Образовательный материал

Методы развития мышления и речи,
способствующие осмысленному
изучению материала
Сегодняшнее общество ставит людей в такие условия, при которых ослабление памяти, мышления, низкая культура речи нарастающим потоком захватывает человечество. Компьютеры, ускоренное обучение в школах, телевизоры – все это лишает человека самого главного – общения друг с другом, возможности познания мира и развития интеллекта и ума. Важнейшая составляющая всесторонне развитой личности – абстрактное мышление – медленно умирает, а отсюда область конкретной мысли все тоньше. В процессе педагогической деятельности выявлен ряд существенных противоречий:
- между необходимостью выполнения наблюдения ГОСТ и отсутствием у отдельных учащихся потребности учиться.
- между усложнением требований к образовательной деятельности и снижением уровня образованности.
- между сокращением количества часов на изучение предмета и высокими требованиями к качеству образования.
Поэтому проблема повышения педагогического мастерства самая актуальная. Общество, которое не заботится о наращивании своего потенциала, обречено на деградацию. Вот почему учитель обязан не просто передавать знания, которые предусмотрены программой, а одновременно настойчиво развивать мышление и приучать учащихся к правильной ясной, убедительной четкой и краткой речи.
Предлагаемые методические разработки являются продуктом собственной педагогической деятельности и позволяют обеспечить стабильно высокие результаты при изучении математики школьниками.
Их использование приводит к устойчивому развитию двух видов мышления: репродуктивного и продуктивного. Наблюдается позитивная динамика обучения и усиление мотивации к изучению математики. Язык школьной математики не создает дополнительных трудностей для восприятия материала. Свободное владение речью способствует развитию мышления.
В данной работе представлены результаты педагогической деятельности по реализации, следующей цели.
Теоретическое обоснование и выстраивание совокупности методов развития мышления и речи в процессе изучения математики, способствующих содержательному осмыслению предметного материала.
Объектом анализа определен процесс обучения в рамках классно-урочной системы в общеобразовательной школе.




Метод создания и решения проблемной ситуации на уроке
(беседа – диалог)
Одним из средств развития мышления является создание на уроке проблемной ситуации. Решая ее, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую, непривычную ситуацию. Чаще всего это прослеживается на уроках геометрии.
Изучение теории – один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Дело в том, что обычная методика объяснений нового материала имеет недостатки, связанные с пассивностью обучаемых, деятельность, которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. Причем переписывание идет в отдельных случаях с отвлечением на посторонние дела.
На уроке математики должна быть поставлена проблема и дано время на ее обдумывание. При этом не допустима торопливость. Она враг диалога, уничтожитель эвристической беседы. Обычно находится несколько учеников, которые готовы предложить пути решения проблемы. В ходе беседы с подключением большего числа учащихся отбираются лучшие варианты и аргументировано отбрасываются неверные. Если же этого не происходит, что тоже бывает, учитель должен наводящими вопросами помочь выйти на решение проблемы.

Метод составления опорного конспекта

После решения проблемы идет составление опорного конспекта, в котором словесное описание учебного материала переходит в символико-графичекую форму, отвечающую в наибольшей степени возрастным возможностям учащихся, поскольку для основной массы школьников характерно наглядно образное мышление.

Метод «Семейного опроса» по опорному конспекту

Опорный конспект доказательства теорем, нового материала в виде очень коротких пунктов, тезисов должен остаться в тетради ученика. На следующем уроке опрос идет в форме беседы. Двигаясь четко по этим пунктам можно на каждом этапе задавать вопросы вариативного характера, чтобы добиться осознанного понимания хода доказательства.
В такой беседе каждому ученику приходится отвечать неоднократно, следить за мыслью предыдущего отвечающего, анализировать его ответ, продолжать свой ход рассуждений (рис.1).

Метод непрерывного контроля и отслеживания развития репродуктивного и продуктивного мышления.

После прохождения нескольких теорем в геометрии, которые составляют определенный блок одной большой темы, есть смысл выйти на письменный зачет, первым вопросом которого будет одна из теорем (а их примерно 7,8), а вторым решение задачи.
Составляются 8 вариантов заданий, и дается возможность каждому ученику выбрать одно из них (через вытягивание номера). Оценок за работу ставится 2: первая оценка за теорию (репродуктивное мышление), вторая за задачу (где можно оценить продуктивное мышление). И если есть такая система зачетов, то можно отследить у каждого ученика развитие того и другого мышления (рис. 2).

