Календарно-тематическое планирование по ориентировке в пространстве (ОВП) с пояснительной запиской (РАЗВЁРНУТОЕ) для незрячих и слабовидящих учащихся 1-4 классов


Принята Утверждена
На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17
методического объединения г. о. Самара
(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)
Проверена
заместителем директора
____________А.В. Патокина(дата_________)
Рабочая программа
педагогического работника
высшей категории
Савельевой Светланы Александровны
по ориентировке в пространстве

(коррекционный курс)
основной общеобразовательной школы
на 2015/2016 учебный год


Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса по ориентировке в пространстве для 1-4 классов (далее Рабочая программа) составлена на основе:
1)Программы «Ориентировка в пространстве» специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (для слабовидящих детей), автор: Е.Н. Подколзина //Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III - IV вида (для слабовидящих детей), под редакцией Л.И. Плаксиной, М: Город, 1999//;
2)Учебного пособия “Обучение слепых пространственной ориентировке”, автор М.Н.Наумов, Москва, 1982г;
3) Практического пособия по обучению лиц с нарушением зрения «Ориентировка в пространстве», автор: М.П. Мухаев, Ростов -на-Дону: Феникс, 2010 г;
4)Учебно-методическое пособие «Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III–IVвидов», авторы: Т.Б. Тимофеева, С.В. Алышева.
Программа рассчитана на изучение ориентировки в пространстве:
1 класс - 34 часа (1 час/неделю);
2 класс - 136 часов (4 часа/неделю);
3 класс - 68 часов (2 часа/неделю);
4 класс – 68 часов 92 часа/неделю).Содержание программы направленно на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений, мышления. Она требует от незрячего человека значительных волевых и физических усилий.
Пространственное ориентирование – это умение выбирать направление движения и его сохранять, умение составлять представление о расположении предметов по признакам, воспринимаемым сохранными анализаторами, умение достигать конечной цели движения за счёт постоянной оценки взаимного расположения окружающих предметов и своего местоположения относительно их.
Рабочая программа по ориентировке в пространстве построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержание материала от одного года обучения к другому. Однако распределение часов по разделам программы на разных этапах обучения неодинаково.
На первых годах обучения, в младших классах, большое внимание уделяется развитию способности воспринимать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов, ориентировке в микро-пространстве. Формирование пространственных представлений идёт по типу «Карта - путь».
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей или индивидуально. Занятия могут проводиться в школьном здании, во дворе, на пришкольном участке, в городе, где находится школа - интернат, как с незрячими, так и имеющими остаточное зрение детьми.
На коррекционных занятиях знания и умения обучающихся оцениваются словесно как «хорошо» и «отлично», с указанием на моменты успешности и разъяснением недочётов в работе.
Между словами и обозначаемыми ими предметами и действиями должна направленно формироваться тесная связь. Этому способствуют используемые в обучении и средства наглядности.
В качестве средств наглядности выступают макеты, модели, натуральные объекты, рельефно-графические планы и схемы. Опора идёт на умение использовать сохранные анализаторы: осязание, слух, тактильную чувствительность, обоняние. А в дальнейшем активно применять их в ориентировании при любых ситуациях.
Развитие сенсорной сферы слепых детей младшего школьного возраста лучше всего происходит в игровой деятельности. Поэтому целесообразно проводить с детьми специальные игры и упражнения для усиленного использования всех видов восприятия практической ориентировки в пространстве, а так же незрячие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях. В играх и упражнениях используются звуковые игрушки, звуковой мяч, рельефно-графические рисунки, муляжи, магнитофонные записи.
В процессе обучения слепых младших школьников ориентированию в естественной среде (школа и около школьное пространство) целесообразно использовать программированное обучение. Одним из разновидностей этого обучения является метод предписаний алгоритмического типа. Под этим типом следует понимать точные, строго определённые предписания о порядке и характере действий каждого обучающегося ориентировке для овладения самостоятельными передвижениями по тем или иным маршрутам. Если незрячий ребёнок не в состоянии освоить сразу весь маршрут в целом, то по каждому маршруту составляется «карта-путь» с подробным описанием характера пути и основных ориентиров.
Созданные таким образом алгоритмы служат многократному закреплению незрячими школьниками освоенного материала, доведения его усвоения до автоматизированных навыков, тем самым, являясь надёжной основой для ориентирования и мобильности.
