Методическая разработка классного часа Симон Боливар и его роль в национально-освободительном движении Латинской Америки».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА (для учащихся 8 класса)
по теме: «Симон Боливар и его роль в национально-освободительном движении Латинской Америки».
Цели: углубить знания учащихся о политическом лидере XIX века (дополнительная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ);
образовательная: рассмотреть роль Симона Боливара в национально – освободительном движении Латинской Америки
развивающие: дальнейшее развитие умения и навыки работы в группах; решать познавательные задания, памяткой «Характеристики исторического деятеля», аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях;
воспитательные: сформировать уважение к человеку как к личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории.; Оборудование урока: презентация, экран, компьютер, карты: «Европа в начале нового времени», «Латинская Америка эпохи войны а независимость»; портрет Симона Боливара, раздаточный материал: памятка «Характеристика исторического деятеля», фрагменты из книг, посвящённых деятельности С. Боливара.
При изучении истории учащиеся идут от исторического лица к историческому событию. Работа ведется в группах : четыре группы по пять человек.
Этапы урока.
Вступительное слово учителя.
Работа с информацией для размышления (есть в компьютере, зачитывается вслух).
Аукцион знаний (проверка работы в группах)
4. Решение кроссворда. Кроссворд составляют учащиеся, придумывая термины, фамилии, названия. Можно их заранее познакомить с этапами урока , сообщить тему, задания для повторения . Кроссворд составляют следующим образом: в центре слово, к нему подбирают слова. Это быстро и можно опросить многих, с любой успеваемостью. Вопросы к кроссворду не пишутся. Учащиеся подбирают термины, фамилии , названия сами , что знают по теме. Первое время, начиная с 5класса после пройденного материала на уроке, я составляла им кроссворды для задания на дом . Затем учащиеся помогали мне. Потом научились сами. Иногда на уроке спрашиваю кроссворды у всех или у нескольких. Кроссворды составлены в тетради дома. Можно составлять по группам в классе , или 4человека работают у доски, например, один составляет кроссворд с1по5 параграф, другой с 6-11 параграфы, третий с 12-16 и. т. д, в зависимости от количества терминов, другие в тетрадях. Ученики спрашивают, составленные ими кроссворды у доски, называя фамилии для ответа учащихся в классе , если кто не ответит , отвечают сами или спрашивают других. Таким образом, закрепляются и проверяются исторические термины, фамилии, правильное их написание. Составление кроссвордов - один из способов запоминания и проверки знаний, интересный и любимый учащимися.
5.Работа с текстами с ошибками.
6. Подведение итогов рефлексии (в устной форме, вопросы есть в компьютере), выставление оценок, задание на дом.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
В любую эпоху были герои, лидеры. Среди таких людей был Симон Боливар. Сегодня вы узнаете больше об взглядах, деяниях, судьбе и роли в национально-освободительном движении Латинской Америки. Мы будем обращаться не только к учебникам истории, но и к дополнительной литературе. Это поможет вам определить, какую роль люди сыграли в истории, выработать свое отношение к их деятельности, дать им оценку как личностям. После сообщения темы урока, ее места в курсе новой истории, учитель знакомит учащихся с целями урока, его этапами, формами работы.
На уроке учащимся предоставляется возможность использовать различные источники информации, свободно выражать свое мнение.
2-3. Учащиеся приступают к работе по группам.
Исходя, из интересов и склонностей ребят формируются четыре группы. Три группы работают с материалами, посвященными жизни и деятельности С. Боливара . Группы получают задание и соответствующие дополнительные материалы – «Информацию для размышления».Четвертая группа - «аналитики» - участвует в обсуждении всех трех тем и дает предварительную оценку ответам учащихся, составляет тексты с ошибками и кроссворды.
Познавательное задание: Опираясь на материалы учебника, на карты, информацию для размышления попробуйте составить прогноз, предугадать ход развития событий в данных странах.
Информация для размышления по истории Латинской Америке:
Латинская Америка 300 лет была колонией испанцев.
Информация для размышления о семье С. Боливара:
Не смотря на свое богатое и знатное происхождение, Боливары все же считались креолами и как таковые находились на социальной лестнице ступенькой ниже испанцев. Как и другие креолы, отец Боливара зависел от баскских купцов, которым он вынужден был продавать за бесценок какао и другие продукты своих плантаций.
После высказывания суждений учащимся в группах раздаются карточки с фрагментами из дополнительной литературы. Три группы получают подборку факторов о жизни и деятельности Симона Боливара, его портрет и памятку «Характеристика исторического деятеля» (соответствующие материалы и также памятки получают и участники других групп.).
ПАМЯТКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ.
1. При характеристике исторического деятеля учитывайте:
-наиболее важные черты эпохи, в рамках которой протекала деятельность этого
человека;
-основные этапы, события его государственной деятельности;
- черты его характера и личности:
– властолюбие,
– образованность,
– честолюбие,
– интеллект,
– темперамент,
– ораторские способности,
– терпимость к чужому мнению,
– отношение к людям (доброжелательное, уважительное, заносчивое, неуважительное, равнодушное и т.д.).
– отношение к лести, угодничеству,
– отношение к собственности,
– решительность или нерешительность.
Оцените, настолько черты характера исторического деятеля способствовали
решению стоящих перед ними задач.
3. Определите средства, использовавшиеся для достижения цели
4. Познакомитесь с оценками деятельности этого человека, данными его
современниками, историками.
5. Дайте оценку результатам его деятельности.
6. Сделайте вывод о роли государственного (общественного) деятеля в истории.
Возможно использование и такой схемы характеристик личности:
1. Условия формирования:
- историческая обстановка,
- принадлежность к определенной группе общества (классу),
- ближайшее окружение,
- идейное влияние.
2. Пути формирования личности, идеи, под влиянием которых оно происходило; направленность деятельности этого человека; его реакция на жизненные события и развитие в процессе деятельности определенных свойств личности.
3. Личные качества этого человека, проявившиеся в его деятельности:
- взгляды (мировоззрение):
- нравственные принципы,
- волевые и трудовые качества,
4. Оценка исторического деятеля:
-интересы, какой группы общества он выражал;
- результаты и значение его деятельности для общества и ближайшего окружения.
Приведем еще один, наиболее простой вариант памятки:
1. Когда и в какой стране жил исторический деятель?
2. К какому общественному слою он принадлежал?
3. Какие цели преследовал в своей деятельности?
4. Какими личными качествами обладал?
5. При помощи каких средств добивался задуманного?
6. Оценка его деятельности. -594995333375
Факты из жизни С. Боливара
Родился в 1783 г. в богатой креольской семье. Большое влияние на него оказал видный просветитель С.Родригес. Юность Боливар провел в Европе, где посетил Испанию, Францию, Италию. 15 августа 1805 г. на холме Монте-Сакро в Риме в присутствии Родригеса он поклялся бороться за освобождение Южной Америки от колониального ига. Боливар был широко образован, обладал исключительной силой воли. Был главнокомандующим . Ему присвоили звание Освободителя Венесуэлы. Боливар боролся за освобождение Венесуэлы от испанского господства(1810) и провозглашение ее республикой (1811). Однако потерпел поражение.В 1813 г. была создана вторая Венесуэльская республика во главе с Боливаром. Однако, не решившись провести реформы в интересах народных низов, он не сумел заручиться их поддержкой и в 1814 г. потерпел поражение.
2. Отмена рабства (1816) и издание декрета о наделении солдат освободительной армии землей (1817) позволили Боливару привлечь новых сторонников. После освобождения в 1819 г. Венесуэлы и Новой Гранады была создана Республика Колумбия, президентом которой стал Боливар.
3. В 1823 г. Боливар направил в Перу колумбийские части, и в 1824 г. были разгромлены последние испанские силы на Американском континенте. Боливар, еще в феврале 1824 г. ставший диктатором Перу, возглавил и созданную в 1825 г. на территории Верхнего Перу Республику Боливию, названную так в его честь.
4. Стремясь к объединению испано-американских государств, Боливар созвал в Панаме конгресс их представителей (1826), но не добился успеха. По окончании освободительной войны в регионе усилились центробежные тенденции. В результате сепаратистских выступлений Боливар лишился власти в Перу и Боливии.
5. Боливар любил повторять: "Искусству побеждать учатся на поражениях". Перешел Анды в том месте, где высота достигла 4000м. и вступил в Новую Гренаду.
6. Боливар был широкообразованным человеком, обладал исключительной силой воли.
7. Он был отважным, смелым. Однажды Боливар переплыл со связанными руками реку Ориноко, в другой раз обуздал дикого мустанга.
8.Был прекрасным оратором, любителем светских развлечений, мог протанцевать всю ночь, а затем днями скакать верхом. Был поклонником Руссо Ж. Ж. Посетил Европу, Испанию, Францию, Италию.
9. Боливар вошел в историю латиноамериканских стран как освободитель, участник освободительной борьбы в латиноамериканских странах 1810-1823 гг., умер в 1830 г. от чахотки.
После того, как выступят представители от каждой группы, учащиеся дополняют их ответы, высказывают свое мнение, дискутируют, используя при этом различные источники информации, карты. Члены группы» аналитиков» выставляют оценки, комментируя их.
Группа «аналитиков» составляет кроссворды и тексты с ошибками. За основу берется фамилия исторического деятеля и к ней подбираются термины, например:
б оливия
с а м б о л а т и ф у н д и я
и с п а н и я
в е н е с у э л а
а н д ы
к ре о л ы
Примерный кроссворд, составленный одной из групп.
Ответ: Боливия-государство в Латинской Америке. Названо в честь Симона Боливара.
Самбо-потомки от смешанного брака индейцев и негров.
Латифундия - огромное земельное владение.
Испания-государство , которому принадлежала вся Южная Америка после испано – португальской колонизации.
Венесуэла в1811г объявила себя первая независимой республикой . По уровню экономического развития к началу20в входила в группу наиболее развитых стран латиноамериканского региона. Правда, рабство сохранилось до 50-х гг19в.
Анды – горы. Легендарный переход Боливара через Анды. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500. Они разбили испанские войска. Этот пример свидетельствует о полководческом искусстве Боливара. Желание его и солдат совпадало – быть свободными от колониального ига.
Креолы – так называли потомков испанцев и португальцев, родившихся уже в колониях. Коренное белое население. Среди них были крупные и мелкие земледельцы, владельцы рудников и мануфактур, ремесленники, чиновники администрации, офицеры, священники. Формально креолы имели такие же права , как уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями допускали. Вывод (Среди них были участники патриотического движения креолов, задумавшихся об отделении от Испании.)
Пока одна группа учащихся решает кроссворд, другие выявляют исторические ошибки в приведенных суждениях:
Симон Боливар революционным путем сверг монархию Бурбонов в Боливии. Стал протектором Венесуэлы и Перу, умер католиком, похоронен как протектор.
К нему с симпатией относилась русская общественность. О нем писал русский журнал "Московские новости", ему сочувствовали П. Румянцев – канцлер, И. Сперанский – госсекретарь.
До сих пор в Латинской Америке чтят память о Симоне Боливаре. Именем этого национального героя в Венесуэле называют практически все. Самая высокая вершина страны — 5 тысяч метров — это пик Боливар. Альпинисты, покорившие ее, во время восхождения несли на себе его бюст, чтобы установить его как можно выше. И им это удалось — бюст стал самым высокогорным Боливаром в мире. Поэт Пабло Неруда посвятил Боливару стихи. Его именем названо государство Боливия.
В конце урока проводится устная рефлексия. Примерные вопросы:
Что понравилось на уроке?
Что показалось особенно интересным?
Как, по вашему мнению, работали ваши товарищи на уроке?
Кому вы поставили бы «5» и «4» из одноклассников и почему?
Что еще вам хотелось бы узнать?
Подводя итоги работы на уроке, учитель благодарит всех учащихся. Оценки выставляются с учетом мнения «аналитиков» и учителя. Ответы «аналитиков» тоже оцениваются, оценки комментируются, их бывает, как правило, до 5.
В заключении учитель поясняет, что рассмотренная историческая личность, явились детищем своей эпохи и заслужил внимание современников и потомков.
Литература:
1. Вагин А.А. Хрестоматия для учителя.– М.: Просвещение, 1988.
2. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе.– М.: Просвещение, 1991.
3. Лаврецкий И.Р. Боливар.– М., 1966.
4. Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Юдовская А.Я. Новая история 1800-1913: Учебник для 8 класса.– М.: Просвещение.