Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда.
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе
учителя – логопеда.
Учитель-логопед
Малькова Е.А.,
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Песок является удивительным материалом и желание ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту или педагогу-психологу, но и учителю-логопеду. Часто, одним из первых контактов детей между собой происходит в песочнице.
Кроме всем известным направлениям в коррекции нарушений чтения и письма, я использую на занятиях элементы песочной терапии, что позволяет сделать занятия более разнообразными и интересными. Также можно проводить как индивидуальные, так и групповые занятия.
Песок на занятиях учителя-логопеда решает разнообразные коррекционные задачи. Начиная от развития правильного речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, во время обучения чтению и письму. Таким образом, можно проводить работу не только с разными нарушениями речи, а также проводить коррекцию нарушений письма. Занятия с песком не только увлекательны для младших школьников, они благоприятно влияют на развитие познавательных процессов.
Работу с песком следует начинать с развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Предлагаю игры Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой «Практикум по креативной терапии»:
провести ладонями по поверхности песка, выполняя круговые и зигзагообразные движения;
выполнение круговых и зигзагообразных движений ставя ладонь на ребро;
«пройтись» ладонями по проложенному пути, оставляя на них свои следы;
оставить следы от ладоней, создавая разнообразные узоры;
«пройтись» по песку по отдельности каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
В целом, взаимодействие ребенка с песком нормализует эмоциональное состояние. Работа с песком помогает быстрее установить контакт с ребенком, а если ребенок возбужден успокоить и настроить на занятие. Кроме проведения работы по развитию мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности, необходимо научить ребенка прислушиваться к себе и своим ощущениям. Это прямым образом влияет на развитие речи, а также произвольное внимание и память.
Первичный этап логопедической работы используются игры на развитие фонематического слуха, которые помогают устранить пробелы в развитии звуковой стороны речи:
Выбери фигурки, в названии которых есть звук [o] или другие гласные звуки;
Выбери фигурки, в названии которых есть звук [ж] или [з] (на этапе автоматизации) и т.д.;
Далее задания усложняется и требуют более точного звукового анализа: Составь устно предложение, используя слова со звуком [з] который находится разных позициях в слове (начале, середине, конце).
Можно использовать задания с написанием букв на песке. Так же можно писать слова печатными или письменными буквами, сначала пальчиком, а потом используя палочку (тыльную сторону карандаша), держа как ручку. Работоспособность увеличивается, а значит можно использовать большее количество заданий, а если ребенок сделает ошибку ее можно исправить, не оставляя следов, это позволяет ребенку чувствовать себя более успешным.
Отрабатывать тему «Слоги» можно следующим образом: строим ступеньки, на возвышении которых располагаются домики с одним, двумя и тремя окнами. Нужно выложить ступеньки используя слова, с картинок, заранее продумав как они будут располагаться. Таким образом рядом с домиком, где одно окно размещаются односложные слова, где два она- двухсложные слова; стремя окнами-трехсложные слова.
Работа над дифференциацией звуков так же может проводится в песочнице. Для этого поле песочницы делится на две равные части. Ученики берут карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задания вписать их. После его карточки кладется на свое поле. Так же можно использовать другие задания, например, выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук. В дальнейшем с помощью этих фигурок можно составить рассказ.
В результате использования, элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда:
повышение мотивации обучающихся;
создание ситуации успеха;
создание психофизиологического комфорта на логопедическом занятии;
развитие внимания, памяти, мышления, так как они тесно связаны с речью.
Песочная терапия помогает учителю-логопеду сделать занятие более интересным и разнообразным. Терапевтические возможности песочной терапии создают благоприятные условия для коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников.