Использование мультимедиа технологий, как средство повышения познавательной активности студентов на уроках ОБЖ и БЖ


Борисенок Наталья Васильевна преподаватель-организатор ОБЖ Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум», р.Хакасия, г.Черногорск
Секция: Профессиональное образование
Использование мультимедиа технологий, как средство повышения познавательной активности студентов на уроках ОБЖ и БЖ
С целью повышения мотивации на успех студентов к изучению дисциплины мною систематически используется ИКТ. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать практические действия.
Начало урока. Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения, фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого с жизнью. Например, изучение темы «СПИД и его профилактика» начинается с демонстрации (еще до начала урока) плакатов и фотографий. Более четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока, формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске.
Проверка домашнего задания. Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то традиционная проверка домашнего задания не целесообразна. Для таких уроков 2-3 студента получают опережающие задания. Они готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего задания намного выше. Еще удобна электронная версия тестов.
Изучение нового материала. Созданные программными средствами презентации к урокам, позволяют вовлечь студентов в объяснение нового материала. Попросить дать определение, опираясь на демонстрируемый текст. Изложение отдельных вопросов полностью поручается одному или нескольким ученикам.
Первичное закрепление изученного материала. Ускорение благодаря использованию ИКТ темпа урока позволило организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их непредсказуемости для студента, дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос. Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, студент может его исправить по слайду с иллюстрацией, который возвращается на экран. Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних объяснений и формировать умения студентов по переработке учебной информации.
Итоговое закрепление. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования. Оптимальное решение – тест из 5 вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах. Оценка результатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. Задания выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля, нечестность при этом встречается очень редко.
Что же изменилось на моих уроках с внедрением ИКТ в процесс обучения?
Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Студенты получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютер даёт возможность каждому индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа. Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у студентов. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность студентов, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
• личностно-ориентированный, где в центре обучения - студент, а не преподаватель, деятельность познания, а не преподавания;
• обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях.
• использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;
• формирование биологической компетенции - формирование нравственных норм и принципов отношения к природе раскрытию мировоззренческих вопросов. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей студентов приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по ОБЖ и БЖ, творческую и познавательную активность студентов. Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор студентов и их практические возможности и в этом я вижу реальный путь получения качественного образования.