Конспект урока по окружающему миру Планета знаний на тему В мире звука
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
Учитель: Латыпова Зиля Шарифулловна
Методист: Лебедева Светлана Александровна
Студентка: гр. 732 группа Мельникова Елена Васильевна
Тема урока: «В мире звука»
Оборудование: конспект, учебник по окружающему миру 2-го класса (2 часть), рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями, проектор, компьютер, линейки, стаканчики с резинкой, ложна с ниткой, верёвочный телефон.
Цель и задачи урока:
Предметные:
знакомство обучающихся с причиной возникновения звука;
Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки;
Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного.
Метапредметные:
Регулятивные:
развитие мотивов учебной деятельности;
умение высказывать своё мнение;
умение осознавать трудности и стремление к их преодолению;
Познавательные:
умение находить ответ на вопрос;
общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
общеучебные умения;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: определение критериев для сравнения
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
Личностные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент:
Здравствуйте. Меня зовут Елена Васильевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Актуализация
знаний:
Сегодняшний наш урок мне хочется начать с загадки.
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три - Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать?(Радуга)
Почему я решила загадать именно эту загадку.
Дать задание (тест)
Объяснить выполнение, рассказать о критериях, проверка, оценивание. Что сделали неправильно?
Отгадывают загадку.
Фронтально выполняют тесты.
Определение темы урока:
Вкл. звуки природы.
Какие звуки вы услышали?
Мы слышим, пение птиц, писк комара, шум леса.
А теперь успокойтесь. Вот вам задание, каждый должен сейчас закрыть глазки, сосредоточиться и услышать звуки. Открыли глазки. Что вы услышали? Какой вывод можно сделать?
-Человек живет в мире звуков.
-Как вы думаете, что такое звук?
-Да, дети, звук это то, что слышит ухо.
Звук для человека является источником информации.
Прослушивают различные звуки
Отвечают на поставленные вопросы.
Определяют тему урока.
Постановка целей и задач урока:
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока:
« В мире звука»– Представьте, что вы исследователи.– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?
- Посмотрите на экран – это обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.
- Что является в данном случае источником звука?
-Совершенно верно, колеблющая струна.
- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)
-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?
-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. Колеблющиеся предметы толкают воздух. Колебания воздуха похоже на колебание воды.
-Что происходит дальше?
-Воздух передает колебания органам слуха.
-А к органу слуха относится?
Барабанные перепонки. Звук ударяет по ней и она колеблется, из-за этого мы слышим.
Закройте руками уши, откройте. Отличается звук? Это потому что, закрыв уши руками вы уменьшили проникновение звуковых колебаний к ушной перепонке.
Поэтому нельзя ковырять в ушах! Вы можете повредить ушную перепонку и остаться глухими.
Определяют тему урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают проблемный вопрос.
Рассуждают.
Практическая деятельность учащихся:
А теперь, ребята, мы сами научимся воспроизводить звук, для этого мы проведём опыт. Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на столе линейка?
Опыт № 1.
Положили линейку на край стола.
Крепко прижали ее рукой.
Слегка ударили по ней.
Услышали звук.
Что является источникомзвука?– Что привела она в движение?– Как мы услышали этот звук?- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.– Одинаково ли звучат звуки?
-Какой вывод можно сделать?
Второй опыт будем проводить все вместе.
Опыт № 2.
Надели резиновое кольцо на стакан.
Пробренчали натянутой резинкой.
Приложили стакан дном к уху.
Снова побренчали
Назовите источник звука?– Что она привела в движение? А еще что?– Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?
Какой можно сделать вывод?
Следующий опыт проведём вместе.
Опыт № 3.
Взяли металлическую ложку.
Стукнули по ней карандашом.
Прислушались к звуку.
Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
Что является источником звука?– Какой звук слышалисразу?– Что передает колебания от ложки?– Каким стал звук?– Когда звук был сильнее?
-Подумайте, какой можно сделать вывод?
-Давайте оценим эту работу.
Что в процессе опыта мы узнали? Какой можем сделать вывод?
Обсуждение в парах, демонстрация опытов, выводы.
Колеблющаяся линейка.
Воздух.
Воздух передал колебания уху.
Нет.
Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
Колеблющаяся резинка.
Воздух.Стенки стакана.
Воздух передает колебания к уху.
Когда стакан приложили дном к уху.
Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
Ложка.
Негромкий.
Нитка.
Мелодичным, сильным.Когда поднесли ближе к уху.
Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.
Физминутка
Устали? Давайте отдохнём! Встаньте из-за парт так, что бы вам ничего не мешало. Повторяйте движения за мной.
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями. Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал
(Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
– Какие звуки вы имитировали?
Выполняют физминутку. 1 минута.
Осуществление контроля:
Для того, чтобы я увидела умеете вы распознавать звуки или нет мы поиграем в игру, которая называется: “Что за звук?
( огонь, море, пила, автомобиль, салют, фонтан, колокольчик )
Нас эффектом поражает,
Звук нам в уши отражает,
Но бывает не до смеха,
Если испугает ...(эхо).
- Где можно услышать эхо?
- Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче.
Запомните! Громко кричать опасно. Вы можете повредить свои голосовые связки.
-У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?
Угадывают звуки
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы.
Осуществление коррекции:
Ребята, кто играл в верёвочный телефон, кто знает, что это такое?
Посмотрите из чего сделан верёвочный телефон. Сейчас мы его опробуем, выйдет к доске... Разойдитесь так, чтобы верёвочка была натянута. Один пусть говорит в стаканчик, а другой слушает, приложив свой стаканчик к уху. Теперь подойдите к друг другу и попробуйте ещё раз. Сделайте вывод. Ещё опробует телефон
Согласны ли вы с выводом: телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута?
Вы можете сами сделать такой телефон дома, если захотите.
Проводят опыт, делают вывод.
Подведение итогов урока:
Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?
На столе у каждого лежит по 2 квадратика, поднимите синий кто понял тему урока и кому было интересно, поднимите жёлтый квадрат, кому было не интересно и кто не совсем понял тему.
Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
Домашнее задание:
в раб тетради дома выполните упражнения на странице 19.
Учитель: (подпись)
Методист: (подпись)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
ђЗаголовок 115