Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольных организациях 
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольных организациях.                                                                                                             Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию. Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно- образовательных задач .Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия дошкольных организации с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования целью которого является : вовлечение родителей в деятельность дошкольной организации, построение различных стратегий взаимодействия с ними в процессе воспитания и развития ребенка, оказание психолого-педагогической поддержки в осуществлении семейного воспитания.
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ГОСО ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
2. Повышение компетентности родителей
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО
В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации 
 Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей 
Под взаимодействием, в широком понимании, этого термина понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определенной целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны: 
1) функционально-ролевая, - участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны четко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребенка; 
2) личностная, - педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь четкую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога, как личность со своими интересами, особенностями. 
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений. Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются: 
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста. 
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.     
Принцип 3. Открытость педагога к семье. 
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.
1.Изучение семей воспитанников.
 Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам ДОУ нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка. 
ЗАДАЧИ: 
1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника.
 2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребенка, выявление семей с особыми потребностями. 
3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребенка. 
4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений. 
ФОРМЫ РАБОТЫ: 
1. Письменные формы: 
- анкета «Будем знакомы»;
 - анкета «История моей семьи»;- опросник; - родительское сочинение; - «Неоконченные предложения» и другие. 
2. Устные формы: 
- интервью;
 - беседа; 
- синквейн и другие.
 3. Дистанционно-анонимные: 
- переписка по электронной почте; 
- форум; 
- «Почтовый ящик» и другие. 
4. Наблюдения: - ребенка в разных видах деятельности 
-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 
5. Проективные игровые и рисуночные методики: - Рисунок семьи; 
- Рисунок несуществующего животного; 
- Дерево; 
- Четыре персонажа;
 - Почта; 
- Домики и другие. 
2.Реклама дошкольной образовательной организации 
Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия ДО с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. ЗАДАЧИ: 
1. Повышение социального статуса дошкольного образования 
2. Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации. 
3. Привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в организацию
 4. Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов. 
5. Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом 
ФОРМЫ РАБОТЫ: 
1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации * Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видео-альбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога. 
2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фото-отчеты. 
3. Открытые показы различных видов детской деятельности 
4. Совместные детско-родительские мероприятия: -досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; -трудовые, благотворительные и другие акции.
3.Информационное обеспечение 
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей. ЗАДАЧИ: 
1.Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитанияю 
2.Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников, посредством использования ИКТ:
 -Сайт образовательного учреждения; 
-Вебинар;
 -Скайп; 
-Блог; 
-Социальная сеть; 
-Трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло); 
-Электронная почта; 
 -Whats App.
ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова отдела образования акимата Аулиекольского района»
Доклад
Тема: Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольных организациях.
Выполнила:Нургельдина С.Ж
2016 г