Образовательный материал

Юлия Андреевна Кундикова, директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Саров Нижегородской области.

Создание смыслов и обретение успеха.

«Управлять, создавая смыслы» и «Ваш успех в жизни – это наш жизненный успех».
Два девиза. Первый – конкурса, второй - наш, школьный. Как мне кажется, в жизни руководителя они должны переплестись и создать что-то новое.
Я стала директором 5 лет назад. Что мне досталось в наследство: символический ключ, гербовая печать, разномастный интересный коллектив (частью которого я была и до назначения) и пятьсот с небольшим детей. Девиз нашей школы существовал уже тогда, но жизненным успехом могли похвастаться немногие.
В чем были наши проблемы?
В силу некоторых причин мы сформировали о школе негативное мнение. На каждом углу, дома и в кампаниях наши педагоги рассказывали, как тяжело нам живется: родители наших детей имеют низкий уровень образования (на тот момент всего 20% из них имели высшее), дети невоспитанные и учиться не хотят, а многие из них ходят в школу только для того, чтобы позавтракать (завтраки у нас бесплатные до сих пор – администрация города помогает), и никогда не тягаться нам с лицеями и гимназиями – дети и родители немотивированные и ни за что не научишь таких, родители в школу не приходят и воспитанием детей заниматься не желают Список можно продолжить В общем - плач несчастного педагога на развалинах школы.
Здесь сделаю небольшое отступление. Об особенностях русского характера. Став победителем конкурсов в рамках проекта «Школа Росатома», я побывала на двух образовательных стажировках: в Великобритании и Сингапуре. Старинные школы Британии, со столетними традициями и сложившейся системой управления образованием, которую пытаются заимствовать многие страны. Дети, интересы и потребности которых учитывают педагоги. И Сингапур, с системой образования на основе британской, но с местным колоритом на основе менталитета: четкая иерархия, четко выстроенная траектория образования уже с 6-7 лет, изменить которую удастся лишь немногим детям (1-2%), жестко определенная траектория развития педагога, и самое главное – дети, смотрящие на педагогов, как на богов. При этом система в ее нынешнем варианте функционирует лишь около 20 лет, но дает удивительные результаты. Скажете, о чем это я? Я о евроазиатах –русских. Мы – не британцы (европейцы), и не сингапурцы (азиаты).
У нас многолетние традиции и опыт, воспоминания о советской системе образования, основанной на авторитаризме, колоссальные перемены в последние 10 лет, которые плохо и трудно принимаются педагогическим сообществом. При этом высокий процент талантливейших педагогов и детей.
Поэтому в нашей ситуации в чистом виде демократия и авторитаризм не проходят.
Вначале было слово
На первом совещании с коллективом мы договорились, что при смене власти (а все чего-то ждали от меня и моей старо-новой команды), можно поменять и отношения. Мы условились, что отныне будем соблюдать два правила:
1. Всегда говорить о школе хорошо и не обсуждать проблемы, возникающие в ней. Вы скажете «Не выносить сор из избы», но нашим правилом стало «Если я здесь работаю, то это – лучшая школа». Приставкой к этой фразе могло стать все что угодно: я сам -талантливый и лучший, у нас сплоченный, хороший коллектив, у нас замечательные дети, руководство и прочее, прочее, прочее. Каждый выбрал подходящее к нему и к ситуации.
2. Соблюдать деловой стиль одежды и тем самым подавать пример детям и родителям. Да и собственно, преподносить себя как Педагога.
Вторым стало общее, не связное с педагогической работой, дело. Мы просто готовили учительский капустник для городского праздника. За это я до сих пор благодарна руководству и коллегам. Это было испытание для меня и для коллектива: сумею ли я организовать, а они объединиться. Мы написали сценарий и начали репетировать, и в процессе оказались задействованы практически все педагоги, а еще родители и дети. Мы видели друг друга в нестандартной ситуации, улыбающимися, переживающими, расстраивающимися, когда что-то не получается. Но у нас получилось! Получилось поставить на сцену тех, кто всегда оказывался в тени (в группе не так страшно) и дать сольное выступление тем, кто умеет и любит это делать.
Третьим шагом стала командная работа. С 2011 года мы, как вся страна реализуем федеральный стандарт начального общего образования, а с 2010 года – программу развития школы «Воспитать гражданина». Программа развития стала основой реализации стандарта, потому что содержала в себе условия организации жизнедеятельности школы и предполагаемый результат в отношении детей, педагогов, родителей и социального окружения. Одним из важных направлений реализации программы является создание культурно-нравственной среды школы. Мы основывались не столько на научное определение этого процесса, сколько на представление самих педагогов. Вскоре сложились четыре рабочие группы, курирующие одно- два направления работы. Надо сказать, что такие рабочие группы мы создаем (или они возникают) постоянно. Действуют они вплоть до разрешения узкой задачи и объединяют коллег по интересам. Административное создание таких групп возможно только при изначально распределенной деятельности.
Четвертое – коллегиальность. Я не зря говорила выше о европейском и азиатском типе мышления. Для того чтобы педагог с удовольствием ходил на работу, с энтузиазмом выполнял некоторые свои функции (а в некоторых случаях сознавал собственную значимость), он должен непременно знать и чувствовать, что без его голоса (мнения, позиции) при принятии решения не обошлось. И если решения педагогического совета в большой степени регламентированы, то решения наших совещаний, комиссии по распределению стимулирующих выплат, Совета Школы и Общешкольной конференции (в состав которых входят кроме педагогов родители и дети) иногда бывают неординарными. Так мы решали проблемы обеспечения безопасности (контрольно-пропускного режима и установки турникетов, видеонаблюдения), информированности, вовлеченности в образовательный процесс родителей, участие в общешкольных проектах, формулировали показатели распределения премиальных выплат и пр. При этом важным оказывается и коллегиальный контроль исполнения принятых решений. Он не позволяет педагогу отклониться от намеченной цели, а если и вносить коррективы в процесс, то только с согласия всех. Кроме того, это учит договариваться, налаживать связи между педагогами, родителями, детьми.
Из четвертого вытекает пятое и шестое – предоставление управленческих функций и информированность. В коллективе всегда есть педагоги, которые стремятся чем-нибудь или кем-нибудь поруководить. У нас в три года назад сложилась ситуация, когда резко снизились показатели участия и результативности конкурсов, смотров, соревнований. Для этого были объективные и субъективные причины: многие городские и региональные конкурсы из года в год проводятся по одним и тем же правилам, тем самым уменьшая круг участников, многие значимые конкурсы достаточно сложны, поэтому учитель не решается проявить себя, формат же дистанционного конкурса требует специальных знаний или компетентности в ИКТ- технологиях. Для меня смысл всего обучения, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах заключается в побуждении к анализу предыдущего опыта и знаний на этапе подготовки и побуждении к развитию по итогам. Как поверить в свои силы? Мы придумали следующее: предложили опытному, компетентному и пользующемуся уважением педагогу найти в Интернете для наших учителей и детей посильные конкурсы и олимпиады, а затем помочь им в них поучаствовать. В итоге мы удовлетворили управленческие амбиции одного педагога и стимулировали развитие остальных.
Из этого возникло следующий шестой шаг. Мы стараемся удовлетворять информационный голод. Во-первых, своевременно и полно знакомить с необходимой информацией, касающейся образовательного процесса, во – вторых расширять для педагогов рамки обыденности (что происходит в других школах, учреждениях культуры, градообразующем предприятии и в городе), в-третьих, мы открыли двери в свои кабинеты и к нам можно обратиться по любому вопросу.
Седьмое – создание комфортных условий труда. Вроде бы все просто: парты, стулья, доска, какая-то техника. Но педагогу со всем этим должно быть комфортно и удобно. Можно оснастить самой современной техникой, но она будет простаивать. Поэтому педагогу нужно дать не только инструмент, но и технологию его использования под разнообразные задачи. Здесь может быть несколько вариантов развития событий:
Педагог ИКТ-компетентен. С ним фактически не возникает проблем, здесь только надо определять новые и интересные для него цели.
Педагог готов к освоению техники, но ему не хватает специальных знаний или умений. В этом случае мы создаем условия для самообразования, обмена опытом с коллегами, совместного освоения новых компетенций.
Педагог не хочет осваивать новое, и мы должны поставить его в условия, когда без этого знания, опыта он не сможет в дальнейшем работать и ему придется заняться этим.
Конечно же, не в оснащении заключается комфорт. Но в современном мире учителю и ученику для развития необходимо обладать широким кругом возможностей. Зная, что там, за горизонтом, есть еще много нового и интересного можно идти дальше.
И вот мы создали комфортные условия труда, повысили информированность, создали коллегиальные органы и дали возможность поруководить А что дальше?
Дальше – наполнение жизни новым смыслом и идеями и выстраивание индивидуальной траектории развития. Если все предыдущие условия соблюдены, можно раскрывать индивидуальность каждого. Новым смыслом для некоторых уже стала реализация стандарта и отслеживание личностного результата ребенка, выстраивание системы стимулирования. В помощь - ассамблеи, которые мы проводим уже второй год. Мы поощряем детей и помогаем учителям найти в каждом ребенке (даже в двоечнике) что-то значимое и хорошее.
Чего удалось добиться за пять лет?
Существенно улучшить имидж школы. Это выражается в отношении детей, родителей, педагогов и руководства. И прежде всего в том, что к нам идут дети. Первого сентября 2015 года мы примем более семисот пятидесяти детей.
Мы добились высоких показателей вовлеченности родителей в образовательный процесс. Они участвуют в управлении школой, интересуются школьной жизнью, посещают наш сайт и контролируют оценки детей в электронном дневнике. Они не дают нам жить спокойно – пишут письма на сайт, приходят, задают неудобные вопросы и высказывают идеи. Но это - замечательно, потому что не дает стоять на месте ни одному из нас.
Мы достигли достаточно высоких показателей качества образования. По итогам ЕГЭ прошлого учебного года мы на четвертом месте в городе, сразу после статусных школ. Показатели ЕГЭ не самые важные, но самые транслируемые.
Мы повысили заинтересованность педагогов и детей в образовательном процессе. Каждую пятницу мы проводим ассамблеи для учеников 1-7 классов, обмениваемся новостями, награждаем лучших детей и стараемся увидеть в каждом ребенке уникальные индивидуальные качества.
Теперь мы знаем, что сможем осилить любое дело, работая вместе. Например, в 2013 году мы принимали заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Было очень радостно видеть шестьсот родителей, детей, педагогов, готовящих здание и школьный стадион к встрече гостей.
Нашим педагогическим коллективом мы отмечаем праздники. А к этим праздникам готовим капустники. И наши мужья всегда с удовольствием принимают в них участие. Я не считаю, что школа должна стать домом, но это место, где мы проводим большую жизнь, и окружающие люди должны быть приятными или, по крайней мере, не раздражать.
А еще, мы научились вместе проектировать свое будущее, слышать друг друга и не боятся высказываться честно и открыто. Еще два года назад мы небольшой командой создали проект основной образовательной программы основного общего образования, описали результативность выполнения программы не только на момент окончания девятого класса, но и в рамках каждой параллели, и самое важное – вложили туда смыслы для нашей школы. Поэтому мы были готовы к обсуждению примерной ООП ООО и сознавали, что мы думали также (или совсем не так) как разработчики примерной программы. И теперь у нас есть основа для создания своей, реально работающей ООП ООО, основанной на нашей специфике.
Наша школа в некоторых вопросах стала самоорганизующейся системой. А значит, даже в отсутствии администрации процесс не остановится.
Возросли аппетиты моих педагогов: они требуют более совершенной техники, заявляются на различные конкурсы и конференции, смотрят и открывают мир себе и нашим детям.
А вдалеке маячит перспектива объединения городских школ, и практически каждый из моих коллег задумался, окажется ли он нужен в новой школе, какая она будет, и что он может ей предложить.

Конечно же, и у нас есть проблемы и опасения:
Очень хочется, чтобы каждый из педагогов (неважно работает он по новому стандарту или по предыдущему) строил свои уроки на основе развивающей системы и не подменял реализацию стандарта пустыми отчетами.
Хочется, чтобы каждый учитель обладал аналитическими навыками, понимал и принимал свои ошибки и имел удобную систему мониторинга достижений учащихся.
Очень хочется не растерять наш коллектив, потому что они научились показывать себя, а за хорошим специалистом идет настоящая охота.
Как это сделать?
Для решения первых двух проблем этом году мы создали семь групп педагогов, постоянно проектирующих, проводящих и анализирующих уроки на основе деятельностного подхода. Каждая группа еженедельно проектирует урок для одного из членов группы. Таким образом, в процесс оказались вовлечены более 90% учителей и он основан на реальной деятельности, анализе и самоанализе.
А третья проблема может и не возникнуть вовсе, если человека все устраивает в своем собственном коллективе, если ему предоставлена масса возможностей, он никогда не уйдет. По - крайней мере до сих пор никто не ушел, а некоторые (ушедшие 7-8 лет назад) вернулись.
В ходе модернизации и изменений законодательства нам говорили, что школе наконец дают невероятную степень свободы. Но для того, чтобы реализовать эту свободу, нужно быть к ней готовой, ощущать ее и иметь широкий взгляд на свое дальнейшее развитие. Внутренне у моего коллектива и наших детей такое чувство появилось, поэтому на вопрос маленького второклассника Данилы «А наша школа лучшая в России?» я с уверенность отвечаю «Да, потому что ты здесь учишься, а я здесь работаю!». А в сентябре 2014 года под девизом нашей школы подписался Президент В.В.Путин.
Я ни разу не употребила слово «мотивация». Это потому, что для меня слово само по себе не работает, если в него не вложить смысл, и писать об использовании метода «кнута и пряника» не хотелось. На мотивацию работает только общешкольная атмосфера, то есть все ее составляющие вместе. Это единая система, позволяющая коллективу (в основном женскому с семьями и детьми) на работе чувствовать себя творцами, а может быть и свободными птицами
Поэтому для меня, как руководителя два девиза превратились в один: «Смысл деятельности руководителя - вести сотрудников к успеху!».





Ссылка на сайт школы с размещенным проектом ООП ООО: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Таблица результативности достижения целей по классам в приложении.