Развитие внимания у дошкольников как динамический показатель психических процессов


Развитие внимания у дошкольников как динамический показатель психических процессов
Система образования на современном этапе реализуется в соответствии с действующими нормативно правовыми документами, такими как закон Российской Федерации "Об образовании" и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Задачи, которые регламентируют деятельность детского сада, обозначенные в ФГОС ДО.ю подчеркивают особую значимость полноценного развития ребенка, выполняющего роль субъекта познавательной деятельности.
Говоря о познавательной деятельности, отметим, что в понимании данной дефиниции вкладывается триединство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных и современных. Она неоднократно рассматривается во многих трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. В практической деятельности на первый взгляд, все кажется просто. Однако только ежедневный труд и усилия педагога позволяют развивать внимания, как важнейший динамический показатель всех психических процессов.
Например, использование игры "Раз, два, три - говори!". Педагог учит детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Немаловажно понимать, что одни условия требуют познавательной активности , другие - волевых усилий. Педагог приготавливает в качестве игрового материала картинки, отражающие предметное окружение ребенка (одежда, животные, растения и пр.) Педагог объявляет детям, что будет показывать картинки, а дети будут называть . что на них изображено, но после слов педагога " Раз, два, три - говори!" Кто первый после сигнала назовет картинку, ее получает. Как видим из предлагаемой игры, правила ее проведения ориентированы на развитие внимательности, так как необходимо посмотреть на картинку, вспомнить, что на ней изображено и только после сигнала озвучить изображенный предмет.
Таким образом, внимание целесообразно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание дает возможность воспринимать окружающий нас мир. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем в педагогике и психологии.
По мнению отечественного ученого педагога П. Я. Гальперина "Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс , оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности" [1,35]. Развивая данную мысль, видим, что внимание способствует концентрации сознания на одном объекте при одновременном его абстрагировании от других объектов.
Не менее интересная игра " Отзовись, не зевай!", задача которой заключается в развитии у детей устойчивого внимания, сосредоточенности и выполнения задания. Игра начинается с того, что дети садятся в два ряда напротив друг друга. Педагог раздает детям картинки, на которых изображены птички, животные, цветочки и пр. При этом каждая картинка дублируется, чтобы дети в первом и втором ряду могли себе найти пару. Чтобы отыскать пару, ребенок получивший картинку может использовать голосовые сигналы, имитируя пение птички, мяукание кошечки. Другой ребенок с аналогичной картинкой должен быстро отозваться. Ребята в паре подходят к педагогу и показывают свои картинки, убедившись в их абсолютной похожести.
Между тем существует мнение, что внимание не считается особым психическим процессом, например, как восприятие, память, мышление. Однако оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Поэтому усилия педагогов в работе с детьми дошкольного возраста важно акцентировать на воспитании и сохранении устойчивости внимания. Говоря о внимании, нельзя не процитировать советского педагога В. А. Сухомлинского, который отмечал, что: " Внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой , которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему". [3,138].
Наблюдая за детьми, можем констатировать факт сосредоточенности ребенка на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Когда же появляется новый предмет, то внимание ребенка переключается. Тем самым указывая на неустойчивость внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Недаром в народе говорят: "Если затих - значит что-то затевает".
Многогранность внимания как феномена психического развития ребенка говорит сама за себя, так как может представлять такие свойства как: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям и функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
Систематическое применение различных игр в педагогической практике, , делает работу эффективной, динамичной и результативной. череде игр для дошкольников особое место стоит отвести дидактическим играм, т.е. специально создаваемые педагогами игры, способствующие обучению и воспитанию детей. Воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируется их деятельность, формируется самостоятельность принятии решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также закладываются социально значимые черты личности.
Дидактическая игра оказывает влияние на процесс нравственного воспитания, развития у детей общительности. Педагог создает детям такие условия , при которых требуется от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
В дошкольной педагогике все дидактические игры условно подразделяются на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Играя с предметами , дети постигают науку сравнения, учатся устанавливать сходство и различие предметов. Специфичность таких видов игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветов, величиной, формой, качеством. решая поставленные задачи в игре, педагог приводит детей к пониманию и осознанному определению цвета, формы, качества и пр. Овладевая новыми знаниями о предметной среде, дети через усложнение в игре, устанавливают последовательность действий, выполняют задания на сравнение, классификацию.
При работе с родителями нелишними будут рекомендации о применении разнообразных методик, техник, игр для улучшения памяти, внимания у ребенка. Ворвавшиеся в нашу жизнь on-line технологии, всеобщая компьютеризация, так же может дать положительный результат. Например, использование в течение 10-15 минут в день on-line игры по развитию памяти и внимания будет не только увлекательным занятием, но и полезным мероприятием. Никто не отменяет классические приемы, такие как заучивание различных стихов, пересказывание прочитанного не только после прочтения, но и на следующий день.
Во многих семьях взрослые любят разгадывать кроссворды, заполнять клеточки сканвордов. Составители таких развлечений для взрослых, часто уделяют внимание и детям, помещая на страничке для маленьких задания: соедини точки линией и определи , что изображено, соедини линией животных с домиком, пройди по лабиринту и пр. Например, игра "Чей домик?" ориентирована на развитие устойчивости внимания. Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек , каждая из которых торопится в свой домик. Задание заключается в следующем: нужно определить. Не применяя карандаш и проводя его по линиям. Однозначно, если малыш испытывает трудности при выполнении , то использовать карандаш допустимо, однако в следующий раз целесообразно обойтись без него.
Игрой можно воспользоваться для развития внимания одновременно с выполнением двигательных упражнений. Например, игра "Фрукты и овощи". Взрослый читает название фруктов и овощей, при этом озвучивает детям команды: "Садись, - если они слышат названия овоща, прыжок - название фрукта".
Внимание - это уникальное свойство психики. Без внимания невозможна работа памяти, мышления. Чтобы добиться успеха в жизни , спорте, работе,, игре, впрочем, в любом деле, важно быть внимательным, а начинать формировать это качество необходимо с детства.
Литература:
1. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылинская. - М.: МГУ, 1974. - 102 с.
2. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, 2000, с. 314.
3. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. - М.: Молодая гвардия, 1986.