Конспект урока по окружающему миру Планета знаний на тему В мире звука

Конспект урока по окружающему миру
2 класс
Учитель: Латыпова Зиля Шарифулловна
Методист: Лебедева Светлана Александровна
Студентка: гр. 732 группа Мельникова Елена Васильевна
Тема урока: «В мире звука»
Оборудование: конспект, учебник по окружающему миру 2-го класса (2 часть), рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями, проектор, компьютер, линейки, стаканчики с резинкой, ложна с ниткой, верёвочный телефон.
Цель и задачи урока:
Предметные:
знакомство обучающихся с причиной возникновения звука;
Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки;
Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного.

Метапредметные:
Регулятивные:
развитие мотивов учебной деятельности;
умение высказывать своё мнение;
умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению;
Познавательные:
умение находить ответ на вопрос;
общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
общеучебные умения;
 умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;
логические: определение критериев для сравнения 

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации;
Личностные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся

Организационный момент:

Здравствуйте. Меня зовут Елена Васильевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.


Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Актуализация
знаний:

Сегодняшний наш урок мне хочется начать с загадки.
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три - Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать?(Радуга)
Почему я решила загадать именно эту загадку.
Дать задание (тест)
Объяснить выполнение, рассказать о критериях, проверка, оценивание. Что сделали неправильно?



Отгадывают загадку.








Фронтально выполняют тесты.

Определение темы урока:

Вкл. звуки природы.
Какие звуки вы услышали?

Мы слышим, пение птиц, писк комара, шум леса.
А теперь успокойтесь. Вот вам задание, каждый должен сейчас закрыть глазки, сосредоточиться и услышать звуки. Открыли глазки. Что вы услышали? Какой вывод можно сделать?

-Человек живет в мире звуков.
-Как вы думаете, что такое звук?
-Да, дети, звук это то, что слышит ухо.

 Звук для человека является источником информации.  

Прослушивают различные звуки
Отвечают на поставленные вопросы.
Определяют тему урока.


Постановка целей и задач урока:

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока:
« В мире звука» – Представьте, что вы исследователи. – Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?
- Посмотрите на экран – это обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.
- Что является в данном случае источником звука?
-Совершенно верно, колеблющая струна.
- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)
-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?
-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. Колеблющиеся предметы толкают воздух. Колебания воздуха похоже на колебание воды.
-Что происходит дальше?
-Воздух передает колебания органам слуха.
-А к органу слуха относится?
Барабанные перепонки. Звук ударяет по ней и она колеблется, из-за этого мы слышим.
Закройте руками уши, откройте. Отличается звук? Это потому что, закрыв уши руками вы уменьшили проникновение звуковых колебаний к ушной перепонке.
Поэтому нельзя ковырять в ушах! Вы можете повредить ушную перепонку и остаться глухими.
Определяют тему урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают проблемный вопрос.
Рассуждают.


Практическая деятельность учащихся:


А теперь, ребята, мы сами научимся воспроизводить звук, для этого мы проведём опыт. Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на столе линейка?
Опыт № 1.
Положили линейку на край стола.
Крепко прижали ее рукой.
Слегка ударили по ней.
Услышали звук.

Что является источником звука? – Что привела она в движение? – Как мы услышали этот звук? - Проделайте этот опыт с деревянной линейкой. – Одинаково ли звучат звуки?
-Какой вывод можно сделать?
 

Второй опыт будем проводить все вместе.
Опыт № 2.
Надели резиновое кольцо на стакан.
Пробренчали натянутой резинкой.
Приложили стакан дном к уху.
Снова побренчали


Назовите источник звука? – Что она привела в движение? А еще что? – Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?
Какой можно сделать вывод?


Следующий опыт проведём вместе.

Опыт № 3.
Взяли металлическую ложку.
Стукнули по ней карандашом.
Прислушались к звуку.
Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.

Что является источником звука? – Какой звук слышали сразу? – Что передает колебания от ложки? – Каким стал звук? – Когда звук  был сильнее?
-Подумайте, какой можно сделать вывод?
 -Давайте оценим эту работу.

Что в процессе опыта мы узнали? Какой можем сделать вывод?


Обсуждение в парах, демонстрация опытов, выводы.

Колеблющаяся линейка.
Воздух.                            
Воздух передал колебания уху.
         

                             
Нет.
Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.










Колеблющаяся резинка.
Воздух. Стенки стакана.
Воздух передает колебания к уху.
Когда стакан приложили дном к уху.
Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.


Ложка.

Негромкий.

Нитка.
Мелодичным, сильным. Когда поднесли ближе к уху.
Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.


Физминутка
Устали? Давайте отдохнём! Встаньте из-за парт так, что бы вам ничего не мешало. Повторяйте движения за мной.


 Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)  Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.   Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)                        
 Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)  Ветер ветки раскачал
(Качаем поднятыми вверх руками.)     Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)  
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)      И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

– Какие звуки вы имитировали?


Выполняют физминутку. 1 минута.

Осуществление контроля:

Для того, чтобы я увидела умеете вы распознавать звуки или нет мы поиграем в игру, которая называется: “Что за звук?

( огонь, море, пила, автомобиль, салют, фонтан, колокольчик )

Нас эффектом поражает,
 Звук нам в уши отражает,
Но бывает не до смеха,
Если испугает ...(эхо).

 - Где можно услышать эхо?
- Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче.

Запомните! Громко кричать опасно. Вы можете повредить свои голосовые связки.

-У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?

Угадывают звуки
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы.










Осуществление коррекции:

Ребята, кто играл в верёвочный телефон, кто знает, что это такое?
Посмотрите из чего сделан верёвочный телефон. Сейчас мы его опробуем, выйдет к доске... Разойдитесь так, чтобы верёвочка была натянута. Один пусть говорит в стаканчик, а другой слушает, приложив свой стаканчик к уху. Теперь подойдите к друг другу и попробуйте ещё раз. Сделайте вывод. Ещё опробует телефон
Согласны ли вы с выводом: телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута?
Вы можете сами сделать такой телефон дома, если захотите.
Проводят опыт, делают вывод.

Подведение итогов урока:


Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?
На столе у каждого лежит по 2 квадратика, поднимите синий кто понял тему урока и кому было интересно, поднимите жёлтый квадрат, кому было не интересно и кто не совсем понял тему.
Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.


Домашнее задание:

в раб тетради дома выполните упражнения на странице 19.




Учитель: (подпись)
Методист: (подпись)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




ђ Заголовок 115