Урок в 1 классе. Обучение грамоте. Тема «Звуки [г, г`], [к, к`] и буквы Гг, Кк, С «


1класс. Обучение грамоте. Тема. Звуки [г, г`], [к, к`] и буквы Гг, Кк.
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе.
Цель: закрепить знания о признаках «опасных мест» парных по глухости- звонкости согласных.
Задачи:
закрепить знания о звуках [г, г`], [к, к`], умение различать их на слух и обозначать буквами Г, К; учить читать правильно, выразительно тексты с этими буквами;
развивать речь ребят, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: магнитофон, запись песни «Гуси», шапочки гусей, индивидуальные карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели. Улыбнитесь своему соседу и пожелайте удачного дня.
II. Повторение пройденного. Работа по форзацу азбуки.
- Какие буквы живут в первом домике «Буквограда»? - Почему в русском языке гласных букв больше, чем звуков? - Что мы знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я? - Какие буквы живут во втором домике? -Что можем сказать о букве Й? - В каком домике мы были в гостях на прошлом уроке? - С какими парами согласных по глухости-звонкости мы познакомились?
III. Сообщение темы и цели урока.
-А сегодня мы встретимся с еще одной парой согласных.
1)Хоровое чтение чистоговорки (с доски)
Ка-га, ко-го, Ги-ки-ги – Гена, Гале помоги. Ку-гу, ко-го, Ги-ку-гу – мыть посуду я … . – Произнесение каких звуков мы отрабатываем в этой чистоговорке? - Найдите слоги и слова со звуками [г, г`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки? - Как будем обозначать их на письме? - Найдите слоги и слова со звуками [к, к`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки? - Какой буквой будем обозначать их на письме?
2)- Сформулируйте тему нашего урока. – Чему будем учиться на уроке? Какую букву объявим именинницей? ( Букву Г)
IV. Работа над темой урока.
Буква- именинница дарит вам игру «Доскажи словечко»
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от грачей, Целый день по пашне вскачь, И зовётся птица …(грач)
Михаил играл в футбол И забил в ворота …(гол)
На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков …(горох)
Лодки по морю плывут Люди вёслами …(гребут)
– Хорошо ли слышится звук [г] в досказанных нами словах? Почему?
2)- Но всегда ли можно доверять парным звукам? - Давайте прочитаем столбики слов на странице 22 азбуки. (Чтение слов парами) - В какой паре слов произношение парного согласного и его написание совпадают? (звуки-звук) - Найдите пары слов, где произношение и написание парного согласного не совпадают? (круги- круг, луга- луг, рога- рог) - Какие же буквы может посылать на работу звук [к]? (Г-К) - Когда же нельзя доверять этому согласному? (Когда он стоит на конце слова) - Чему ещё сегодня мы будем учиться? ( Находить «опасные места» парных согласных) - Для чего нам это понадобится? (Чтобы грамотно писать)
3) Работа в парах. Поставьте +, если произношение и написание совпадают и – если не совпадают.
КРАНВКРИКСДРУГРФЛАГКСЛОГИ
Проверка. – Почему же нельзя доверять звуку [к]? (Так как этот звук может обозначаться разными буквами)
4) Отгадайте загадку.
Красные лапки, Длинная шея. Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь) - Беседа о птице, её отличительных признаках.
5) Чтение песенки «Гуси» хорошо читающими детьми.
6) Физ.минутка. Двое ребят, заранее подготовленных, в масках гусей танцуют танец. Остальные повторяют.
7) – Найдите в нашей песенке слова с буквами, которые у нас сегодня в гостях? Если опасность при написании этих букв? Почему?
8)- Наше путешествие с гусями продолжается. И сейчас вам предстоит посмотреть сценку и разобраться, действительно ли гусеница является родственницей гусей. (Инсценировка текста «Родственники» с.23 азбуки) - Почему же гусеница не является родственницей гусю, гусыне и гусятам? Повторное чтение текста по ролям.
9) Дифференциация по уровню сложности.
Для хорошо читающих ребят учитель даёт карточку с текстом, остальным со словами. Задание: найти слова с парными согласными, поставить + , если нет опасности и - , если есть. Взаимопроверка.
Текст (1уровень) Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно. Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда - на луга и на поля. Высокая вырастает трава на лугу!
Слова(2 уровень) Снег, голуби, пирог, лук, кисель, груша, радуга, голова, сапог, книга, знак, цветок.V. Итог урока.
- Какие буквы были у нас в гостях? Какие звуки они обозначают? - Всегда ли можно доверять парным согласным? - Что понравилось? - Оцените свою работу цветными ладошками. (Зелёная - на уроке было легко и всё понятно; жёлтая - были трудности; красная - было трудно и я не понял.)