Из опыта работы: «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
Из опыта работы:
«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет её, выполняя свои особые функции.
Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В Словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:
1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
— объединение усилий для развития и воспитания детей;
— активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
—создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.
Система работы с родителями в нашем детском саду строится
на следующих принципах:
— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Работа начинается с изучения контингента родителей (возраст, образование, профессия, настроенность на взаимодействие с педколлективом ДОУ); образовательных запросов родителей, что дает возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, а также повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
В структуре системы работы:
1. Педагогическое просвещение родителей – проводится с целью их ознакомления с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Данная работа проводится через семинары-практикумы, педагогические гостиные, родительские собрания, устные педагогические журналы и игры с педагогическим содержанием.При проведении консультаций для родителей педагоги ДОУ активно используют такие методы общения как: ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка.
2. Включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, совместное участие в конкурсах, выставках, демонстрацию личностных достижений воспитанников, участие в детско-взрослых проектах. Широкое распространение среди родителей ДОУ получили праздники: День матери, 23 февраля, 8 Марта; игровой семейный конкурс «Спортивная семья», «Минута славы»; творческие конкурсы. Такие праздники, конкурсы помогают создать эмоциональный комфорт в группах, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование данных форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.
3. Выпуск ежеквартальной газеты «Непоседы», где представлены тематические материалы для родителей и детей.
4. Привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе Совета детского сада, родительских комитетов групп. В состав Совета детского входят по два-три человека от каждой группы, заведующий, заместитель заведующего.В нашем ДОУ работают родительские клубы: «Семейная академия» для родителей детей младшего дошкольного возраста, куда приглашались родители, имеющие детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад; «На пороге школы» для родителей будущих выпускников ДОУ. Клубы являются дополнительным компонентом воспитательного процесса, когда родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Таким образом, от участия родителей в работе нашего дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Стремление педагогов нашего ДОУ к изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.Внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.