Статья. «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей»


Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.
Дошкольный возраст-этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка еще одно необходимое условие.
360662233726100 Наша группа была сформирована из части детей, перешедших из ясельной группы( 60%) и вновь пришедших( 40%)
При контакте с детьми было очевидно, речь детей нечеткая, малопонятная, многие дети обладали лишь небольшим запасом слов (мама, папа, дай, на, кука, бибика и т. п., поэтому я начала работу по развитию речи с обследования состояния речи детей по четырем разделам: звукопроизношение;
-словарь;
-грамматический строй речи;
-связная речь.
Результаты обследования детей сообщила родителям в индивидуальной беседе. В процессе бесед выяснялось, что для некоторых родителей развитая речь-это умение читать и писать, минимум рассказывать стихотворения, поэтому они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны формирования речи. Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте и освоению письменной речи. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия воспитателя без их помощи будут недостаточны.
Работа с родителями была начата с анкетирования. По его результатам мною были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:
-игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
-пальчиковые игры и упражнения;
-игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
-листовки с рекомендациями;
-дидактические игры на развитие связного высказывания.
327787018034000
Далее провела ряд консультаций
Театр и игры-драматизации как способ разностороннего развития речи. Рекомендовала начинать с самого простого разыгрывания сказки с заместителями. Обучение проводила в процессе игрового тренинга, где родители выступали в роли детей, а воспитатель в роли родителей. Например, разыгрываем сказку”Рукавичка”-изобразили всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку-самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, рассказывает сюжет.
Задание усложняется –с помощью кружков-заместителей взрослый “загадывает” любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать её. Следующий этап предложить ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома. Поэтому советую родителям организовать”домашний “театр.
-Приемы развития речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения:”Попади в ворота”, ”Снежинки”, ”Листопад”, ” Чей листок улетит дальше? ”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорку”, загадки, пословицы, короткие считалки.
Задачу по развитию силы голоса и интонации решаем на игровых тренингах, при помощи речевого образца и карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Упражняю родителей на тренингах, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.
Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую провожу систематически. Для этого на игровых тренингах обучаю родителей различным пальчиковым играм и упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома( “Строим дом”, Скакалка”, ”Колокольчик”, ”Птичка”.”Я-худож-ник”и др.) .Кроме того, провожу для родителей открытые просмотры, где они наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателя и детей.
При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателем, но и осуществляю “обратную связь”. Осуществляю её ненавязчиво, тактично. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, узнаю по поделкам, из которых организуется выставка”Наши пальчики-язычку помощники”.
Практикую также “домашние задания”(совместно для детей и родителей) .Так, рекомендую сделать в семье традиционной игру”Новое словечко”, целью которой является расширение словаря. В выходной день родители “дарят”ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов”и время от времени с ними проводим разнообразные игры.
Также организую выставки”Моя любимая книга”.Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора,
содержание. Устраиваю вместе с детьми посиделки”Литературная гостиная”, где дети делятся своими впечатлениями о книге.
Таким образом, совмесно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, я шаг за шагом преодалеваю сложный процесс формирования правильной образной речи, который начина-ется в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.
3. Информационно-диагностический этап (аналитический) . Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.
-карты наблюдения педагогического процесса;
-сравнительно-педагогический анализ уровня речевого развития.
Результативность работы.
Речь – средство общения и выражения своих суждений, мысли, понимания, логических отношений. Очень важно определить речевую функцию познавательной сферы ребенка, как прогноз на успешность усвоения школьной программы. Методики помогли выявить особенности речевых навыков у ребенка.
Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям: 1. Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
рассказывает по вопросам педагога;
называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
Ребенок описывает мяч;
перечисляет признаки;
называет отдельные слова.
3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.
Ребенок составляет описание (рассказ) ;перечисляет качества и действия;
называет 2-слова.
Оценка ответов производилась следующим образом.
За каждое соответствие ответов под № 1, ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2, то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл.
Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:
9 и более баллов- высокий уровень;
6-8 баллов -средний уровень;
3-5 баллов -уровень ниже среднего;
менее 3 баллов -низкий уровень.
В обследовании принимала участие группа детей в количестве 24 человек.
Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:
с высоким уровнем речевого развития-детей 3 ( 12 %) ;
достаточный 4 человека 16%;
уровнем среднего обладают 14 детей, что соответствует 59 %;
низкий уровень у3 детей, составляющих12%.
1310013803600
По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр, игр с элементами ТРИЗ-педагогики и др., применением различных методов и приемов. После чего было проведено промежуточное обследование (ноябрь, результаты которого были зафиксированы в протоколах . Анализируя полученные данные было выявлено следующее:
-с высоким уровнем речевого развития-детей 4 16%
-достаточный 6 25%
-уровнем ниже среднего обладают 10 детей, составляющих24%;
-низкий уровень у3 детей, т. е. 12%.

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е., называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложений, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 16% детей находятся на низком уровне речевого развития. Это обусловлено частым непосещением ДОУ по различным причинам (ЧБД, отпуск, пропуски) . Результаты обследования.
Сентябрь Ноябрь
560075753100

Заключение.
Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников.
Проанализировав свою работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более новые методы обучения детей связному высказыванию, рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный, по-моему, -метод моделирования, поэтому я определяю для себя тему по самообразованию –“Развитие связной речи детей через использование приема модулированиях”, и ставлю перед собой следующие задачи:
-учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
-развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;
-уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обоз-начения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;
-развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, харак-теру персонажа сказки;
-развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;
-уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
Считаю, что дети в старшей группе должны овладеть следующими умениями.
При пересказе:
-последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя;
-выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам:
-составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения;
-придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.
Для того чтобы правильно выстроить свою работу, считаю нужным сначала провести педагогический анализ детей по развитию речи по следующим критериям.
1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.
2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе.
3. Умение составлять рассказы из личного опыта.
4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.
По результатам обследования считаю верным наметить перспективные планы по развитию речи, обогатить предметно-развивающую среду, изготовить
альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек, а также дидактические игры различной тематики.
-На описание игрушек:”Что за предмет? ”, ”Скажи какой? ”, ”Кто больше узна-ет и назовет? ”, ”Узнай по описанию? ”, ”Узнай, что за зверь? ”, ”Узнай игрушку. ” (считаю, что данные игры помогут научить детей называть признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид.
На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок:”Кто, что умеет делать? ”, ”Где, что можно делать? ”, ”Скажи, что сначала, что потом. ”, ”Добавь слово”, ”Что было бы, если… ”(подобные игры способствуют связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально - подражание речевому образцу.
-На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме. (считаю эффективными следующие игры:”Кто знает, тот дальше продолжает”, ”Свари компот”, ”Готовим винегрет”, ”Начинаем дежурить”.
Данное направление считаю необходимым продолжить и в подготовительной группе при этом усложнив задачи по развитию связной речи:
-научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритексто-вых связей;
-сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;
-в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творчес-кой речевой деятельности;
-учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержа-ния, структуры, связности.
Таким образом, считаю использование схем (моделей) заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью, так как наличие зрительного плана делает высказывания четкими, связными и последовательными.