Методические рекомендации Использование игровых обучающих ситуаций в реализации образовательной области «КОММУНИКАЦИЯ»
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический колледж № 2
Использование
игровых обучающих ситуаций
в реализации образовательной области «Коммуникация»
Методическое пособие
Челябинск
2011
Использование игровых обучающих ситуаций в реализации образовательной области «Коммуникация» [Текст]: методическое пособие / В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2011. – 24 с.
В пособии раскрываются новые подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Качественная реализация задач образовательной области «Коммуникация» напрямую зависит от методов и приемов, максимально актуализирующих мыслительную и речевую деятельность ребенка. В связи с этим в образовательном процессе ДОУ актуализируется проблема поиска приемлемых методов и приемов работы с детьми.
Одним из эффективных приемов решения задач образовательной области «Коммуникация» являются игровые обучающие ситуации. Игровые обучающие ситуации представляют собой форму совместной деятельности взрослых и детей, которая обеспечивает формирование у детей навыков игрового общения, которые они свободно будут переносить и в самостоятельную деятельность.
Методическое пособие может быть использовано при организации речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также в системе профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Введение
Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является речевое развитие детей. Это объясняется сензитивностью периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») работа по речевому развитию детей в детском саду направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- через практическое овладение дошкольниками нормами речи.
Утверждение и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования повлекло за собой необходимость поиска не только новых форм непосредственно организованной образовательной деятельности, адекватным возрастным возможностям детей дошкольного возраста, но и поиска методов и приемов, максимально актуализирующих мыслительную и речевую деятельность ребенка.
Конечным результатом речевого развития детей дошкольного возраста всегда считалось развитие у них качественной устной речи, которая существует в форме диалога и монолога. Поэтому в пособии мы рассматриваем игровые обучающие ситуации, направленные на формирование у детей дошкольного возраста навыков разговорной речи, обеспечивающей и развитие монологических умений и формирование речевой готовности ребенка к школе.
Игровые обучающие ситуации
в речевом развитии детей дошкольного возраста:
теоретическое обоснование
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. Согласно ФГТ сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. В Федеральных государственных требованиях педагогам-практикам предлагается:
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.
Игровые обучающие ситуации - одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, которые дети будут приобретать в игровых обучающих ситуациях, они свободно будут переносить и в самостоятельную деятельность.
Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими взрослыми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести:
- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.);
- активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно игровой деятельности.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Наряду с ситуациями-иллюстрациями успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций начинать со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровых обучающих ситуаций: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
В сценарии активизирующего общения, решаются важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса эти задачи конкретизируются на обучающие, развивающие и воспитательные.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики – «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребенка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Но, чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, нужно при составлении сценариев активизирующего общения подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Игровые обучающие ситуации
в речевом развитии детей дошкольного возраста:
практические аспекты
Одним из эффективных средств формирования навыков игрового общения у детей дошкольного возраста являются игровые обучающие ситуации. В современном образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения игровые обучающие ситуации являются своего рода альтернативной речевых занятий, которые решали задачи языкового развития. Игровые обучающие ситуации организуются так, что одновременно и параллельно решаются задачи формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Приведем примеры игровых образовательных ситуаций для детей разных возрастных групп.
Игровая обучающая ситуация «Малинка»
для детей второй младшей группы
Оборудование для игровой ситуации: картинка-заготовка с изображением девочки с тарелкой, солёное тесто ярко-красного цвета, муляжи ягод, мольберт.
Ход игровой ситуации:
Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках тарелку с ягодами.
К нам в гости пришла кукла Галинка. Давайте скажем ей: «Здравствуй, Галинка!». Галинка хочет угостить вас малинкой, но нужно ее об этом попросить. Вот так:
Галинка, Галинка,
Угости малинкой!
А Галинка вам отвечает:
Вот, пожалуйста, берите,
Только блюдечко верните!
Детям предлагается встать и обыграть текст потешки в ритмических движениях:
Галинка – Галинка
повороты вправо-влево с приседанием
Угости малинкой!
пальцы рук в ритме стиха сжимать в кулачок и распрямлять
Вот, пожалуйста, берите
глубокий наклон вперёд с ладонями, развёрнутыми вверх
Только блюдечко верните!
покачивание указательным пальцем
Посмотрите на картинку. Кто у нас изображен на картинке? (Галинка).
Какое блюдечко у Галинки - полное или пустое? (пустое).
Как вы думаете, когда блюдечко пустое, ей весело или грустно?
Что нужно сделать, чтобы она развеселилась? (насыпать в блюдечко малинки.).
Сделаем малинку для Галинки! Какого цвета у нас ягоды? (показывает муляж). А какой они формы. На что похожи? (на маленькие шарики).
Детям предлагают скатать маленькие шарики из красного теста и прикрепить их к блюдечку. Затем воспитатель задаёт вопросы:
Сколько стало ягодок? (одна, две, три, много).
Какое теперь блюдце - пустое или полное? (полное).
Посмотрите, как развеселилась Галинка! Она улыбается. Давайте мы ей тоже улыбнемся. И поиграем!
Игра-хоровод «Малинки у Галинки».
В центре хоровода девочка Галинка. Дети водят хоровод, приговаривая: «Галинка, Галинка, угости малинкой!» (можно под мелодию плясовой), а девочка кружиться, взявшись за платьице. Затем дети останавливаются, расцепляют руки, протягивают ладошки вперед. Девочка обходит детей, легонько хлопая своей ладонью по их ладошкам, как будто раздает ягодки. Затем говорит: «Вот, пожалуйста, берите, только блюдечко верните!». Дети прикалывают ладошки ко рту, будто угощаются ягодами, затем Галинкой становится другая девочка.
Вот как мы весело поиграли! Молодцы!
Игровая обучающая ситуация «Зайки и кролики»
для детей средней группы
Оборудование для игровой ситуации: картинка-заготовка с изображением зайчика и кролика.
Ребята, отгадаете ли вы мои загадки?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Заяц
Мехом-пухом скрыт он густо,
Длинноух, собой пригож.
Любит он морковь с капустой
И на зайчика похож.
Кролик
Посмотрите внимательно на картины и скажите, где изображен заяц, а где кролик? Как вы узнали? Назовите отличительные признаки (зайцы: меняют окрас в зависимости от времени года, у них короткие уши, не приручаются; кролики: живут стаями, роют норы, хорошо приручаются человеком).
Но есть еще различия между зайцем и кроликом. Я вам сейчас о них расскажу. Оказывается, что в дикой природе кролики роют себе норы и живут стаями, а зайцы больше одиночки и не делают нор.
Еще они различаются размножением. Крольчата рождаются голые, беспомощные, слепые. А зайчата рождаются зрячие и полностью сформированными. Зайчиха не ухаживает за своими зайчатами, а оставляет их под кустом, кормит молоком и убегает, запутывая следы.
Сейчас я вам хочу прочитать произведение Николая Александровича Некрасова, которое называется «Дед Мазай и зайцы».
Присядьте и послушайте, как в этом произведении автор описывает особенности зайцев?
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Понравилось вам? Какой дед Мазай в этом произведении?
Ребята, кроме зайца и кролика есть еще животные, которые похожи друг на друга.
Например, волк и собака. О них мы с вами потом поговорим
Игровая обучающая ситуация «Компас»
для детей старшей группы
Оборудование для игровой ситуации:
компас, часы, магниты.
Ребята, а вы любите путешествовать?
Путешествовали ли вы когда-нибудь и куда?
Расскажите, где вы побывали и чем, вам там понравилось.
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Веселый турист»
Крутыми тропинками в горы,
Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озера,
Веселый шагал человек.
Четырнадцать лет ему было,
И нес он дорожный мешок,
А в нем полотенце и мыло
Да белый зубной порошок.
Он встретить в пути не боялся
Ни змей, ни быков, ни собак,
А если встречал, то смеялся
И сам приговаривал так:
«Я вышел из комнаты тесной,
И весело дышится мне.
Все видеть, все знать интересно,
И вот я хожу по стране».
Он шел без ружья и без палки
Высокой зеленой травой.
Летали кукушки да галки
Над самой его головой.
И даже быки-забияки
Мычали по-дружески «Мм-уу!»
И даже цепные собаки
Виляли хвостами ему.
Он шел по тропам и дорогам,
Волков и медведей встречал,
Но зверь человека не трогал,
А издали только рычал.
Он слышал и зверя и птицу,
В колючие лазил кусты.
Он трогал руками пшеницу,
Чудесные нюхал цветы.
И туча над ним вместо крыши,
А вместо будильника - гром.
И все, что он видел и слышал,
В тетрадку записывал он.
А чтобы еще интересней
И легче казалось идти,
Он пел, и веселая песня
Ему помогала в пути.
И окна в домах открывали,
Услышав - он мимо идет,
И люди ему подпевали
В квартирах, садах, у ворот.
И весело хлопали дверью
И вдруг покидали свой дом.
И самые хищные звери
Им были в пути нипочем.
Шли люди, и было их много,
И не было людям числа.
За ними по разным дорогам
Короткая песенка шла:
«Нам путь незнакомый не страшен,
Мы смело пройдем ледники!
С веселою песенкой нашей
Любые подъемы легки!».
Понравилось вам стихотворение?
А что нужно обязательно взять, собираясь в путешествие?
Конечно, компас. Особенно этот прибор нужен, когда вы отправляетесь в лес, или на природу.
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы послушайте внимательно, и попробуйте отгадать.
Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад, на восток.
Компас
Для чего нужен компас? Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.
А знаете ли вы, как устроен компас, откуда он появился и как им правильно пользоваться? Это очень интересная и увлекательная история. Я вам сейчас расскажу.
Компас очень похож на обыкновенные часы: такая же круглая коробочка с ремешком, чтобы носить на руке. Сверху у этой коробочки - стекло, чтобы было хорошо видно, что же там, внутри. А внутри по кругу нанесены штрихи и в центре - стрелка. В часах почти то же самое: и штрихи, и стрелки. Только в часах стрелок гораздо больше: коротенькая часовая стрелка, чтобы все знали, который час, и длинная минутная, чтобы видели, сколько минут. А бывает в часах и шустрая секундная стрелка, чтобы все понимали, как быстро бежит время.
Если часы исправны, то специальный механизм заставляет стрелки постоянно двигаться по кругу. А в компасе никакого механизма нет, и стрелка там всегда только одна. Показывает эта стрелка не время, а направление. Придумали компас в Китае две тысячи лет назад. Стрелка компаса похожа на балерину, которая стоит на носочке одной ноги, высоко подняв другую и легко раскинув руки в стороны. Совсем как бумажная танцовщица в сказке про стойкого оловянного солдатика, который даже подумал, что танцовщица одноногая, как и он. Стоит только освободить эту «танцовщицу», как она тут же повернётся на своей ножке и покажет одной ручкой на север, а другой - на юг. Можно сколько угодно крутить коробочку компаса, но у этой стрелки-танцовщицы стойкий характер: она будет упорно поворачиваться, чтобы одну ручку протянуть на север, а другую - на юг. Эта прекрасная танцовщица - верный спутник всех путешественников. Там, где нет никаких дорог и указателей - в морях и лесах, в горах и пустынях - она помогает выбрать правильное направление: куда идти или плыть, чтобы добраться до нужного места. Откуда же знает эта крошка о том, где север и где юг?
Здесь нам придется вспомнить о магнитах. Магнит - это особое железо. На вид (и на вкус, и на запах) оно ничем не отличается от простого, немагнитного железа. Его можно распознать только с помощью другого магнита или куска железа. Если магнит к простому железу приблизить, то он к нему притянется и крепко-крепко прилипнет. Так привешивают украшения на дверцу холодильника. А вот если магнит к магниту поднести, то можно увидеть кое-что странное. Если одной стороной поднести, то магнит, как живой, будет от другого магнита отворачиваться и даже из рук выскакивать. А если противоположной стороной поднести - будет прилипать, как и обычное железо к магниту. У магнитов разные стороны имеют и разные свойства: одна - чтобы прилипать, а другая - чтобы отворачиваться. Вот только заранее не понятно, какой именно стороной он будет прилипать, а какой - отворачиваться. На вид они совершенно одинаковые. Поэтому магниты красят: одну половину в синий цвет, а другую - в красный. Так красят, что синий от синего и красный от красного будут отворачиваться, а красный к синему или синий к красному – прилипать.
Работа маленькой стрелки-танцовщицы в компасе - это действие двух магнитов. Во-первых, сама эта стрелка - магнит, а, во-вторых, вся наша планета Земля, на которой мы живем, - тоже магнит. Если бы ее, нашу прекрасную планету, раскрашивали, то Северный полюс (одну макушку) покрасили бы в синий цвет, а Южный полюс (противоположную макушку) - в красный. И вот, крошечная магнитная танцовщица, закованная в коробочку компаса, чувствует, что рядом с ней - огромный магнит-Земля, и протягивает ей свою ручку. Стрелка у компаса тоже бывает раскрашена: одна половинка в синий цвет, а другая - в красный. И поворачивается она красной «ручкой» в направлении «синей» макушки Земли - к Северному полюсу. В это время её «синяя» рука от северной «синей» макушки отворачивается и показывает в сторону прямо противоположную - на юг, к Южному полюсу, к «красной» макушке Земли.
Вот и весь секрет компаса: маленькая магнитная стрелка-танцовщица всегда поворачивается к ближайшему магниту. Если этот ближайший магнит - планета Земля, то тогда она показывает, где север и где юг.
Теперь вы знаете, как устроен и как работает компас.
Хорошо ли вы запомнили новый материал? А чтобы это проверить расскажите все, что узнали дома родителям и своим друзьям.
Игровая обучающая ситуация «Сундучок бабушки-рассказушки»
для детей подготовительной к школе группы
Оборудование для игровой ситуации:
сундучок со сказочными предметами (хрустальная туфелька, веретено, скалка, золотой ключик, горошина, яйцо, золотая рыбка и др.), плоскостной домик, столик, стульчики по количеству детей, деревенский коврик, кувшин с блюдцем, рушники,
платочки для девочек, две корзинки, картинки с изображением фруктов и овощей, картинки с изображением настроений, знаков препинания «!» и «?», предметные картинки с изображением животных (лисы, волка, медведя, ежа), наборы разноцветных лепестков для каждого ребёнка, «капельки» с примерами, ведёрко, два мольберта, ёлочка, берёзка, надписи «просто» и «сказка», игрушка ёжик; иллюстрации «Чебурашка под зонтиком», «Незнайка».
Звучит веселая русская народная мелодия, дети входят в зал. Навстречу им выходит бабушка - рассказушка.
- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я бабушка - рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу! Их в сундучок волшебный собираю: какие в народе услышу, какие сама сочиняю! Сундучок мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет (ставит аккуратно сундук на пол).
- Ребята, а вы сказки любите? А много ли вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного сундучка волшебные предметы доставать, а вы мне сказку называть, т.е. говорить, из какой сказки этот предмет. Рассаживайтесь на стульчики поудобнее да будьте внимательны. (Дети садятся на стульчики, а бабушка - рассказушка начинает доставать из сундука предметы. Дети называют сказку, из которой тот или иной предмет, кому из сказочных героев он принадлежал).
- Да, внучата мои милые, на какой предмет ни посмотришь - сразу сказку вспомнишь! Быстро вы ответили, много сказок знаете. А теперь попробуйте отгадать, о ком из сказочных персонажей идет речь:
Деревянный мальчик с длинным носом;
Девочка с голубыми волосами;
Мальчик-луковка;
Самая сильная в мире девочка, очень добрая веселая и рыжая, носит чулки;
Мужчина в полном расцвете сил, живет на крыше;
На печи сидит, ведрам идти велит.
- Молодцы, ребятки, быстро отгадали, кого я имела в виду. А вот теперь вам другое задание. Ох, сложное! Еще никто правильно не ответил. Как одним словом сказать?
Если сказка написана автором (Авторская)
Если сказку в народе сложили? (Народная)
Если сказку придумали на Руси? В Молдавии? Китае? Японии? На востоке? За рубежом? (Русская, молдавская, китайская, японская, восточная, зарубежная.)
- Я, ребятишки, старенькая уже совсем стала, забываю сказки с каких слов-то обычно начинаются?
- А какими словами сказки обычно заканчиваются вы тоже знаете?
- Я вижу, ребята вы толковые, грамотные, много знаете, наверное уже сами читаете?
- Помогите мне, старушке добраться до своей избушки. Вот указатель на пути. Не могу прочесть, что на нем написано.
- Если «просто» написано, то дорога какая будет и до какой избушки доведёт? (дорога простая и доведёт до избушки простой.)
- А если «сказка» написано, то какая дорога будет и до какой избушки ведёт? (сказочная дорога ведёт до сказочной избушки.)
- Думаю, по сказочной дороге в сказочный домик идти будет намного интереснее. А вы как думаете, ребята?
- Итак, отправляемся в дорогу! Заодно поможем тем, кто нуждается в вашей помощи.
- «Помоги Чебурашке»
(бабушка объясняет детям, что Чебурашка попал под дождь и надо решить примеры на «капельках», чтобы дождь закончился. Дети решают примеры. Бабушка убирает «капельки» с решенными примерами в ведерко);
- «Научи Незнайку говорить правильно»
(бабушка объясняет детям, что Незнайка после полета на Луну разучился правильно говорить. Дети учат Незнайку, правильно расставляя ударения в словах, исправляют ошибки, которые допустил Незнайка.).
- «Составь цветик-семицветик»
(бабушка объясняет детям, что Сильный ветер повредил все цветочки на моей любимой волшебной полянке, и предлагает каждому ребенку собрать по цветику-семицветику).
- «Овощи - фрукты»
(бабушка предлагает детям разложить по разным блюдам овощи и фрукты). (Дети успешно справляются со всеми заданиями и подходят к «избушке»).
- Вот мы и пришли. Садитесь, дети, отдохните с дороги, а я молочка налью да кота своего, Плутишку, напою.
(Бабушка ищет кота. Зовет его, уходит. Появляется кот.).
- Привет, девчонки и мальчишки! Я Кот, меня зовут Плутишка! Я настоящий кот, говорящий! В амбар бабушкин залез, мышей погонял, молока напился, сальцем закусил, сметанкой зализал. А теперь с вами поиграть хочу!
(Проводится игра «Кот и мыши». Кот спит, дети бегают и произносят следующие слова:
Мыши, мыши, выходите:
Поиграйте, порезвитесь!
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота!
Кот просыпается, дети замирают на месте
- Интересно, что бабуля новенького принесла?
(Копается в сундучке, выкладывает все предметы на стол, сдвигает нечаянно сундук на край стола и роняет его. Сундук падает и захлопывается. Кот всячески пытается его открыть.)
- Ребята силой здесь не справиться. Помогите открыть сундучок ласковыми словами да волшебными заклинаниями.
(Дети по очереди просят сундучок открыться, говорят ласковые слова, волшебные заклинания из разных сказок. Сундучок не открывается).
- Ничего не получается! Ох и попадет мне от бабули!
(Заходит бабушка-рассказушка).
- А, вот ты где, Плутишка! С ребятами играешь? Молодец! Садись, я с тобой и ребятами поиграю.
Игры: «Рифмы», «Имена», «Скажи наоборот».
13PAGE 15
13PAGE 142415
15