РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для профессий среднего профессионального образования
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
сельскохозяйственный профессиональный лицей №92
Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для профессий
среднего профессионального
образования
Зерноград
2014
Согласовано и рекомендовано «Утверждаю»
на заседании методической комиссии. Зам. директора по УР
Протокол № __ от _______ 201__г. __________________________
Председатель М.К. _____________. «____» _______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для профессий среднего профессионального образования
технического и естественно - научного профиля
Авторы:
Дремова Марина Ивановна, преподаватель второй квалификационной категории;
Меняйло Наталья Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории;
БурлаковаТатьяна Николаевна, преподаватель первой квалификационной категории.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программой учебной дисциплины обществознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию, Протокол №24/2 от 27.03.2008)
ГБОУ НПО РО ПЛ-92, 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
Программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждении среднего образования, реализующего образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования естественно – научного и технического профиля.
270802.09 - Мастер общестроительных работ
110800.01 - Мастер сельскохозяйственного производства
112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы
190631.01 Автомеханик
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения программы
При освоении профессий СПО, обществознание изучается как интегрированный базовый учебный предмет (включая экономику и право): в объеме 200 часов. На изучение права отводится 50 часов и 50 часов на экономику. Соответственно 100 часов уделяется обществознанию. Данный курс, будут читать три преподавателя. По итогам окончания курса проводится интегрированный зачёт, на который отводится 4 часа (из 100 которые были определены на обществознание).
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации; грамотного человека, способного жить в современной экономической системе;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; хозяйственного подхода к принятию решений финансового характера;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; о макро и микроэкономических проблемах общества;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; произвести экономический расчет и принять управленческое решение;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономики, социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО, успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Рамки учебного времени позволяют добавить пункт в раздел: «Социальные отношения». И так как сегодня одной из важных проблем нашего общества является проблема толерантности, которая является фактором культуры и ведёт к удовлетворению противоречивых потребностей, ценностей, установок социальных субъектов. А так же является катализатором интегративного процесса в российском обществе, поэтому, необходимо ввести дополнительный пункт «формирование толерантного человека в современном обществе» в количестве 7 часов.
Количество отведённого учебного времени позволяет добавить по 2 часа на закрепление разделов: «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе», «Социальные отношения», «Политика как общественное явление», и 1 час «Духовная жизнь общества».
Учебное время позволяет углубить раздел «Экономика». Говоря о рыночной экономике, нельзя не рассмотреть типы экономических систем и формы собственности, поэтому в предложенные темы включено рассмотрение этих вопросов – 2 часа.
Рассматривая экономику предприятия, следует упомянуть и о предпринимательстве, его целях и экономических показателях, характеризующих финансовое положение предприятия.
Примерная программа предлагает рассмотрение рынка труда, фондового и финансового рынка. Целесообразно сначала изучить формы обмена, сущность и содержание денег, цены, а затем изучать виды рынков-2 часа.
Тема «экономика потребителя» включена в объёме 2-х часов для ознакомления с такими понятиями как «прожиточный минимум», «права потребителя» и др. которые необходимы учащимся в будущем.
О нормировании и оплате труда необходимо знать выпускнику любой профессии. Это даёт ему возможность правильно оценить свой трудовой потенциал и приступить к должностным обязанностям как грамотному работнику.
Учебное время позволяет углубить раздел «Право». В учреждениях СПО изучение раздела «Право» направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Мы увеличили количество учебных часов для изучения разделов «Основы конституционного права Российской Федерации» (на 6 часов), «Отрасли российского права» (на 18 часов), «Международное право» (на 2 часа), так как данные разделы изучают вопросы основных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д.), которые, с одной стороны, дают общее представление о роли тех или других правовых норм, а с другой - представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении проблем, сопровождающих каждого человека на протяжении всей его жизни. Изучение основ права позволяет грамотно оценивать жизненно важные ситуации. В итоге на изучение раздела «Право» мы отвели 50 учебных часов вместо предложенных 34 часов.
Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и вне учебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
При увеличении количества часов на изучение практико-ориентированных тем по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающих правовую компетентность в профессиональной дальнейшей деятельности учащихся, рекомендуется активизировать их самостоятельную работу и предложить такие формы деятельности как:
– лабораторная работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;
– подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на мини конференции;
– работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;
– работа с таблицей, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
– дискуссия, брейн-ринг;
– решение задач;
– работа с документами.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
основные принципы рыночной экономики;
ориентироваться в общих вопросах экономики производства;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; экономическое положение предприятия и отрасли;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; ситуацию финансово-экономической деятельности;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); экономические явления, происходящие в государстве и на предприятии;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; экономическую информацию для принятия решений и выводов;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих и экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике и экономическим явлениям;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной и финансово-экономической информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
300
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
200
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
-
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося
100
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
4
2.2 Содержание учебной дисциплины
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
2.1 Культура. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2 Мораль. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
2.3 Наука. Понятие-Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Методы и способы познания.Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
2.4.Религия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Рос
·сийской Федерации.
2.5 Искусство. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
2.6 Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
3. ЭКОНОМИКА
3.1Введение. Экономическая наука как предмет.
Понятие экономики. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Типы экономических систем.
3.2 Собственность. Формы собственности. Объекты государственной собственности в РФ. Приватизация и национализация. Способы приобретения прав собственности. Прекращение прав собственности.
3.3 Рынок и его структуры.
Спрос и предложение. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда и их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Деньги и их функции. Товар. Цена и ценообразование.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
3.4 Экономика предприятия.
Факторы производства. Экономические ресурсы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства.
Понятие инвестиций. Их виды. Амортизация и её явления. Экономическая эффективность. Предпринимательство.
Прибыль, себестоимость, производительные силы, производственные отношения.
3.5 Фондовый рынок.
Ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
3.6 Банковская система.
Виды банков. Роль ЦБ в банковской системе России. Кредиты. Виды, причины и последствия инфляции.
3.7 Рынок труда.
Безработица. Государственная политика в области занятости в России. Заработная плата.
3.8 Труд в экономике.
Виды трудовой деятельности.
Особенности и условия труда в сельском хозяйстве. Общие принципы организации труда. Разделение и кооперация труда. Условия труда. Рабочее и внерабочее время. Организация и обслуживание рабочих мест.
3.9 Основы нормирования труда и оплаты.
Основы нормирования. Нормирование труда в животноводстве. Нормирование труда в растениеводстве. Нормирование труда на отдельных трудовых процессах. Принципы и системы организации оплаты труда. Системы оплаты труда работников сельхозпредприятий. Система премирования. Доплаты, надбавки и компенсации.
3.10 Государство и экономика.
Государственное регулирование экономики: цель и средства регулирования. Государственный бюджет. Финансы. Государственный долг.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
3.11 Экономика потребителя.
Потребитель и его права. Виды доходов. Прожиточный минимум.
3.12 Экономическая деятельность и ее измерители.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
3.13 Понятие менеджмента и маркетинга.
Определение и функции менеджмента. Основы маркетинга.
3.14 Мировая экономика.
Международные экономические отношения. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и стратификация.
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
4.4 формирование толерантного человека в современном обществе
Самореализация человека в современном обществе, личностно-ориентированные стратегии формирования толерантности. Толерантность и адаптация человека в экстремальных ситуациях общества риска.
5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки.
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
6. ПРАВО
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
6.4. Международное право
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2.3 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Кол-во
Самостоят.
часов
работа
Введение
2
1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
22
1.1. Человек
13
1.2. Общество
9
2. Духовная жизнь общества
21
2.1 Культура
3
2.2 Мораль
3
2.3 Наука
3
2.4 Религия
4
2.5 Искусство
3
2.6 Образование
4
3. Экономика
50
25
3.1Введение. Экономическая наука как предмет.
2
09
3.2 Собственность.
2
1
3.3 Рынок и его структуры.
6
09
3.4 Экономика предприятия.
6
3
3.5 Фондовый рынок.
2
3
3.6 Банковская система.
4
1
3.7 Рынок труда.
4
3
3.8 Труд в экономике.
2
1
3.9 Основы нормирования труда и оплаты.
8
4
3.10 Государство и экономика.
6
3.2
3.11Экономика потребителя.
2
1
3.12 Экономическая деятельность и ее измерители.
2
1
3.13 Понятие менеджмента и маркетинга.
2
1
3.14 Мировая экономика.
2
1
4. Социальные отношения
29
4.1. Социальная роль и стратификация
6
4.2. Социальные нормы и конфликты
6
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
10
4.4 Формирование толерантного человека в современном обществе
7
5. Политика как общественное явление
22
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
18
5.2. Участники политического процесса
4
6. Право
50
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
6
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
14
6.3. Отрасли российского права
26
6.4. Международное право
4
Дифференцированный зачёт
4
ИТОГО
200
100
2.4 Самостоятельная работа обучающихся при изучении всего курса
2.4.1 Примерные темы рефератов
Общество и его регуляторы.
Право – воплощение справедливости и добра.
Права человека – эволюция развития.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Права потребителей.
Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
Конституция РФ – основной закон жизни государства.
Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Тоталитаризм – феномен XX столетия.
Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
Политика – наука, искусство и профессия.
Свободные выборы – утопия или реальность.
Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
Демократия – за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Лидер – кто он?
Политические идеи русских мыслителей.
Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Государственный долг.
Размер заработной платы как экономический показатель.
Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
2.4.2 Виды самостоятельных работ:
– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;
– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для обучающихся
1.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 201
2.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010
3.Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
4. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова М., 2002.
5.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
6. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
7.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
8.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
9.Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
10.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
11.Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
12.Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
13.Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
14.Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
15.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
16.Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика НПО и СПО. Учебник - М., 2011.
17.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник – М., 2006.
18. Петранева Г.А.Экономика сельского хозяйства и менеджмент. Практикум. Учебное пособие – М., 2005.
Для преподавателей
1.Певцова Е.А., Важенин А.Г. теория государства и права: учеб. пособие для УСПО.- Ростов н/Д, 2006.
2.Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
3.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
4.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
6. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
7.Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
8.Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
10.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
11.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
12.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов. В.В. Права человека. – М., 2007.
13.Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
14.Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
15. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
16.Кузнецова И.И. Основы малого предпринимательства. М., 2011.
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
11.Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
12.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
13.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
14.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
15.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
16.Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
17.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
1.Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
http:// history, standart. edu. ru/
2.Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/
3.Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма доступа. http:// festival. 1 september. Ru/ subjects
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт содержания учебной дисциплины ................
1.1Область применения программы..
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины..
2. Структура и содержание учебной дисциплины..
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Содержание учебной дисциплины
2.3 Тематический план учебной дисциплины
2.4 Самостоятельная работа обучающихся при изучении курса
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2 Информационное обеспечение обучения
3
3
7
7
9
9
9
16
17
18
18
18
13PAGE 142115
13PAGE 143115
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515