Выступление на педагогическом совете школы «Актуализация эвристических ситуаций на уроках математики»
Выступление на педагогическом совете школы
«Актуализация эвристических ситуаций на уроках математики»
Главной задачей обучения и воспитания сегодня является развитие личности учащихся.
Схема современного обучения:
Инновационный подход -> потребность -> мотивация -> интерес -> познавательная самостоятельность -> умение -> знание.
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения; каждый требует индивидуального подхода, основанного на хорошем знании и понимании психологических закономерностей формирования его личности. Такой индивидуальный подход, возможно, осуществить в рамках современной парадигмы образования- перехода на личностно ориентированное обучение учащегося.
В основе такого обучения лежит признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя при этом состоит в организации соответствующей учебной среды и создании оптимальных условий для обучения и развития творческих задатков ученика.
Известно, что изучение математики развивает мышление: логическое, абстрактное, образное и т.д. Математика развивает память, выносливость, терпение, добросовестность, Следовательно, именно в процессе обучения математике, обучение разнообразным эвристическим приемам формируют эвристическую деятельность и более эффективно способствует развитию творческого мышления. Иными словами, процесс формирования эвристической деятельности и творчества - взаимосвязанные между собой компоненты.
Как отмечает А.В.Хуторской, эвристика – наука об открытии нового, а творчество – процесс создания нового, т.е. без сформированных у обучаемого эвристических приемов деятельности не возможно организовать и управлять процессом формирования творческой деятельности.
Анализ психолога - педагогической литературы показал, что самым благоприятным возрастом для развития творческой личности является ранний подростковый возраст (11-13 лет) по двум причинам:
1. В этом возрасте начинается развитие аналитико-синтетического восприятия предметов и явлений, увеличивается объем восприятия, развитие памяти и внимания, при запоминании обучаемые используют сравнения, систематизацию, классификацию.
Происходит формирование внутри предметных и меж предметных ассоциаций. Развитие абстрактного мышления и развитие критичности мышления.
2. В этом возрасте дети переходят в седьмой класс.
Преимущество состоит в том, что учащиеся изучают не просто математику, а две дисциплины: алгебру и геометрию. Это значительно расширяет горизонты применения эвристических приемов.
Моя работа, как педагога, нацелена на индивидуальность, самостоятельность, творческий подход учащихся к решению любой учебной задачи. Для этого я подбираю такие методы и приемы обучения, которые сформируют у ребят потребность в знаниях, необходимость их получения, что невозможно без мотивации, а это, в свою очередь вызывает интерес и познавательную самостоятельность. Когда же человек сам стремится изучить что-то, это неизбежно приводит к умению, что дает прочные и осознанные знания. Для выявления творческого потенциала школьников в начале первого семестра были проведены диагностические контрольные работы по математике во всех классах. С целью коррекции полученных результатов конкретным ученикам были предложены индивидуальные коррекционные эвристические упражнения, способствующие формированию определенных свойств творческой личности; оформлены разноуровневые задания по алгебре (8 класс). Во всех классах проводятся тренировочные тесты по каждой теме с жестким ограничением времени. На протяжении всего года организую на уроках эвристические ситуации ориентирования (преодоления личностного сопротивления эвристической деятельности и осознания неудовлетворенности процессом и результатом репродуктивной деятельности), поиска (научения образцам эвристической деятельности на основе получения новой информации), преобразования (решения эвристических задач оптимальной неопределенности содержания), интеграции (проявления субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, проявления эвристической позиции в учебном процессе).
Основная цель эвристического обучения - создание учащимися личного опыта в изучении математики и получение основного продукта деятельности в виде приобретенных приемов учебно-познавательной эвристической деятельности, а это способствует формированию творческой личности учащихся.
Эвристические самостоятельные работы на уроке формируют умение и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.