Консультация Взаимодействие педагога дополнительного образования с воспитателем в процессе обучения родному языку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13
«Взаимодействие педагога дополнительного образования и воспитателя в процессе обучения дошкольников хантыйскому языку»
Руководитель дополнительного
Образования по хантыйскому языку:
старший воспитатель Смирнова Олеся Олеговна
с.Овгорт, 2015г.
Раннее обучение хантыйскому (родному) языку для русскоязычных детей создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес и уважение детей к языкам и культуре своего народов, способствует развитию коммуникативных задач.
Овладевая вторым языком, человек входит в новый мир, и ребенок делает это легче и быстрее, чем взрослый. Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Поэтому родной (хантыйский) язык становится компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях.
Язык для ребенка - это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Второй язык для изучения на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром (И.А.Зимняя). Однако, это не исключает необходимости включения ребенка в деятельность, требующую внутренней активности.
Начиная заниматься вторым языком, ребенок дошкольного возраста, испытывает огромное желание заговорить с первых минут на этом языке. В целях сохранения этой сильной мотивации к изучению языка в детском саду осуществляется интеграция его в повседневную жизнь. Когда язык естественно вплетен в разнообразную деятельность дошкольников, они начинают использовать его в игре, в общении с окружающими, что является гарантией успешного овладения языком.
Эффективному решению вопросов раннего иноязычного обучения детей способствует деятельность педагога дополнительного образования в контакте с воспитателями. Воспитателю необходимо осознать специфические особенности обучения дошкольников хантыйскому языку, возможность шире использовать контакты ребенка с аутентичной другой речью (вывески, книги, журналы, картинки).
Практика показывает, что воспитатели готовы сотрудничать с педагогом, повторяя с детьми слова и выражения изучаемого языка, выполняя задания, которые они могли бы реализовать с детьми в свободное время. Некоторые воспитатели, знающие родной (хантыйский) язык проявляют большую заинтересованность в результатах обучения своих воспитанников второму языку. Они постоянно спрашивают детей, что сегодня изучали на занятиях по хантыйскому языку, какие слова учили, как звучит то или иное слово на другом языке. Но при этом воспитатели мало знают о том, как овладевают вторым языком дети дошкольного возраста.
В связи с чем актуальной задачей совместной деятельности является единая система взаимодействия участников образовательного процесса в соотношении «педагог – дети – воспитатель».
Эффективность обучения хантыйскому языку в нашем дошкольном учреждении достигается за счет взаимодействия педагога дополнительного образования с воспитателем в рамках педагогического процесса, так как воспитатель принимает самое непосредственное участие в воспитании и обучении детей, имеет возможность организовывать работу по родному языку в течение всего дня.
В процессе изучения родного языка педагогами создаются условия, требующие внимательного, бережного отношения к каждому ребенку, учета его возможностей, склонностей и способностей.
Организация целостного педагогического процесса совместной деятельности педагога дополнительного образования и воспитателей по обучению родному языку детей дошкольного возраста может быть эффективной только при наличии совместного комплексно-тематического планирования по взаимодействию; составления методических рекомендаций в помощь воспитателям, использование воспитателями иноязычной речи в режимных моментах.
Особое внимание при планировании совместной воспитательно-образовательной деятельности уделяется интеграции областей. Такие формы работы помогают более глубоко вникнуть в суть учебного процесса, увидеть, как педагог дополнительного образования реализует на практике те или иные методы и приемы, как работает каждый ребенок и какие трудности испытывает во время усвоения материала, а также решить задачи других образовательных областей.
В нашем детском саду широко используются материалы, обеспечивающие формирование коммуникативных навыков общения дошкольников: задания, игры, рифмовки, загадки, потешки, упражнения на выявление уровня усвоения изученного программного материала. Данные игры, творческие задания, тесты рассматриваются как языковые, обучающие, развивающие с опорой на вспомогательную «транслитерацию», что обеспечивает воспитателю и родителям правильное понимание и произношение хантыйских слов.
Обучение хантыйскому языку в дошкольном учреждении начинается со старшей группы. Образовательная деятельность при общении сочетается с использованием хантыйских слов и коротких фраз, а так же в режимных моментах, играх и упражнениях. Так закрепление материала находит свое продолжение не только в игровой комнате, но и в умывальной, гардеробной, спальной и на прогулке. Систематическое обращение к изучаемому языку во время режимных моментов, в различных видах детской деятельности помогает добиться реальных результатов в процессе раннего иноязычного образования.
Использование речевых образцов в режимных моментах помогает детям быстро запомнить формы вежливости и ввести их в ежедневное общение вместо тех же фраз на русском языке. (Спасибо! Пумасипа! Угощайтесь. Леваты. Садитесь. Опсаты).
Подвижные игры с хантыйским текстом на прогулке - самый легкий и веселый способ отработать произношение и обогатить словарный запас. Задача воспитателя состоит в организации игровой деятельности. Можно предложить детям поиграть в игры: «Медведь и ягодники», «Ловля оленей».
Большую роль играет влияние семьи в формировании положительной мотивации учения детей. А систематическое обращение к изучаемому языку дома помогает добиться реальных результатов в процессе раннего обучения родному языку. В работе с родителями в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как она важна для успешного овладения детьми хантыйским языком. Как показывает практика, большинство родителей живо интересуются достижениями своих детей.
В информационном уголке родители могут узнать, какую тему изучают дети, получить консультацию по методике изучения хантыйского языка. Педагог дополнительного образования не всегда имеет возможность пообщаться с родителями, рассказать об успехах детей, объяснить, как следует выполнить домашнее задание. И здесь на помощь приходит воспитатель, который грамотно и квалифицированно может проинформировать родителей.
Интересными для детей и родителей могут являться различные развлечения на хантыйском языке, где основными зрителями могут быть их родители, бабушки и дедушки. Использование хантыйского фольклора в развлечениях, утренниках и праздниках создает атмосферу новизны, необычного действа, загадочности в повседневной жизни детей.
Созданию условий для взаимодействия субъектов педагогического процесса и эмоционально-психологического комфорта способствует участие педагогов в проектировании предметно-развивающей среды в группе. Уголки «Учим хантыйский» с учебно-дидактическим наглядным материалом способствуют непроизвольному усвоению детьми всех языковых средств, обеспечивают естественную мотивацию речи, развивают воображение, расширяют кругозор. Развивающая среда в группе организована таким образом, чтобы дети имели возможность применять самостоятельно свои знания и умения, полученные на занятиях по хантыйскому языку.
Сегодня, подводя некоторые итоги, можно сказать, что проводимая работа дает положительные результаты. Изучение хантыйского языка вносит существенный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в формировании его эмоций, в развитие коммуникативных способностей, а так же помогает педагогическому коллективу определить и достигать новые точки роста, раскрыть творческий потенциал сотрудников.
Модель взаимодействия
педагога дополнительного образования с воспитателями
Педагог дополнительного образования Работа с детьми Воспитатели
Работа с воспитателем Предварительная
(по рекомендациям педагога) Участие в интегрированных НОД
Планирование совместной деятельности Групповая работа с детьми Присутствие на занятиях у педагога дополнительного образования по хантыйскому языку
Консультативно- разъяснительная работа (консультации, семинары-практикумы, индивидуальные беседы по проблемным вопросам и т.д.) Индивидуальная работа с детьми (рабочие тетради, прослушивание аудиозаписей и т.п.) Оформление наглядной агитации для родителей
Знакомство с результатами диагностического обследования детей Обучение через компьютерные игры и видеофильмы Создание предметно-развивающей среды (уголок хантыйского языка)
Обучение через занятия
Тематические выставки