Хорошую помощь в моделировании различных ситуаций ориентировки на маршрутах оказывает слепым детям тифлотехнический прибор «Ориентир» (и прибор «Графика»), в том числе и индивидуального назначения. Дети с их помощью могут смоделировать расположение домов, проезжих дорог, перекрёстков, тротуаров, зелёных насаждений. Построение различных ситуаций осуществляется с использованием составных элементов.
Учитывая возрастающую степень самостоятельности детей с глубокой патологией зрения в формировании ориентировочно-двигательной активности, необходимо в обучении ориентированию использовать проблемный подход. Это вызвано тем, что при передвижении в естественной среде школы, улицы, перед ребёнком постоянно возникает множество проблем, решая которые, ему необходимы не только стереотипные умения и навыки, но и творческое применение их на практике.
На начальном этапе обучения ориентированию и мобильности слепых детей, педагог использует элементы проблемно – поискового метода.
Важно заметить, что даже при самом рациональном применении выше перечисленных методов обучения пространственному ориентированию незрячих школьников будет неэффективным, если не обеспечить интерес ребёнка к обучению. Для активизации интереса учащихся, учитывая их возраст, используются следующие методы: это эмоциональное стимулирование – игры, соревнования, развлекательные упражнения, походы; создание ситуации успеха; анализ жизненных ситуаций; знакомство незрячих детей с жизнью и деятельностью незрячих путешественников и знаменитых людей; разъяснение личной значимости в овладении тем или иным действием (использование при передвижении трости).
Для успешности обучения незрячих детей ориентированию и мобильности необходимо осуществлять контроль этого процесса. Контроль обеспечивает обратную связь педагога и обучающегося, что позволяет вносить корректировки, осуществлять индивидуальный подход в зависимости от достижений, наметить новые цели и задачи в обучении.
Цели программы обучения:
Формирование навыков, позволяющих незрячим и слабовидящим школьникам свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке.
Задачи программы обучения:
Овладение навыками ориентировки и мобильности в окружающей среде незрячего учащегося: прежде всего школьной - спальная и учебная комнаты; школьное помещение, в целом; пришкольный участок;
Развитие познавательной и сенсорной деятельности: формирование узнавания предметов окружающей среды, пространственных представлений, пространственного мышления; навыков пользования в ориентировке и мобильности сохранными анализаторными системами; средствами наглядной информации и др.;
Овладение элементарными движениями своего тела. Автоматизация основных локо моторных действий (ходьба, бег);
Воспитание личностных качеств (создание устойчивой мотивации к занятиям; развитие смелости и решительности, формирование умения преодолевать боязнь незнакомого пространства и передвижений в нем);
Обучение детей пользованию тростью и другими техническими средствами ориентировки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны знать/уметь:
Иметь представление о городе: улицах и перекрёстках, светофорах, основных зданиях, транспорте;
Свободно ориентироваться и передвигаться в помещении, на территории школы;
Свободно ориентироваться в малом пространстве: тетради, учебнике, на парте;
Правильно обследовать большие и малые предметы;
Правильно определять и различать голоса людей, звуки окружающего мира;
Знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице;
Освоить основные техники владения тростью.
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта обозрение»:
рассматриваются маршруты до учреждений соцкультбыта,
социальной защиты, юридических консультаций, нотариальных контор, фотоателье и др.
2. Тренировка в определении своего местонахождения в городе и самостоятельное возвращение из незнакомой части города. Ориентировка на местности в незнакомом районе.
3. Изучение комбинированных маршрутов с пересадкой на разные виды транспорта, с переходом на разные остановки. Выработка навыков и умений сохранять пространственный образ. Комплексное развитие и использование сохранных анализаторов. Развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте.
4. Особенности пространственной ориентировки в естественной среде (лес, поле, водоём). Правила поведения у воды и в воде.
5. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.
Планируемые результаты.
В результате обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащиеся школы должны знать и уметь:
использовать осязательные, зрительные (при наличии зрения), обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке в пространстве;
работать с макетами и схемами помещений, отдельных маршрутов, микрорайонов и населённых пунктов;
переносить сформированные топографические представления на план: составлять схемы помещений, маршрутов и изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации;
свободно ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах;
обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки: делать покупки; обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей;
ориентироваться в незнакомом пространстве, используя словесные описания маршрутов и другую информацию;
переносить имеющиеся навыки ориентировки в незнакомое пространство;
делать самостоятельные поездки в другие города и населённые пункты;
названия главных районов, улиц, площадей города, их взаиморасположение и отличительные признаки;
основные достопримечательности и памятники архитектуры города; узнавать их в макетах, рельефных изображениях и по словесному описанию;
название и месторасположение некоторых культурных, торговых и транспортных учреждений города;
правила и приёмы ориентировки и поведения незрячего и слабовидящего человека на улицах города и в природных условиях; основные функции белой трости, приёмы и способы
ориентировки с тростью незрячего человека;
совершать несколько маршрутов в пределах города с поездкой на городском транспорте (под контролем воспитателей или родителей); пользоваться при ориентировке в пространстве моноклями и биноклями


Календарно - тематическое планирование
ориентировка в пространстве
2 класс // 4 часа/неделю
I четверть
1. Ориентировка относительно своего тела (пространственные понятия).
2. Ориентировка относительно своего тела (хождение по словесно заданному маршруту).
3. Изучение и закрепление маршрутов школы.
4-5. Словесное описание маршрутов школы.
6. Звуки окружающего мира (улица).
7-8. Локализация звуков. Оценка степени удалённости звучащих предметов. Понятия: далеко-, близко-, ближе-, дальше-, приближается-, удаляется-.
9. Звуки окружающего пространства (закрытое помещение).
II четверть
1. Развитие сохранных анализаторов (слух, обоняние).
2.Способы и приёмы обследования помещения (класс).
3. Способы и приёмы обследования помещения (спальня).
4. Способы и приёмы обследования помещения (столовая).
5. Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальня, столовая).
6. Формы предметов, наполняющих замкнутое пространство (столы, кровати, классная доска, тумбочки и т.д.).
7. Неменяющиеся ориентиры любого помещения (окна, двери).
III четверть
1. Способы и приёмы обследования помещений. Предметы, наполняющие замкнутое пространство.
2. Построение макета замкнутого помещения (спальня, класс, столовая).
3. Основные правила построения макетов.
4. Заполнение пространства, находящегося по периметру комнаты (на примере своего класса).
5. Построение макетов. Заполнение остального пространства помещения.
6. Самостоятельное построение макета своего класса.
7-8. Соотнесение места на плане с местом в реальном пространстве.
9-10. Ориентировка на макете своего класса.
IV четверть
1. Построение макета замкнутого пространства (спальня).
2. Построение макета замкнутого пространства (столовая).
3. Построение макета замкнутого пространства (по выбору).
4-5. Ориентировка на макетах замкнутого пространства.
6. Упражнения на развитие пространственной памяти и воображения.
7. Изменение пространственных соотношений предметов при повороте на 45*, 90*, 135*.
8. Повторение изученного за год.

Календарно - тематическое планирование
ориентировка в пространстве
3 класс // 2 часа/неделю
I четверть
1. Вводный урок. Повторение изученного.
2. Построение макета замкнутого пространства. Ориентировка на макетах.
3. Знакомство с макетом школьного участка.
4. Строение, наполняющее школьный участок.
5-6. Соотнесение макета пришкольного участка с рельефным изображением пришкольного участка.
7. Построение макета пришкольного участка на приборе «Ориентир».
8-9. Разработка маршрутов пришкольного участка, их словесное описание.
II четверть
1-2.Ориентировка на рельефном плане школы. Знакомство с альбомом (РПШ).
3. Ориентировка на рельефном плане школы (вестибюль).
4. Ориентировка на рельефном плане школы (первый этаж – правая сторона).
5. Ориентировка на рельефном плане школы (первый этаж – левая сторона).
6. Ориентировка на рельефном плане школы (2 этаж).
7. Ориентировка на рельефном плане школы (3 этаж). Обобщение.
III четверть
1-2. Ориентировка на рельефном плане школы.
3. Знакомство с макетом школы. Экскурсия в школьный музей.
4-5.Изучение макета школы (форма здания, главное крыльцо, этажи).
6. Изучение макета школы (1 этаж).
7. Изучение макета школы (2 этаж).
8. Изучение макета школы (3 этаж).
9-10. Ориентировка на макете школы.
IV четверть
1. Знакомство с рельефным планом салона автобуса.
2. Построение макета салона автобуса.
3. Знакомство с рельефным планом вагона электропоезда метро.
4. Знакомство с рельефным планом станции метрополитена.
5-6. Ориентировка на рельефных планах.
7-8. Повторение и обобщение знаний и умений, полученных за год.
Календарно - тематическое планирование
ориентировка в пространстве
4 класс // 2 часа/неделю
I четверть
1. Вводный урок.
2. Знакомство с ориентировочной тростью. Назначение трости.
3.Подбор трости. Виды тростей.
4. Правила захватывания и удерживания трости.
5. Техника безопасности при обращении с тростью.
6. Приёмы работы с тростью (введение).
7. Диагональный приём работы с тростью.
8. Маятниковый приём.
9. Приём скольжения.
II четверть
1. Приём касания и приём укороченной трости.
2. Приёмы работы с тростью (обобщение).
3. Приёмы работы с тростью при подъёме по лестнице.
4. Приёмы работы с тростью при спуске с лестницы.
5. Обнаружение препятствий с помощью трости.
6-7. Отработка навыков при хождении с тростью.
III четверть
1. Совместная ориентировка со зрячими (вводный урок).
2. Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре. Обращение за помощью к незнакомому человеку.
3. Помощь незрячему при посадке и выходе из транспорта, в т. ч. и такси.
4. Ориентировка в транспорте во время движения. Правила поведения зрячих и незрячих пассажиров.
5. Правила организации своего рабочего и жилого пространства.
6. Совместная ориентировка со зрячими в незнакомом помещении ( при выходе и входе в помещение, при движении по коридору, подъёме и спуске с лестницы).
7. Позы и жесты при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре.
8-9. Правила поведения в общественных местах, совместная ориентировка со зрячими, в столовой, в гостях, в магазине, в музее, в театре и т. д.
10. Совместная ориентировка со зрячими (контрольный урок).
IV четверть
1. Условные обозначения на рельефных планах (повторение).
2. Знакомство с рельефным планом города.
3. Основные улицы города.
4. Основные площади города.
5. Знакомство с барельефным изображением памятника Чапаеву перед театром Драмы.
6. Знакомство с барельефным изображением здания цирка и высотного дома.
7. Самостоятельная ориентировка на рельефном плане города.
8. Закрепление и повторение изученного в 4-ом классе.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1. Балашова Я.В. Ориентирование и мобильность: свобода передвижения // Проблемы социализации детей и молодёжи с нарушением зрения / Сб. ст. Сост. И. Н. Зарубина.— М.: Флинта: Наука, 2004.—С. 143-154.
2. Белоусов Р.С. Мечтания скитальца. Очерк жизни и творчества В.Я. Ерошенко. Избранное. — М., 1977.
3. Глебов В.А. (к 60-летию со дня рождения) / Сост. М.В. Бирючков. — М.: ВОС, 1990.
4. Головина Т.П., Стернина Э.М. Критерии оценки положения слепого в семье в модели реабилитированности // Дефектология, N 1, 1993.— С. 43-50.
5. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. — М. —Воронеж, 1999.
6. Денискина В.3., Бенедиктова М.В., Куракина Е.А. Обучение ориентировке впространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения: Учебно-
методическое пособие.— Н. Новгород: ННГУ, 2002.
7. Денискина В.3., Шведова Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных
классов как основа обучения ориентировке в пространстве // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.— N3. —2002.—С. 7-17.
8. Из опыта ориентировки слепых в Московском метрополитене / Сост. Ю.И. Петров.— М., 1989.
9. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. — М.: ВОС, 1982.
10. Копытина Н.Н., Сорокина М.С., Стернина Э.М., Феоктистова В.В. и др. Пространственная ориентировка инвалидов по зрению. — Воронеж, 1992.
11. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей снарушением зрения в процессе школьного обучения.— СПб., 1991.
12. Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуальноготруда.— М.: ВОС, 1983.
13. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников.— Л., 1990.
14. Навстречу незрячему / Под ред. Л.И. Плаксиной и В.3. Денискиной. — М., 1998.
15. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. — М., 1982.