Взаимодействие классного руководителя с семьей как условие профилактики девиантного поведения.
Взаимодействие классного руководителя с семьей как условие профилактики девиантного поведения.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.
Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие. В общем виде назначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей.
Педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, эстетики, права... Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок.
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.
Нельзя забывать о том, что семейное воспитание - дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями - одна из его забот, а именно - создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).
Задачи, которые решает классный руководитель при взаимодействии с семьей для профилактики девиантного поведения:
повышение психолого-педагогической культуры викомпетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;
просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственныхоснов семейного воспитания;
помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;
помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми, семейных событий: будничных и праздничных.
В современной школе широко практикуется форма вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности:
участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем - походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы;
подготовка и школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны;
участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации;
ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности;
участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».
Важной формой взаимодействия классного руководителя с семьей являются консультации, организованные для родителей. Возможно проведение цикла групповых консультаций для родителей, испытывающих схожие трудности в воспитании детей. Иногда проблемы родителей носят конфиденциальный характер, что требует их решения в узком семейном кругу. В таком случае, задача классного руководителя заключается в содействии взрослым и детям в понимании друг друга и совместном поиске решения проблемы. Родители должны быть убеждены, что обсуждаемая проблема их касается и требует безотлагательного решения. При необходимости на консультации приглашаются социальный педагог, психолог врач и специалисты из других организаций, которые могут оказать помощь в преодолении трудностей в воспитании и взаимоотношении детей и взрослых.
Одно из важных направлений заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей - эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают нормальными.
Таким образом, индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Агрессивные дети вырастают, как правило, в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки. Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной.
Выделяют 4 типа семей:здоровая, конфликтная, асоциальная, неполная.
Стили семейного воспитания оцениваются по эмоциональной близости. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека.
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок.
В современной школе широко практикуется форма вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность.
Важной формой взаимодействия классного руководителя с семьей являются консультации, организованные для родителей. Одно из важных направлений заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания