Технологическая карта урока обучения грамоте ( чтения) на тему: «Знакомство с учебником «Букварь». Введение понятия «предложение». Составление предложений по теме» проведённого в 1 «А» классе
Уроки по ФГОСам
Технологическая карта урока обучения грамоте ( чтения) на тему:
«Знакомство с учебником «Букварь». Введение понятия «предложение». Составление предложений по теме»,
проведённого в 1 «А» классе МБОУ СОШ № 6 им. И.Т. Сидоренко
Учитель: Семикозова Ирина Васильевна
Тема Знакомство с учебником «Букварь». Введение понятия «предложение». Составление предложений по теме.
Цель темы
познакомить учащихся с новым предметом, учебником «Букварь», с правилами обращения с книгами, научить руководствоваться инструкцией и выполнять правила поведения на уроке, дать понятие о предложении как единице речи, научить составлять предложения по картинкам и моделировать с помощью длинных полосок бумаги, развивать связную речь учащихся.
Планируемый результат Предметные: знают правила обращения с учебной книгой,, значение понятия «устная речь», «письменная речь», «слово», « предложение»; условные обозначения предложения в письменной речи; умеют наблюдать за предложениями в речевом потоке и в письменной речи, составлять предложения по иллюстрациям,; объяснять получилось предложение или нет, выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении. Связь слов в предложении, смысловую связь слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской.
Метапредметные: познавательные - последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе с обозначением каждого предложения полоской: формулирование ответов на вопросы, построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение»;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие; коммуникативные- уметь формировать коммуникативно- речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; личностные- положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, поведении в процессе учебной деятельности.
Основные понятия Речь, устная и письменная речь, предложения
Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Букварь» 1ч.,
Презентация
Полоски бумаги
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные
рамки урока. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, начинается урок! Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты - слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Сейчас урок чтения.
Повторение правил поведения в школе.
Презентация Слайд №1
Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
Коммуникативные УУД
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Личностные УУД
Определять общую цель и пути её достижения
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель:
1) учить включаться в обсуждение проблемных вопросов 1. Отвечать на поставленные вопросы
2. Работать с информацией, представленной на титульном листе (условные обозначения)
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Проверить знания учащихся
Организовать фронтальную работу.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
1. Актуализация знаний.
У каждой девчонки, Любого мальчишкиВ портфеле есть Эта заветная книжка.Читают и ныне, Читали и встарьЧудесную книжку С названьем...(Букварь)
Презентация Слайд 2
Знакомство с букварем
Кто догадался, с каким учебником мы сегодня будем знакомиться? ( ответы детей)
Как вы думаете, почему эту книгу так назвали? От какого слова произошло название? Докажите.( буква- букварь)
Положите «Букварь» перед собой. Давайте внимательно посмотрим на обложку. Что вы видите? Раскройте эту чудесную книгу под названьем «Букварь» Пролистайте книгу. Чему она нас сможет научить? На с.3 условные обозначения .
Как вы думаете для чего в «Букваре» есть условные обозначения? ( ответы детей)
Почему вы так думаете, докажите?
Как вы думаете, что это за обозначение?
Правила обращения с книгой.
Презентация Слайд 3
Как надо обращаться с учебниками? (ответы учеников)
К учебникам нужно относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.
Помните: Сами вещи не растут, Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь и ручку, парту, доску, книжку, сумку- береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Отгадайте загадку: Я нужна вам для порядка, зря страницы не листай: там, где я, вот там читай. ( Закладка)
Как вы думаете, для чего нужны закладки?
А сейчас расскажите, что вы только что узнали? Наблюдать за языковым материалом
Отвечать на вопросы по теме
Регулятивные УУД
Адекватно воспринимать оценку учителя
Актуализировать свои знания для выделения места затруднения
Познавательные УУД
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) познакомить учащихся с устной и письменной речью
2) учить учащихся выделять из речи предложения
Работать с представленной информацией
Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ
.Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Организовать работу по учебнику
Организовать работу учащихся в ходе беседы
Оценивать правильность выполнения задания.
Изучение нового материала.
- Все, что мы говорим, это речь. Называется она устной. Так как мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Рассмотрите картинку на слайде. Презентация Слайд 4
Что на ней изображено? Какой это день? Какое у всех настроение? Расскажите, как у вас прошел первый школьный день? Как называется все, что мы сейчас говорим? ( Устная речь)
Устная речь делится на части, эти части называются предложением.
Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах, обозначается буквами. Это письменная речь.
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите под картинкой? (полоску)
Полоска- это условное обозначение предложения в письменной речи. Изучение нового материала.
Личностные УУД
Высказывать свою точку зрения
Познавательные УУД
последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказов по сюжетным картинкам Приводить примеры предложений
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Отмечать признаки
предложения Отмечать признаки
предложения
Игра «Составь предложение»
Учитель приглашает к доске 3-4 ученика. На ухо каждому учитель говорит слово из предложения. Учащиеся в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет.
Волк делает стол. ( нет смысла)
На сидит дереве белка. ( нарушен порядок слов) Познавательные УУД
Отмечать признаки
предложений
объяснять получилось предложение или нет Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
5. Реализация построенного проекта
Оформлять предложения с помощью схем -полосок Устанавливать по схеме различия между предложениями Посмотрите сколько картинок? (4) Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской. Возьмите полоску и положите ее так же, как ( имя ученика)
Родители привели учеников в школу.
Ребят встречает учительница.
Учащиеся сели за парты и познакомились.
Учительница начала урок.
Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. Познавательные УУД условные обозначения предложения в письменной речи
Коммуникативные УУД конструктивные способы взаимодействия с окружающими
Физкультминутка
релаксация Формирование установки на здоровый образ жизни А теперь ребята встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! ЛичностныеУУД
Формирование установки на здоровый образ жизни
6. Первичное закрепление с проговариванием
Учитывать степень сложности задания и определять для себя
Организовать работу с учебником Упражнение в составлении предложений.
Ребята, посмотрите на картинку в букваре на с.4, как вы думаете, что говорит учитель?
( ответы детей) Познавательные УУД
Находить необходимую информацию из учебника
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону Уметь работать в группе, выполнять задание и проверку
Проверка изученного
Игра «Найди предложение» Обозначьте длинными полосками бумаги предложение на парте.
( В корзине листы с предложениями и словами) Дети подходят по одному, учитель зачитывает и дети делают выводы)
- Сколько полосок вы выложили на парте, посчитайте, значит, сколько было предложений?
Проверяем - один ученик выполняет у доски. Сверьте.
Коммуникативные УУД
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
Производить взаимопроверку
8. Включение в систему знаний и повторение Формулировать выводы из иученного материала
Подвести в выводу
Что речь бывает устной и письменной. Речь состоит из предложений. Составление предложение с предметами, нарисованными на картинках (работа в паре)
Ребята, у каждого из вас на столе лежит конверт с картинками один на двоих. Вы вдвоем выберете только те картинки, на которых изображены школьные принадлежности и к каждой картинке придумаете предложение.
Составьте рассказ. Это какая речь? Устная или письменная? Докажите?
Из чего же состоит наша речь?
Познавательные УУД Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке Оценивать свои достижения на уроке
Уметь подводить итог урока
Оценивать свои достижения на уроке
Рефлексия деятельности:
Что выражает предложение?
Какой вывод сделаем?
1.Какое задание понравилось?
2. Какое задание было самым трудным? Лёгким?
3.О чем не знали, а на уроке узнали?
Покажите смайлик:
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились различать деревья, кустарники, травы,но иногда вам ещё нужна помощь
Вы считаете, что было трудно на уроке. ЛичностныеУУД
Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения