Урок 1. Здравствуй, «Букварь» Введение понятия «предложение» урок-праздник
Урок 1ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»!ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»(урок-праздник)
Цели деятельности педагога: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе, знаниям, предмету; дать понятие о предложении как единице речи; создать условия для формирования умения составлять рассказы на заданную тему.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условные обозначения предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; объяснить, получилось предложение или нет, в чём причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, смысловую связь слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе с обозначением каждого предложения длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», употреблении вежливых слов в речи, необходимости учебной деятельности, подтверждение рассуждений собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, поведении в процессе учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей – уроки начинаются!
– Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками.
II. Самоопределение к деятельности.
1. Отгадывание загадок.
Новый дом несу в руке, Тут жильцы бумажные,
Дверцы дома – на замке. Все ужасно важные.
(Портфель.)
Отгадай, что за вещица:Острый клювик, а не птица,Этим клювиком онаСеет-сеет семенаНе на поле, не на грядке –На листах своей тетрадки.
(Ручка.) Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш.)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я… (тетрадь). – А вы приготовили эти вещи для школы?
Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после – в портфеле. Запомните: каждой вещи – своё место.
– Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга.)
– Ребята, вашей первой учебной книгой станет «Букварь».
Я – «Букварь», учу читать, И сможешь ты тогда
Меня никак нельзя не знать. Любую книжку прочитать
Меня изучишь хорошо – Без всякого труда.
2. Знакомство с учебником.
– Рассмотрите обложку, пролистайте книгу.
Учитель знакомит с авторами учебника, художниками, обращает внимание учеников на условные обозначения в учебнике.
3. Правила обращения с книгой.
– Как надо обращаться с учебниками? (Ответы учеников.)
К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.
– Помните: Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь и ручку,
Парту, доску, книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви!
– Отгадайте загадку:
Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай:
Там, где я, вот там читай.
(Закладка.)
4. Изготовление закладок.
III. Открытие нового знания.
– Всё, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим всё при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
1. Работа по учебнику.
Школа, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Смена новая идет.
Прозвенел звонок весёлый,
Начался учебный год.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какой это день?
– Какое у всех настроение?
– Расскажите, как у вас прошёл первый школьный день.
– Как называется всё то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)
– Устная речь делится на части, которые позволяют понимать то, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями.
Здравствуй, школа! Мы с цветами
Первый раз заходим в класс.
И осенними глазами
Смотрит солнышко на нас.
Прозвенел колокольчик волшебный,
Дружно входим с волнением в класс.
Новый год не простой, а учебный
Открывает учитель для нас.
Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами. Это письменная речь.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)
– Полоска – это условное обозначение предложения в письменной речи.
2. Игра «Составь предложения».
Учитель приглашает к доске по 3–4 ученика (в зависимости от количества слов в предложении). На ухо каждому ребёнку учитель говорит слово из предложения. Учащиеся в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чём причина неудачи.
Например:
– На сидит дереве белка. – Нарушен порядок слов.
– Волк делает стол. – Нет смысла.
– Маленькая кузнечик сидит в траве. – Слова не связаны по смыслу.
Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определённом порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.
– Сколько картинок? (4.)
– Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской.
– Возьмите полоску и положите её так же, как… (имя ученика). Это наше первое предложение.
– Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой до полоски.
Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.
1. Родители привели учеников в школу.
2. Ребят встречает учительница.
3. Учащиеся сели за парты и познакомились.
4. Учительница начала урок.
– Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1 «А», 1 сентября, книги.)
– Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.)
Вывод: письменную речь мы видим и пишем.
– Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предложений.)
– Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл.
Вы теперь мои друзья!
Познакомьтесь: 1«А»!
– Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой буквы, а в конце обязательно ставить точку.
IV. Первичное закрепление: упражнение в составлении предложений.
– Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания учеников.)
Школа – самый лучший друг! Второй наш дом родной!
Здесь постигаем курс наук мы дружною семьёй.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы научились делать сегодня на уроке?
– Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.) Что вы знаете о речи?
Рекомендация. Завести тетради в клетку по обучению чтению; выполнить задание: рисунок «Мой первый день в школе».