Урок в 1 классе. Обучение грамоте. Тема «Звуки [г, г`], [к, к`] и буквы Гг, Кк,  С « 
             1класс. Обучение грамоте. Тема. Звуки [г, г`], [к, к`] и буквы Гг, Кк. 
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе.
Цель: закрепить знания о признаках «опасных мест» парных по глухости- звонкости согласных.
Задачи: 
закрепить знания о звуках [г, г`], [к, к`], умение различать их на слух и обозначать буквами Г, К; учить читать правильно, выразительно тексты с этими буквами;
развивать речь ребят, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: магнитофон, запись песни «Гуси», шапочки гусей, индивидуальные карточки.
                                                   Ход урока.
 I. Организационный  момент.  
Долгожданный дан звонок,                                                                                                         Начинается урок.                                                                                                                                    Мы за парты тихо сели,                                                                                                                              Друг на друга посмотрели.                                                                                                                                                                    Улыбнитесь своему соседу и пожелайте удачного дня.
II. Повторение пройденного.                                                                                                                                                                                          Работа по форзацу азбуки.
- Какие буквы живут в первом домике «Буквограда»?                                                                                                         - Почему в русском языке гласных букв больше, чем звуков?                                                                                            - Что мы знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я?                                                                                                                                  - Какие буквы живут во втором домике?                                                                                                                                 -Что можем сказать о букве Й?                                                                                                                                                                               - В каком домике мы были в гостях на прошлом уроке?                                                                                  - С какими парами согласных по глухости-звонкости мы познакомились?
III. Сообщение  темы и цели урока.
-А сегодня мы встретимся с еще одной парой согласных.
1)Хоровое чтение чистоговорки (с доски)
Ка-га, ко-го,                                                                                                                                              Ги-ки-ги –                                                                                                                                                   Гена, Гале помоги.                                                                                                                                  Ку-гу, ко-го,                                                                                                                                              Ги-ку-гу –                                                                                                                                                               мыть посуду я …   .                                                                                                                                                                                – Произнесение каких звуков мы отрабатываем в этой чистоговорке?                                                                                        - Найдите слоги и слова со звуками [г, г`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?                                           - Как будем обозначать их на письме?                                                                                                                                     - Найдите слоги и слова со звуками [к, к`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?                                           - Какой буквой будем обозначать их на письме?                                                                                                                                       
2)- Сформулируйте тему нашего урока.                                                                                                                                  – Чему будем учиться на уроке? Какую букву объявим именинницей? ( Букву Г)
IV. Работа над темой урока.                                                                               
Буква- именинница дарит вам игру «Доскажи словечко»
Всех перелётных птиц черней,                                                                                                              Чистит пашню от грачей,                                                                                                     Целый день по пашне вскачь,                                                                                                                И зовётся птица …(грач) 
Михаил играл в футбол                                                                                                                         И забил в ворота …(гол) 
На жарком солнышке подсох                                                                                                     И рвётся из стручков …(горох) 
Лодки по морю плывут                                                                                                                      Люди вёслами …(гребут)                                                                                                               
                                                                                                                                                            – Хорошо ли слышится звук [г] в досказанных нами словах? Почему?                                                                                                                            
2)- Но всегда ли можно доверять парным звукам?                                                                                                               - Давайте прочитаем столбики слов на странице 22 азбуки. (Чтение слов парами)                                                       - В какой паре слов произношение парного согласного и его написание совпадают? (звуки-звук)                                              - Найдите пары слов, где произношение и написание парного согласного не совпадают? (круги- круг, луга- луг, рога- рог)                                                                                                                                                                                         - Какие же буквы может посылать на работу звук [к]? (Г-К)                                                                                                       - Когда же нельзя доверять этому согласному? (Когда он стоит на конце слова)                                                            - Чему  ещё  сегодня мы будем учиться? ( Находить «опасные места» парных согласных)                                     -  Для чего нам это понадобится? (Чтобы грамотно писать)
3)  Работа в парах. Поставьте +, если произношение и написание совпадают и – если не совпадают.
КРАНВКРИКСДРУГРФЛАГКСЛОГИ
Проверка.                                                                                                                                                                                    – Почему же нельзя доверять звуку [к]? (Так как этот звук может обозначаться разными буквами)                     
4) Отгадайте загадку.
Красные лапки,                                                                                                                                      Длинная шея.                                                                                                                                      Щиплет за пятки,                                                                                                                                          Беги без оглядки. (Гусь)                                                                                                                                                           - Беседа о птице, её отличительных признаках.
5) Чтение песенки «Гуси» хорошо читающими детьми.
6) Физ.минутка.                                                                                                                                                                      Двое ребят, заранее подготовленных,  в масках гусей танцуют танец. Остальные повторяют.                               
7) – Найдите в нашей песенке слова с буквами, которые у нас сегодня в гостях? Если опасность при написании этих букв? Почему?
8)-  Наше путешествие с гусями продолжается. И сейчас вам предстоит посмотреть сценку и разобраться, действительно ли гусеница является родственницей гусей.                                                                                      (Инсценировка текста «Родственники»  с.23 азбуки)                                                                                                      - Почему же гусеница не является родственницей гусю, гусыне и гусятам?                                         Повторное чтение текста по ролям.
9) Дифференциация  по уровню сложности.
Для хорошо читающих ребят учитель даёт карточку с текстом, остальным со словами. Задание: найти слова с парными согласными, поставить + , если нет опасности и - , если есть. Взаимопроверка.
Текст (1уровень)                                                                                                                                                                                                                                                          Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно.                                                                                Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда - на луга и на поля. Высокая вырастает трава на лугу!
Слова(2 уровень)                                                                                                                                                                                 Снег, голуби, пирог, лук, кисель, груша, радуга, голова, сапог, книга, знак, цветок.V. Итог урока.
- Какие буквы были у нас в гостях?                                                                                                        Какие звуки они обозначают?                                                                                                                         - Всегда ли можно доверять парным согласным?                                                                                                           - Что понравилось?                                                                                                                                        - Оцените свою работу цветными ладошками. (Зелёная - на уроке было легко и  всё понятно; жёлтая - были трудности; красная - было трудно и я не понял.)