Конспект урока по обучению грамоте (букварь) по теме: Звуки [м], [м]. Буквы М, м
Конспект урока по обучению грамоте (букварь)
Учитель начальных классов: Дурнева Татьяна ВладиславовнаКласс: 1
УМК: «Планета знаний» Э.Э.КацТема: Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
Цель: познакомить детей со звуками [м], [м'] и буквами, обозначающими эти звуки.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить со звуками [м], [м'] и буквами М и м;
- умение определять, в каких словах есть мягкий согласный звук [м'] и твердый [м];
- умение строить звуковые схемы для предложенных слов, соотносить слово и звуковую схему слова;
- умение читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.
Метапредметные:
- обогащение словарного запаса,
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно,
- развивать коммуникативные навыки ( корректно излагать свое мнение, уважать мнение партнера),
Личностные:
- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу,
- формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, буквы М и м (печатные и прописные), алфавитная лента, иллюстрации, карточки для звуковой схемы и рефлексии.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование
УУД
1. Организационный момент.
3 минут - Прозвенел звонок. Все готовы к работе? Проверьте, у всех ли на столе лежат учебники, тетради и письменные принадлежности. Готовятся к уроку. Личностные УУД:
- умение настраивать себя на работу.
2. Актуализация знаний
3 минуты
- Давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии?
- Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?
- На какую букву начинается каждое из этих слов?
Гласный звук [у].
Медведь, мельница, муха, мыши, мойдодыр.
М Коммуникативные УУД:
-умение высказывать свою точку зрения.
3. Целеполагание
3 минуты - С какой буквой мы с вами сегодня познакомимся и будем работать?
(появляется буква «М»). С буквой М. Личностные УУД:
- умение самостоятельно ставить цель урока.
4. Знакомство со звуком и буквой.
5 минут
- Посмотрите внимательно, на что похожа буква М?
- Какой звук обозначает буква М?
- Буква М бывает прописная и заглавная, прописная и печатная. На качели, на машину с кузовом, на ребят, которые держатся за руки Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.
5. Звуковой анализ
5 минут
- Давайте все вместе произнесем звук [м]. При произношении, наш голос встречает преграды на своем пути? Да, губы. Значит, какой это звук, согласный или гласный? А если бы был гласный, то как бы он произносился?
- Согласные бывают звонкими и глухими. Некоторые согласные имеют свою пару. Например, [к] и [г]. Произнесите звук [к], как мы его слышим? Плохо, глухо. А теперь произнесите звук [г]. Отличается по звонкости произношение? Какое звонче звучит?
- Звук [м] любит быть один, поэтому у него нет пары по глухости-звонкости. Но у него есть пара по мягкости. Да, губы.
Согласный.
ПознавательныеУУД:
- умения извлекать информацию из прослушанного
- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
6. Физминутка
2 минуты - Давайте выйдем из-за парт и немного отдохнем. «Запрещенное движение» Дети выполняют упражнения. 7. Работа с учебником.
10 минут
- Открываем учебник на стр.28. Читаем вместе. Кто может прочитать один вслух? Найдите слоги, слова, предложения.
- Посмотрите на картинки ниже, кого мы видим.
- Давайте проверим, в каком из слов есть мягкий [м]. Для этого нам нужно четко произнести каждое слово.
- На столе у вас лежат карточки в конвертах, достаньте их. Каких они цветов? Красный – это гласный звук. Какие звуки гласные вы знаете? А синий и зеленый – это согласные. Синий – твердый звук, а зеленый – мягкий. Давайте поиграем. Я вам буду говорить звук, а вы мне показывайте карточку.
- Теперь мы разобрались с карточками и можем попробовать построить схему слова. Для этого освободите место перед собой на парте. Вы будете складывать у себя схему, а я на доске. Для начала потренируемся. Слово «ДОМ». Произнесем это слово. Сколько в нем букв? Сколько в нем звуков? Произнесем каждый звук. Д – какой? Какого цвета карточка?
О – что за звук? Какого цвета карточка?
М – что за звук? Какого цвета карточка?
Какие цвета у нас получились?
- Отгадайте, кто это? Давайте теперь составим схему слова «МУХА».
Произнесем это слово. Сколько в нем букв? Сколько в нем звуков? Произнесем каждый звук. М – какой? Какого цвета карточка?
У – что за звук? Какого цвета карточка?
Х – что за звук? Какого цвета карточка?
А – что за звук? Какие цвета у нас получились?
- Откройте рабочую тетрадь на стр.15. Посмотрите на задание в кружочке под №1. Обведите изображения, в названиях которых есть звук [м]. Смотрим ниже, прочитаем стихотворение, подчеркните в словах «м» и «М». Ау, уа, ам, ум – слоги.
Мама – слово.
Мама! – предложение.
Медведь, муравей, земляника, мыши, мельница.
Медведь, мельница.
Самолет, мухомор.
Согласный, твердый.
Гласная.
Согласный, твердый.
Синий, красный, синий.
Муха. ПознавательныеУУД:
- умения извлекать информацию из прослушанного
- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: Умение высказывать свою точку зрения.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
3 минуты - Ребята, с какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова на букву М вы знаете? Каким бывает звук М? Перед вами лежат смайлики. Покажите тот, что соответствует вашему настроению сейчас. Дети делятся впечатлениями от урока.
Регулятивные УУД:
умение давать оценку своей деятельности.
Личностные УУД: