Статья Социально — педагогический проект как способ поддержки и развития чтения в современном образовательном учреждении
Социально-педагогический проект
как способ поддержки и развития чтения
в современном образовательном учреждении
В. А. Аксенова
ГБОУ школа «Тутти»
с углубленным изучением предметов
музыкального цикла
Санкт - Петербург
АННОТАЦИЯ
Будущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. И именно чтение, как один из факторов эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет жизненную успешность человека.
Несколько лет назад педагогической общественности России был представлен социально - педагогический проект "День Чтения в школе "Тутти", основной целью которого является повышение читательской культуры современных школьников, развитие интереса к книге среди детей и юношества. На VIII Всероссийском конкурсе педагогов "Образовательный потенциал России" работа "Поддержка и развитие чтения в современном образовательном учреждении" была отмечена в номинации "Технологии развития творческих способностей детей". Получив одобрение коллег, автор не мог не поделиться опытом своей дальнейшей работы в деле популяризации культуры чтения среди подрастающего поколения.
Автор предлагает познакомиться с одной из самых интересных страничек нашей школьной жизни: участие коллектива ГБОУ школы "Тутти" (детей, учителей, родителей, культурной общественности Санкт - Петербурга) в общешкольном внеклассном мероприятии, посвященном 200-летию со дня рождения выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова в рамках ежегодного творческого проекта «День чтения в школе «Тутти».
***
10 октября 2008 года в нашей школе впервые состоялся литературный фестиваль «Читаем вместе», посвященный читательской культуре петербургских семей. В рамках фестиваля проходили самые различные мероприятия: конкурсы творческих работ, фоторепортажей , посвященных семейным библиотекам наших ребят, конкурсы рисунков и эскизов экслибрисов их семейных библиотек, конкурс читательских дневников, а также экскурсии по литературным местам Санкт – Петербурга, путешествие в Пушкинские горы и в старый Псков, ежегодные праздники, посвященный Дню рождения Лицея, участие ребят нашей школы в Лермонтовских чтениях, организованных Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова, творческие встречи с поэтами, писателями, актерами Санкт - Петербурга. Результатом работы являются многочисленные публикации творческих работ обучающихся нашей школы в различных печатных изданиях («Наш дом Россия», "Пять углов", "Свирель").
С тех пор вот уже несколько лет в нашей школе не прерывается работа по поддержке чтения, развитию читательского интереса детей и подростков. Каждый год в октябре – ноябре мы проводим так называемый День чтения в школе «Тутти», когда все школьное пространство превращается в территорию чтения. Лозунг нашего мероприятия ««Тутти» - читающая страна!», и мы все – и дети, и педагоги, и родители – становимся участниками одного общего дела.
Из внеклассного мероприятия День чтения превратился в настоящий социально – ориентированные проект, направленный на повышение престижа чтения среди учеников школы «Тутти», реализующий себя в таких аспектах, как
поддержка чтения как одного из общекультурных процессов развития, влияющих на формирование личности человека;
стимулирование интереса к книге и чтению;
привлечение внимания к проблемам читательской культуры учащихся нашей школы;
формирование общественного мнения в пользу чтения.
Активное участие учеников нашей школы в проекте «День чтения в школе «Тутти» показало, что ребята признают ценность книги. Молодежь не перестает читать. По некоторым высказываниям можно судить о том, что интерес к книгам, периодике, публикациям и авторам, напротив, растет. Большинство ребят не только любят читать, но и постоянно обновляют свои домашние библиотеки, неплохо разбираются в творчестве современных авторов, следят за появлением книжных новинок.
Можно утверждать, что книга, к счастью, еще не перестала быть источником духовного роста современного подрастающего поколения. Да, чтение стало «деловым», и книга как источник информации постепенно заменяется компьютером с его неограниченными возможностями. Но только чтение и книга как таковая остается источником интеллектуального развития личности. Именно об этом неоднократно напоминал Д. С. Лихачев, подчеркивая огромное значение в становлении человеческой личности литературы: «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердце людей».
С годами проведено множество мероприятий, экскурсий, библиотечных уроков, выставок. За это время ребята выступали с чтением своих стихов в Фонтанном доме, стали победителями конкурса детского литературного творчества, получили Золотую медаль Форума школьных исследовательских работ с исследованием, посвященным проблемам чтения, стали победителями конкурса переводчиком стихов Р. Бернса и многое другое. Кабинет литературы нашей школы не случайно носит имя замечательного русского ученого, публициста и общественного деятеля Д. С. Лихачева. Ежегодно в день рождения Д. С. Лихачева на литературных вечерах мы вспоминаем имя выдающегося соотечественника и посвящаем ему свои творческие работы.
Проделывается огромная творческая и исследовательская работа, которая уже давно вышла за рамки названия внеурочной деятельности учителя по предмету. Активное участие наших детей во всех мероприятиях фестиваля «День чтения в школе «Тутти», их желание, их горящие глаза являются доказательством правильности выбора нашего пути в решении такой актуальной проблемы, как повышение культуры чтения современной молодежи.
Не так давно российская и мировая общественность отмечала памятную годовщину - 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. В этот юбилейный год «День Чтения в школе «Тутти» был посвящен личности М. Ю. Лермонтова, творчество которого необыкновенно значимо для русской интеллигенции. Именно он внёс в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества, произведения Лермонтова повлияли на творчество Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и не потеряли своей значимости в наши дни.
Цель: познакомить подрастающее поколение с огромным творческим наследием М.Ю. Лермонтова и проследить, почему произведения Лермонтова не теряют своей актуальности в настоящее время.
Задачи проекта:
популяризация творчества М. Ю. Лермонтова;
поддержка интереса к книге как к источнику духовных идеалов;
развитие познавательной активности юных читателей;
расширение кругозора школьников.
В рамках общешкольного внеклассного мероприятия "Мой гений веки пролетит..." 200 - летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова посвящается" представлены юбилейные мероприятия классных коллективов школы: торжественная линейка, выставка книг о М. Ю. Лермонтове, представленная библиотекарем школы, конкурс рисунков и иллюстраций к произведениям Лермонтова, тематические уроки учителей начальных классов и учителей литературы, викторина, посвященная жизни и творчеству поэта, фестиваль творческих работ "Современник Лермонтов", конференция старшеклассников, аудиоспектакль "Поговори со мною, брат...", просмотр и обсуждение фильма - балета "Маскарад" (т/о "Экран", реж. Ф. Слидовкер), посвященный памяти исполнителя главной роли Н. Долгушина, встречавшегося на творческих вечерах с учениками школы. Материалы проекта, фотографии, отзывы, творческие работы, аннотации музыкальных сочинений на стихи М. Ю. Лермонтова, представленные классом дирижерско - хорового класса школы, стихотворения собственного сочинения вошли в сборник, который был напечатан издательством "Словесник".
Несколько слов о самых интересных и запоминающихся мероприятиях.
Одним из самых ярких и увлекательных моментов программы нашего Лермонтовского фестиваля стала интеллектуальная викторина "Я рожден с душою пылкой...", которая была разработана для учащихся 8-9 классов в рамках лермонтовских дней в школе "Тутти".
Игровая технология - это одна из самых интересных и успешно применяемых в различных предметных областях образовательных методик. Игры относятся к активному способу обучения, позволяющему современному школьнику делать самостоятельные открытия, обобщить, повторить, а главное - хорошо и надолго запомнить изученный материал. Особенно это важно, если речь идет о жизни и творчестве нашего русского национального поэта М. Ю. Лермонтова.
Основная цель - знакомство учащихся с интересными фактами биографии М.Ю. Лермонтова, с отзывами современников о его творчестве. Примером формы проведения интеллектуальной викторины стала всем известная и давно полюбившаяся в нашей стране телевизионная викторина "Своя игра". Вопросы распределены по разделам "События и обстоятельства", "Портреты", "Памятные места", "Произведения" и имеют разную степень сложности. Необходимое оборудование - компьютер и мультимедиапроектор для установки презентации.
Особенно значимым для образовательной деятельности школы "Тутти" стало объявление о начале нового цикла "Юбилейных уроков", первый из которых и был посвящен нашему выдающемуся соотечественнику - Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В разных классах школы состоялись Лермонтовские уроки (урок - концерт "Венец певца, венец терновый", литературная гостиная "Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,Ты демонски – мятежное любил!", урок - исследование "Стихотворения М.Ю. Лермонтова в наше время"), задачей которых было расширить представления о жизненном и творческом пути поэта, воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Каждое из мероприятий проекта "Мой гений веки пролетит...", посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, – это встреча единомышленников, во время которой ребята в творческой, игровой, исследовательской форме знакомятся с произведениями М. Ю. Лермонтова, с фактами его биографии. Каждое занятие построено по уникальной схеме. Это и творческая лаборатория, и ученическая конференция, запись аудиоспектакля, кинопоказ или мастер-класс. Важная составляющая – общение с таким разным лермонтовским героем.
