, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, жизнерадостностью, умением создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия, умением находить выход из сложившихся, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Именно эти качества учителя способны придать личностную окраску при овладении учащимися навыками самостоятельной работы, которая дисциплинирует мысль, рождает у наших детей веру в себя, в свои силы и возможности.
15