ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
В современном мире наблюдается напряженная, неблагоприятная обстановка, которая вызывает рост различных отклонений в интеллектуальном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особое беспокойство вызывает не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Наиболее остро это проявляется именно у детей 14-15 лет. Причем именно возрастающая агрессивность является основной проблемой не только врачей, педагогов психологов, но и всего общества в целом.
В современной образовательной среде все чаще и чаще появляется понятие «агрессивное поведение» детей подросткового возраста. С чем это связано и от чего зависит, занимаются многие известные педагоги и психологи.
«Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно давно используется в Европе, но его трактование не всегда одинаково. До Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. В начале XX века толкование этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевают большое разнообразие действий» [4].
Психологи обычно говорят об агрессивном поведении, которое выражено внешне, через социально-опасные действия. Эти действия очень инициативные и реактивные, которые приносят объекту (человеку либо предмету) вред.
Итак, можно говорить о том, что агрессивное поведение всегда вредоносно и несет окружающим опасность.
«Исключительно важен эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости, но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается» [3].
Основными чувствами агрессивного поведения являются: злость, мстительность, чувство силы, уверенности и превосходства над побежденным человеком. Именно от жестоких действий человек получает чувство радости и духовного умиротворения, такое проявление агрессивного поведения называется садизмом.
«Именно в подростковом возрасте происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды» [1]. Проблема агрессивного поведения является сейчас наиболее актуальной у детей подросткового возраста с задержкой психического развития, потому что именно на этот период жизни выпадают самые главные моменты: выбор друзей, взаимодействие со сверстниками, сдача итогового экзамена, выбор профессии.
Преимущественно подростки страдают от сложной социальной, экономической и моральной обстановки в стране, не находя необходимой ориентации в ценностях и идеалах. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и распадом семейных ценностей, которые не выполняют таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. «Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость» [2].
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния» [2].
Основными этапами изучения агрессивного поведения являются: теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального изучения, мотивированная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Основоположники первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) направлений следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти и определяет её как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер.
Специально организованная программа коррекционных мероприятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков. Наиболее эффективными являются те программы, которые предполагают долговременное сотрудничество с ребенком, педагогами, его семьей и сверстниками агрессивного подростка.
Цель программы: помочь учащимся осознать агрессивность своих поступков, научить избавляться от этого, не нанося вред окружающим людям.
Задачи программы:
Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение.
Повысить уровень осознания своих чувств. Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения).
Повысить уровень самоконтроля.
Обучить конструктивным приемам решения конфликтов.
Сформировать положительную адекватную самооценку.
Форма работы - групповая.
Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема
Цель
1
Знакомство с программой.
Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания.
2
Моя личность.
Обратить внимание на понятия «Кто я? Кто ты?», понять индивидуальные особенности характера каждого человека.
3
Мои и чужие чувства.
Научить определять внутренние переживания другого человека и соотносит их со своими.
4
Невербальное выражение чувств.
Обучение правильному выражению чувств с помощью мимики и жестов, не нанося вред окружающим.
5
Агрессия. Виды агрессии.
Познакомить с видами агрессии, способами ее выявления у себя и окружающих; научиться способам разрядки агрессивных чувств.
6
Самооценка.
Научить выделять свои сильные и слабые стороны в агрессивном поведении, помочь сформулировать положительные установки к своему «Я» и мнению окружающих.
7
Отношение к себе.
Помочь учащимся понять и адекватно научиться оценивать свои недостатки, распознавать, что это не является негативным явлением, а носит относительный характер.
8
Человек и социум.
Помочь учащимся понять огромную роль общества в жизни каждого человека, осознать важность доброжелательного отношения для себя.
9
Конфликт. Решение конфликта.
Формировать навыки решения конфликтных ситуаций.
10
Я и спокойная жизнь. Завершающее занятие.
Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу.
Таким образом, данная программа должна помочь каждому ученику понять значимость своего положения в обществе, научиться контролировать свои действия и речь в агрессивном положении.
Список использованной литературы:
Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000
Роберт, Б., Дебора, Р. «Агрессия» / Б. Роберт, Р. Дебора - С - П. 1994.
Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. / А.В. Мудрик. - М., 1990
Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов Высших пед. уч. заведений / Под редакцией В.А. Сластенина. / А.В. Мудрик. М.: ИЦ « Академия», 2000
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Участник:
Скорнякова Екатерина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Каменска-Уральского, Свердловской области
Направление: Теория и методика обучения и воспитания
YђЗаголовок 115