Ученическая конференция старшеклассников "...Певец простой и бескорыстный, и свободный" показала неувядающий интерес современных школьников к личности М. Ю. Лермонтова и его произведениям. Познакомившись с исследованиями своих одноклассников (презентация ученических проектов "Лермонтов глазами современников" и "Портреты и автопортреты М. Ю. Лермонтова", доклад "Пророческие знаки в судьбе Лермонтова), старшеклассники приступили к широкому обсуждению вопроса о том, каким видит Лермонтова современный читатель.
Ростислав К.:
Лермонтов был темпераментен, резок. И в произведениях это ярко отражается. Например, в драме «Маскарад». Какой интересный характер у Арбенина! Когда я прочитал эту драму Лермонтова, то был заворожен, потрясен глубиной чувств героя. Я думаю, что по мастерству, по глубине мысли Лермонотова можно сравнить с великим Шекспиром. Особенно их схожесть прослеживается в передаче личных чувств, в тонких психологических нюансах взаимоотношений героев. И, конечно же, в трагическом, шекспировском финале, полном отчаяния и горя. Мне кажется, современной молодежи должно быть интересно читать произведения Лермонтова, т. к. именно у этого великого русского поэта, последователя Пушкина, так ярко и так сильно передан весь спектр человеческих переживаний (от нежных до полных трагизма), которые наполняют человеческую жизнь смыслом.
Александра М.:
Почти 200 лет назад, подобно нам сегодняшним, молодое поколение начала XIX века задумывалось о герое своего времени. Таким был Лермонтов, поэт, писатель, драматург. Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Лермонтов подчеркивает в своих произведениях одиночество человека в толпе, среди людей. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Но не так ли нам тесно, душно и одиноко сегодня, как тогда страдающему юноше с проникновенным взором?...
Анна А.:
Я всегда стараюсь почувствовать, понять красоту лермонтовских стихотворений. Для меня Лермонтов остается сильным, умным, благородным человеком, который испытал рок судьбы, который ищет свое назначение в обществе. Читая каждое произведение, я задумываюсь о жизни умных, гордых людей той поры...
Вероника К.:
Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от общества всецело не возможно. Это справедливо и для нашей эпохи. Вспомните слова Печорина: "Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни..." И и мы постигаем это "искусство жить"...
Куликова Элина:
Думаю, что вся его жизнь была, в сущности, мучительным поиском. Важно отметить, что он не умел быть счастливым, его душа всегда пребывала в меланхолии. Анализируя творчество Лермонтова, я пришла к выводу, что во многом благодаря его дару «быть несчастным» и появились его лучшие произведения. И, конечно же, требовательность к себе, которая, сливаясь с большой любовью к своему читателю, позволила Лермонтову говорить со своим невидимым оппонентом на одном языке - языке любви и страдания.
Хочется вспомнить слова известного литературоведа Ираклия Андроникова, сказанные о Лермонтове: "Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого". Творчество Лермонтова актуально в наши дни, так как Лермонтов – то явление нашей культурной действительности, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в сердцах молодых людей
200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова - большое торжественное событие в жизни нашей страны, нашего города, несомненно способствующее повышению культурной и читательской компетентности юношества.
***
Проблема читательской культуры в современном мире является актуальной, так как молодежь, по общему убеждению, в последнее время всё меньше внимания уделяет литературе, отдавая предпочтение компьютерным технологиям. Наступило время, когда все чаще наблюдается прагматическое отношение к книжной культуре, которое выражается в том, что книга уже воспринимается не как учебник жизни, а как справочник, практическое руководство, необходимое для удовлетворения познавательного интереса.
Неслучайно наш замечательный соотечественник, ученый и общественный деятель, Д. С. Лихачев неоднократно подчеркивал, что в современных условиях значимость проблемы культуры чтения велика потому, что именно литература является важным моментом процесса социализации личности, книга стимулирует самообразование и саморазвитие человеческой личности. Благодаря книге личности прививаются общечеловеческие ценности, даются примеры норм, культуры, морали. Чтение повышает коэффициент грамотности и общего развития человека. Безусловно, этой цели напрямую способствует работа нашего школьного коллектива по поддержке и развитию читательской культуры среди молодежи и подростков, реализующаяся в программе социально – творческого проекта «День Чтения в школе «Тутти».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215