Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
Выступление на тему:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ «БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РБ»
Выполнила: Юмагулова Гульназ Камиловна,
преподаватель башкирского языка
2014 г.
РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ
Реферат — краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Это весьма распространенная форма учебной деятельности, но не всегда правильно понятая и выполненная снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Реферат — это один из важных видов научно-исследовательской работы студента. В нем должны найти отражение уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (творческом потенциале) студента.
Общие требования к реферату следующие:
точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к автору собственные мысли);
полнота раскрытия темы реферата;
доступность и ясность изложения;
возможность составить представление:
о мнении автора источника по рассматриваемой теме;
о мнении автора реферата по этому- же вопросу.
Таким образом, реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников и концепцию автора реферата.
Содержание реферата
План
Введение. Обоснование темы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачи работы.
Обзор литературных источников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительные стороны и спорные точки зрения авторов рассматриваемых произведений).
Формулирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.
Выводы и предложения.
Литература.
Оглавление.
В реферате могут быть приложения в виде анкет, схем, диаграмм и пр.
На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. При этом каждая глава должна содержать область выводов и переходный (логический) мостик к следующей главе. А общие выводы в конце реферата являются суммой выводов отдельных глав.
Список литературы в реферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы в литературе.
Список литературы составляют:
1) по алфавиту авторов или названий статей;
2) в хронологическом порядке;
3) по тематическому принципу.
Общие правила библиографического описания предусматривают необходимый минимум сведений, который позволяет безошибочно отыскать книгу или статью (обязательные элементы описания): фамилия автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные (место издания, наименование издающего органа, год издания, страницы).
Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа.
Оформление работы
- Текст работы пишется на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа.
- Все листы должны быть пронумерованы, начиная с № 2 (На титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится).
- Работа должна быть отпечатана на ПК - Объем учебного реферата составляет 15-20 страниц. (Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков)
- Поля: 30 мм слева, 10 мм справа, 25 мм сверху, 20 мм снизу, отступ абзаца - 1,5 см.
- междустрочный интервал - полтора, шрифт - Times New Roman (14 пт.)
- Особое внимание должно быть уделено оформлению цитат, которые включаются в текст в кавычках, а далее в скобочках дается порядковый номер первоисточника из списка литературы и через точку с запятой номер страницы.
- В соответствии с ГОСТ 9327-60 текст, таблицы и иллюстрации обязательно должны входить в формат А4.
- Работа должна быть скреплена.
- Научная работа не требует украшательства – орнаментов на листах, нестандартных шрифтов и т.д.
выписки
В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»).Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому - либо признаку или принципу.Выписки- наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируются для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной статьи брошюры, текста. Обычно вписывают отдельные положения, факты цифровой, другой фактический и иллюстрированный материал.
Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников
Рекомендуем:Выписки делайте после того, когда текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат, взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудноцитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировки сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
ТЕЗИСЫ
Тезисы - вид записи при чтении позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение ( статью, доклад, параграф). В отличии от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте.
Тезисы могут быть простыми краткими ( включать только основные положения), а также сложными и полными ( включать, кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться логико-структурная схема текста.
Кроме того:
-тезисы содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания;- в каждом положении содержится одна мысль;-тезисы составляются после предварительного ознакомления с текстом, при повторном чтении;-тезисы применяются, когда надо уяснить суть проблемы;-тезисы применяются, когда необходимо сравнить несколько точек зрения на одну проблему, например, при подготовке обзора литературы к введению.
Рекомендуем:При составлении тезисов не приводите факты и примеры.Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).По окончании роботы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
Правила составления плана текста
План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.Формулирование пунктов плана - трудный процесс.Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков — названий к произведениям. Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегдаполучается. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками. Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.Правила составления плана.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
Озаглавь каждую часть.
В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Памятка по составлению плана.
Деление содержания на смысловые части.
Выделение в каждой из них главной мысли.
Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).Рекомендуем:Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте.
Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана.
Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко отирающийся карандаш или вкладные листки.Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
АННОТАЦИЯ
Аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образцы клишированных аннотаций
В книге исследуется (что?)... Показан (что?)... Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...
В монографии дается характеристика (чего?)... Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...
В книге анализируется (что?)... Главное внимание обращается (на что?)...
Используя (что ?), автор излагает (что?)... Отмечается, что... Подчеркивается, что...
В книге дается (что?)... Раскрываются (что?)... Описываются (что?)... Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)... Показывается (творческий) характер (чего?)... Устанавливаются критерии (чего?)...
В книге подробно освещаются (что?)... Характеризуется (что?)... Рассматривается (что?)...
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)...Констатируется, что... Говорится о... В заключение кратко разбирается (что?)...
РЕЦЕНЗИЯ И ОТЗЫВ
Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника.Структура рецензии может быть различной.Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее положения.Излагая идеи, выводы/ доказательства, изложенные в рассматриваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им свою критическую оценку, а в заключении рецензии делает выводы.Рецензия - это письменный разбор, предполагающий:
Комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.).
Обобщенную аргументированную оценку.
Выводы о значимости работы.
Рекомендуем:Запишите выходные донные источника.Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте.Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т).Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы.В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве, на соискание ученой степени и т. д.
Типовой план для написания рецензии и отзывов
Предмет анализа. В работе автора... ;В рецензируемой работе... ;В предмете анализа....
Актуальность темы. Работа посвящена актуальной теме...;
Актуальность темы обусловлена...;Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
Формулировка основного тезиса. Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...;В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о....
Краткое содержание работы.
Общая оценка. Оценивая работу в целом...; Суммируя результаты отдельных глав...;Таким образом, рассматриваемая работа...;Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его...;Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...);Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...;Работа, бесспорно, открывает... .
Недостатки, недочеты. Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...;К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...);Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...);Существенным недостатком работы является...;Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...;Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...;Упомянутые недостатки связаны не столько с... , сколько с... .
Выводы. Представляется, что в целом статья... имеет важное значение...;Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени...;Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени...;Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право... .
ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.
В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Виды конспектов
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т. к. со временем трудно восстановить их по памяти.
СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
Правила конспектирования
Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.
Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКЛАДА
Доклад — вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей, зрителей. Доклад, являясь по своей сути разновидностью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой — дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом. Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:• изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;• анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;• обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;• написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля. Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений. Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления. Широко применяются в учебном заведении доклады и как один из видов собственно научной работы студентов. Основной организационной формой при этом выступает студенческая конференция. Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Конференция может проходить в одной академической группе, на одном курсе, на одном факультете. Студенческие конференции могут проводиться с определенной периодичностью, например, ежегодно или один раз в два года и т. д. На таких конференциях, которые, как правило, имеют определенную научную тематику, студенты выступают с докладами, отражающими результаты их собственной научно-исследовательской работы. Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Хотя тезисы доклада имеют маленький объем, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание. К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.Рекомендуем:Работу пишите аккуратно, без помарок, разборчивым почерком.Отвечайте на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. В конце работы укажите используемую литературу.Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на источник.
НАПИСАНИЕ ЭССЕ
Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работыстудентов по написанию сочинения небольшого объема и свободнойкомпозиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемыобласти изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть
проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственныевзгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражатьмысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений,
ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной изпроблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины,
общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему.
При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решениюпроблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей,
яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
При формулировании цели обратить внимание на следующие вопросы:
• почемы выбрали эту тему
• в чем состоит актуальность выбранной темы• какие другие примеры идей, подходов или практических решенийизвестны в рамках данной темы?
• в чем состоит новизна предлагаемого подхода?
• конкретная задача в рамках темы, на решение котрой направлено эссе?
Содержание эссе должно отражать:
• анализ актуального положения дел в выбранной области. Актуальныевопросы, задачи.
• анализ мер, предпринимаемых государством, властями,
государственными учреждениями, частными лицами, для решенияактуальных задач в выбранной области.
• плюсы и минусы• изложение собственного подхода / идеи• практические рекомендации.
• перспективы использования данного опдхода / его разработки• плюсы и минусы предложенной идеи.
• другое Критерии оценки:
• новизна, оригинальность идеи, подхода;
• реалистичность оценки существующего положения дел;
• полезность и реалистичность предложенной идеи;
• значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
• художественная выразительность, яркость, образность изложения;
• грамотность изложения;
• эссе представлено в срок.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА
Составление опорного конспекта — представляет собой вид
внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткойинформационной структуры, обобщающей и отражающей суть материалалекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объектыизучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связьс другими элементами.
Основная цель опорного конспекта— облегчить запоминание. В егосоставлении используются различные базовые понятия, термины, знаки
(символы) — опорные сигналы. Опорный конспект — это наилучшая форма
подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к
темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большимобъемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыкамивыделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.
Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанныхгеометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
Роль студента:
• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
• установить логическую связь между элементами темы;
• представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и
отобразить в структуре работы;
• оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• соответствие оформления требованиям;
• аккуратность и грамотность изложения;
• работа сдана в срок.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КРОССВОРДОВ
По словарю русского языка Ожегова «кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими пересекающиеся слова».Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на эрудицию.
Существуют определенные правила, касающиеся, как собственно составления кроссвордов, так и подбора определений к словам и создания сеток кроссвордов. Правил же составления кроссвордов не так уж много:- можно включать не более трех однородных понятий и не включать однокоренные слова. - имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов. - слов с правильным чередованием согласных и гласных букв может быть не более половины.- начальные буквы загаданных слов должны полнее представлять алфавит, то есть не стоит загадывать слова на одну букву, если это не является целью (составление кроссворда на одну из букв алфавита).- слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.- не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, слова, связанные с болезнью, жаргонные и нецензурные, если только именно это и не является целью составления кроссворда.- не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные географические названия, специализированные термины, фамилии малоизвестных героев кинофильмов и других произведений, устаревших и вышедших из обихода слов.
- нельзя загадывать больше трех однородных понятий (стран, цветов, актеров).
- удачнее пересекать слова на согласных. И помните: "е" и "ё" - разные буквы. Важнейшая часть работы над кроссвордом - толкование слов. Чем оно интереснее, тем лучше. А названия животных и растений обязательно надо зашифровывать оригинально (скажем, дуб - не лиственное дерево, а, например, дерево Перуна). При этом недопустимы научные термины "отряд", "семейство" и т. д.
- никакое загаданное слово или однокоренное с ним не должно встречаться в определениях (всего кроссворда). Только в цитатах можно брать неопределенные слова типа "где-нибудь".
- интересные определения надо искать во всевозможных печатных изданиях. Лучше сначала накопить достаточный запас таких определений, а потом уже загадывать слова под них.
В тематических кроссвордах, особенно узкоспециальных, некоторыми из этих правил можно пренебречь.
Для внешнего вида (сетки) кроссворда тоже существуют некоторые правила.Что касается сеток кроссвордов, то существует разные их виды: от нерегулярных крестословиц до правильных, максимально заполненных фигур. Причем, такие фигуры не обязательно должны быть квадратными.
Хорошим тоном считается максимальная плотность кроссворда, определяемая отношением числа белых клеток кроссворда к их общему количеству. Чем выше плотность, тем труднее составлять и легче разгадывать кроссворд. Сетки могут быть как регулярными (симметричными), так в виде различных фигур. Составление кроссворда начинают с самых длинных слов. Существуют и программы по составлению кроссвордов. Это значительно облегчает работу составителя, но для тематических кроссвордов для этих программы нужно составлять отдельный словарь.
СОЗДАНИЕ МАТЕРИАЛОВ- ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Создание материалов-презентаций — это вид самостоятельной работыстудентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с
помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид
работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации,
переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, краткоотражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То естьсоздание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и
представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на
компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с
использованием программы Microsoft PowerPoint.
Роль студента:
• изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
• установить логическую связь между элементами темы;
• представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и
отобразить в структуре работы;
• оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
• работа представлена в срок.
Примерные требования к оформлению презентации
Оформление слайдов
Стиль • Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов:
один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
•Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков - не менее 24.
Для информации - не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами
(они читаются хуже строчных букв).
Способы выделения информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Критерии оценки творческих презентаций (примерные)
№ Параметры оценки баллы
1 Титульный лист с заголовком 5
2 Использование дополнительных эффектов (смена слайдов, звук, графика) 10
3 Использование анимации 5
4 Текст (хорошо написан, структурирован, объем информации, шрифт, расположение информации, )20
5 Выводы 5
6 Слайды в логической последовательности 5
7 Красивое оформление презентации (цвет, фон стиль 10
Шкала оценки:
60-50 баллов – «5»
49-42 баллов – «4»
41-30 баллов – « 3»
СОСТАВЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА
Составление семантического конспекта1. Прочитать внимательно первый абзац текста.
2. Постараться понять, ради какой предметной мысли написанпрочитанный абзац.
3. Постараться сформулировать эту мысль одной фразой, иливысказыванием.
4. Проверить, нет ли еще других предметных мыслей в данном абзаце.
Если есть, представить каждую в виде одного высказывания.
5. Проделать тоже для следующего абзаца и так далее для всеговыбранного текста.
6. Разделить весь текст на тематические рубрики (разделы) и
пронумеровать их.
7. Отредактировать каждое высказывание в соответствии с выраженнойв нем мыслью и грамматикой его написания (см. далее Примечание).
8. Удалить высказывания, которые повторяются.
9. Удалить неверное высказывание при обнаружении противоречивыхвысказываний.
10. Поменять высказывания местами, если нарушается логикаизложения.
11. Разбить высказывание на два самостоятельных, если оно передаетдве мысли.
12. Исключить случаи использования еще не введенныхопределениями понятий.
13. Исключить случаи использования более одного нового понятия в
одном высказывании.
14.Уточнить количество выделенных рубрик. Если рубрика имеетбольшое число высказываний, ее лучше раздробить.
15. Присвоить каждому высказыванию номер, состоящий из двухчисел, разделенных точкой. Первое число соответствует номеру рубрики,
второе число – номеру высказывания внутри рубрики.
16. Установить связи между высказываниями, указав в скобках последанного высказывания номера других высказываний, от которых данноевысказывание зависит, которыми оно определяется.
ПримечанияПри формулировании высказываний обращайте внимание на
следующее:
1) предметом высказываний могут быть понятия, явления, процессы,
законы, теоремы, выводы, причины, следствия, свойства, признаки, модели и
т.д., и т.п.;
2) высказывания должны содержать минимальное количество слов,
выражая при этом законченную мысль;
3) понятия впервые вводятся через определения. Никакое новоепонятие не может появиться в высказывании, которое не являетсяопределением;
4) любое высказывание не должно содержать более чем одно новоепонятие;
5) каждое высказывание должно выражать одну единственную мысль;
6) высказывания должны быть расположены в порядке,
соответствующем логике изложения изучаемого курса;
7) любое высказывание должно даваться в полной формулировке, и егосмысл не должен зависеть от других высказываний. Не допускаютсяместоимения, заменяющие существительные из других высказываний;
8) смысл высказываний иногда существенно зависит от порядка слов.
Убедитесь (проще всего это сделать, изменяя порядок слов), что высказываниявыражают верную мысль. Обратите внимание, что для высказываний,
определяющих понятия, т.е. определений, порядок слов значения не имеет.
СЕМИНАР И ДИСУССИЯ
Семинар — это вид учебного занятия, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.
Семинар — сложная форма организации практических занятий вучебном заведении, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.
Обсуждение на семинаре может перейти в дискуссию. Дискуссия — это обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия. Она, как правило, на семинаре возникает стихийно и есть опасность уйти в "пустые" разговоры. Избежать этого поможет умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты.
Дискуссия создает необходимые педагогические и социально психологические условия для размышления, поиска, решения проблемы. Усиление активности человека происходит тогда, когда он разрешает проблемную ситуацию. Проблемные методы, а к ним относится и дискуссия, основаны на том, что для учащегося возникает субъективное противоречие, которое он должен разрешить. Если же противоречие не осознано и не устранено в силу чрезмерной трудности или по каким-либо иным причинам, то это может тормозить познавательный интерес, мыслительную активность, привести к апатии, явиться причиной заниженной самооценки. Поэтому, надо найти оптимальную меру трудности той проблемы, которую вы хотите вынести для обсуждения. Главное в дискуссии — наличие проблемы, ее доступность для обсуждения в группе и разрешение путем дискуссионного обсуждения. Решений может быть и несколько и не обязательно, что все придут к общему выводу. Важно, чтобы каждый участник разобрался в проблеме, увидел возможности ее решения и уяснил основные методологические подходы к ней.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
Правила семинара.
Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.
На тебя понадеялись, – подготовь материал.
Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.
Рассказывай, как понял, а не читай по книге.
“Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.
Говори ясно, внятно, кратко, логично.
Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.
Как готовиться к семинару.
Внимательно прочти вопросы к заданию.
Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.
Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.
Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.
При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.
Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.
Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.
На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.
Правила дискуссии.
Спорь по существу, а не из-за пустяков.
Критикуй идею, а не человека.
Уважай точку зрения того, с кем споришь.
Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.
Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.
Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.
Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.
Правила ведения дискуссии.
Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.
Памятка участнику дискуссии.
Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
Не забывай о четкой аргументации и логике.
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.
Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.
Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.
Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.