Метод комментирования

Хотелось бы отличить, что многие виды работ на уроке должны сопровождаться проговариванием того, что ученик делает. Этот прием позволяет ученику лучше осмыслить работу, способствует хорошему запоминанию материала, лучшему его усвоению, постепенно приводит к ясному формулированию мысли, дает возможность исправить свои ошибки, обостряется внимание и память. При этом исчезает формализм в работе, идет усиленное развитие речи, пополняется лексикон ученика. Иногда алгоритм некоторых рассуждений дается учителем заранее.

Нетрадиционная форма контрольной работы: групповая устная контрольная работа.

Класс разбивается на 4-5 групп. Каждой группе дается по 3 задачи. Они решают их, последовательно защищая каждую. Во время защиты учитель может задать вопрос по ходу решения любому из группы. Поэтому школьники заинтересованы в том, чтобы каждый из них осознанно подошел к решению задачи. Во время работы группы можно заметить, что пути решения видят не все (и это нормально), но все без исключения пытаются подключиться к совместной деятельности. Со стороны учителя требуется продуманная система вопросов.

Метод встречных вопросов
Система встречных вопросов необходима в 5-6 классах. По завершению работы у доски товарищи по классу задают по 3 вопроса отвечающим по всему изученному материалу. Умение задавать вопрос – одна из проблем школьников. В этой системе вопросов у учителя есть возможность не только поправить ученика, помогая составить вопрос, но и ликвидировать те пробелы в знаниях, которые становятся очевидными.

Пошаговый метод решения задач
Каждый шаг решения содержит информацию и четкий вывод из нее.
Проблема мониторинга мышления очень не проста, т. к. оценить интеллектуальную деятельность через некоторую шкалу или некоторую формулу невозможно.
Интересна идея Л.С. Выгодского, который утверждает, что обучение может вести за собой развитие. Отсюда следует, что процесс обучения не только требует некоторого уровня развития мышления, но и сам формирует мышление ребенка. Такая взаимосвязь дает возможность диагностировать мышление по результатам обучения (моя система зачетов).
Есть еще возможность отследить развитие мышления через таблицу, составленную О. Б. Епешевой.

Три уровня развития мышления

Общие категории целей
I уровень
II уровень
III уровень


Ученик выполняет умственные действия

Мышление
Анализ (расчленение объекта на составляющие его части)
с помощью извне по образцу: разбивает изучаемый объект на составляющие части, объект на элементы, выделяет связи между ними
с помощью частных приемов: осознает структуру изучаемого материала, использует анализ для его изучения, решения задач
с помощью обобщенных приемов: осознает принципы организации материала


Синтез (соединение в единое целое частей или свойств)
комбинирует элементы для получения целого (формулировка, пересказа прочитанного, плана действия)
составляет план решения учебной задачи (план ответа, доклада, доказательства и т.д.)
использует знания из разных тем, разделов и областей для решения новых проблем


Сравнение (установление сходства и различия объектов по каким-либо признакам)
выявляет общие и различные, существенные и несущественные свойства объектов
осознает структуру сравнения, устанавливает сходство и различие объектов по данному основанию
находит различные основания для сравнения и самостоятельно их использует


Обобщение (объединение объектов или их свойств в одну общность по основным признакам)
эмпирически отличает общие и существенные свойства объектов от несущественных
объединяет объекты с общими существенными свойствами в одно множество, используя конкретные свойства
определяет словом (символом) новый обобщенный объект или его свойство


В последнее время много говорится о гуманизации обучения. Одним из требований к обучению с позиций гуманности является принцип обучения прогрессивными методами. Обучать на основе прогрессивных методов – значит обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей учащихся, учить приобретать знания, а не получать набор тех или иных фактов, т.е. развивать мышление учеников без примеси формализма.








Туганова Людмила Ивановна, МОУ СОШ №1, г. Верхняя Пышма, Свердловская Область 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615






























Диаграмма 215